
- •Глава 5.Антропогенные ландшафты.
- •5.1. Ландшафтоведение и взаимодействие природы и общества.
- •5.2. Антропогенные и культурные ландшафты.
- •5.2.1.Антропогенный ландшафт.
- •5.2.3.Культурный ландшафт.
- •5.3.Общая характеристика антропогенных ландшафтов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью (агротехногенез).
- •5.3.1. Сельскохозяйственные ландшафты (агроландшафты).
- •5.3.2.Лесные антропогенные ландшафты.
- •5.4.Антропогенные ландшафты, связанные с деятельностью промышленных предприятий.
- •5.4.1.Горнопромышленные ландшафты.
- •5.4.2. Техногенные изменения ландшафтов в районах развития нефтедобывающей промышленности.
- •5.4.3.Техногенные изменения ландшафтов под воздействием теплоэлектростанций
- •5.5. Городские ландшафты
- •5.5.1.Ландшафтно-геохимический анализ городов.
- •5.5.2. Комплексная геохимическая оценка экологического состояния города
- •5.6. Рекреационные ландшафты.
- •5.7.Беллигеративные ландшафты / lat - вести войну/
5.4.3.Техногенные изменения ландшафтов под воздействием теплоэлектростанций
Наиболее сильное влияние на прилегающую территорию теплоэлектростанция (ТЭС) оказывает дымовыми выбросами золы, окислов серы и азота. Другие виды воздействий оказывают существенное влияние на компоненты ландшафта лишь в сочетании с другими воздействиями.
Дымовые выбросы ТЭС на твердом топливе подщелачивают атмосферные осадки, почву и поверхностные воды. В условиях промывного режима почв лесной зоны (таежные ландшафты на бескарбонатных породах) поступление содержащих щелочи атмосферных осадков приводит к понижению кислотности, дополнительному поступлению элементов питания за счет зольных выбросов угольных ТЭС, что может положительно сказаться на биопродуктивности ландшафтов. Но при высоких концентрациях в золе кальция возможно формирование экологически кризисной ситуации для кальциефобов в зоне, непосредственно прилегающей к ТЭС.
В степной и сухостепной зонах кризисные ситуации вокруг ТЭС могут возникнуть из-за повышенной запыленности приземной атмосферы за счет худшего ее самоочищения при малом количестве осадков и вторичном запылении за счет перемешивания выпавшей золы и пыли со слабо задернованной и сухой поверхностью почвы.
Особенно остро это может проявляться в селитебных зонах, ухудшая санитарно-гигиенические условия зон, попадающих в сферы влияния угольных ТЭС. Поэтому с антропоцентрических позиций более негативные экологические последствия от работы угольных ТЭС следует ожидать в степных и сухостепных ландшафтах.
Дымовые выбросы мазутных и (в меньше степени, газовых) ТЭС содержат значительное количество окислов серы и азота и подкисляют атмосферные осадки, поверхностные и подземные воды. В условиях лесной зоны с промывным режимом подкисление ведет к усилению выноса катионогенных элементов из поглощающего комплекса дерново-подзолистых почв, что отрицательно сказывается на их плодородии и биопродуктивности ландшафта. Окислы серы и азота непосредственно оказывают негативное воздействие на фотосинтезирующие органы растений. Отмирание лишайников и повреждение сосняков наблюдается при концентрациях окислов серы 0,03-0,2 мг/м3. В зонах локального влияния мазутных ТЭС в лесных ландшафтах можно ожидать экологически неблагоприятных, а иногда и кризисных ситуаций связанных с закислением поверхностных вод, усыханием хвойных лесов и растений кальциефилов в наименее устойчивых к кислотным выбросам ландшафтах, снижение продуктивности лесных ландшафтов и сельскохозяйственных угодий.
В лесостепных и степных ландшафтах с черноземными и каштановыми почвами, буферность которых значительно выше, чем объемы поступающих за счет выбросов ТЭС дополнительных кислот, их влияние будет минимальным.
Выбросы ТЭС осуществляются на большую высоту и поэтому в зоне, непосредственно примыкающей к ТЭС, выпадает не более 10% от выброшенных окислов серы и их производных и половина дымовых выбросов. Остальная часть включается в транзитные потоки регионального уровня, что в комплексе с другими загрязняющими производствами может создавать региональные неблагоприятные и кризисные экологические ситуации, связанные, например, с усыханием и снижением продуктивности части лесов на значительном удалении от ТЭС. Исследования показали, что повреждаемость растений одного и того же вида или их устойчивость к двуокиси серы меняется в 1,5-3 раза в зависимости от вида ландшафта и положения в нем. Различия же в устойчивости к двуокиси серы разных видов древесных растений в одном и том же ландшафте могут достигать 1-1,5 порядков.
Учитывая, что приземные концентрации окислов серы и азота даже в локальных зонах вокруг современных ТЭС с трубами высотой 200-300 м, как правило, относительно невелики, говорить о коренной перестройке ландшафтов как целого, при отсутствии других воздействий можно только по отношению к ограниченным, наименее устойчивым видам. Остальные же ландшафты ранга фаций и их групп будут претерпевать различные антропогенные модификации по тем или иным природным компонентам или их параметрам. Например, в таежных ландшафтах это может быть смена основной лесообразующей породы, для которой эта ситуация является кризисной, на второстепенную. Однако при дополнительных антропогенных воздействиях или при некоторых естественных экстремальных отклонениях в состоянии природной среды (например, засухах или очень влажных годах) наименее устойчивые, сильно модифицированные ландшафты уже целиком могут оказаться в экологически кризисном состоянии.