Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопрос 37.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
29.21 Кб
Скачать

Начало освободительного движения.

Рост дороговизны привел в 1560-х гг. к ряду голодных бунтов городской бедноты. Распространение кальвинизма, наталкивавшееся на гонения и казни, вызвало к жизни новые формы проповеди (ночные, загородные, вооруженные). То же самое было у лютеран. Крайней точкой стал 1566 г.

Полностью провалились попытки добиться от Филиппа II смягчения «плакатов». Оппозиция перешла к более решительным действиям. Вильгельм Оранский отказался реализовывать на вверенных территориях указы о преследовании за веру. Он начал готовить наемное войско в Германии на случай конфликта в Нидерландах. Новый шаг сделали дворяне. В их среде политический протест против нарушения законов страны сплетался с возмущением крайней религиозной нетерпимостью и со стремлением предотвратить стихийный взрыв народного недовольства. В конце 1565 г. сложился союз дворян, подписавших документ об их общей позиции и взаимопомощи – «Компромисс». Участники союза, протестанты и католики, дали клятву добиваться искоренения в Нидерландах инквизиции как причины тирании, несправедливости и разорения граждан, угрозы общественному порядку. Одновременно подтверждалась верность испанскому королю. Множество горожан примкнули к дворянам.

5 апреля 1566 г. триста дворян прибыли в Брюссель и вручили Маргарите Прамской петицию с предупреждением об угрозе народных волнений, если не будет отменена инквизиция и созваны Генеральные штаты. Наместница испугалась, отправила весть королю и ограничила преследования за веру. Дворян кто-то из придворных назвал «гёзами» (нищими), и они стали демонстративно себя так называть.

Протестанты сразу же повыползали и стали быстренько проповедовать, пока преследования прекратились. Кальвинисты стали размножаться как тараканы. На проповедях зародилось потрясшее Европу иконоборческое движение. Оно началось в Южной и Восточной Фландрии, перебрасываясь из провинции в провинцию и вовлекая в городские восстания сельское население. Толпы людей крушили монастыри и церкви, нападали на духовных лиц.

Иконоборческое движение вызвало панику правительства и попытку немедленно расколоть оппозицию. Наместница обещала смягчить применение «плакатов» и даже обеспечить свободу протестантской проповеди в специально отведенных местах, если дворянство поможет восстановить спокойствие в стране. Дворяне повелись на эти сказки, распустили союз и выступили против иконоборческого движения.

Режим герцога Альбы в Нидерландах.

Филиппу II не понравились события в Нидерландах, он отправил туда карательный отряд во главе с Джесикой Фернандо Альварес де Толедо Альбой в 1567 г. Узнав о прибытии такого милого человека, тысячи людей отправились в эмиграцию.

В 1567 г. Альба вступил в Брюссель, разместил свои войска в городах и замках страны и приступил к тирании. Организовал клуб по интересам – Совет по делам мятежа («кровавым» был прозван он), который ежемесячно награждал лучших мятежников и вручал особый приз – бесплатную казнь.

Вильгельм Оранский и его брат Людвиг Нассау возглавили силы сопротивления. Они вторглись в Нидерланды с крупными армиями наемников с юга и севера, чтобы свергнуть режим Альбы. Но было бы неинтересно, если бы все так быстро кончилось, а потому Нассау был разбит, а Оранский отступил. Войско, не получив плату за флешмоб «Погуляй по Нидерландам», рассеялось. Вильгельма Оранского обвинили в попытке захвата власти в стране и конфисковали все имущество, и даже сына.

Альбе стало скучно только убивать всех, а потому он начал финансовую реформу, чтобы вводить новые налоги без Генеральных штатов. В 1571 г. начали вводить испанское налогообложение средневекового типа – алькабалу. Предписывались три налога – 1%-ный со всякого недвижимого имущества, 5%-ный с продажи недвижимости и 10%-ный с продажи любого товара. В стране начались массовые банкротства, сократились объемы торговли. Тех лавочников, которые хотели протестовать, повесили на дверях их же лавок.

Изгнанники вернулись в страну и с местным населением стали вести партизанскую войну против испанских войск. На убийства от Альбы стали отвечать убийствами от партизанов. Партизаны поселились в лесах и стали именоваться «лесными гёзами».

Второй период освободительной борьбы. Восстание 1572 г.

На севере действовали «морские гёзы» (интересно, что бы подумали партизаны, узнав, что гёза – это нечто вроде китайских пельменей?), среди командиров которых было немало дворян. Они нападали на испанские суда и грабили их, а базировались в портах Англии, которой за счастье было подгадить испанцам. Альба принимал меры против гёзов и в то же время с презрением к ним относился (ммм, сначала бил их, а потом говорил – «фуу, гадость какая»?).

Весной 1572 г. Елизаветы, избегая открытых столкновений с Испанией, выгнала «морских гёзов» из своих портов. Тогда морские партизаны захватили порт в Зеландии, что стало сигналом для начала народной освободительной войны в северных провинциях. Вильгельм Оранский всячески оказывал им поддержку и призывал к веротерпимости, ибо католики-партизаны составляли большую часть восставших.

Летом 1572 г. штаты в Дордрехте официально постановили призвать Вильгельма Оранского и назначили его статхаудером, объявили свободу вероисповедания. Это были первые шаги на севере к организации самостоятельной республиканской власти.

Оранский прибыл в Голландию, чтобы оттуда возглавить сопротивление испанцам. Среди руководства оппозицией утвердилось представление в необходимости иностранной помощи для освободительной борьбы.

Альба двинул на север против мятежников свои войска, которые осаждали города, добиваясь покорности. С декабря 1572 г. по июль 1573 г. длилась героическая оборона Харлема, но из-за голода город сдался. Во время праздничной вечеринки по этому поводу было казнено более 2000 человек. Альбе так стало стыдно, что убито 2000 человек, пообещал королю в следующий раз исправиться и убить всех. При попытке захватить Алкмар и перерезать там всех, местное население просто открыло все плотины и испанцев смыло.

До Филиппа II дошло, что в Нидерландах не очень рады присланному герцогу, и он отозвал его, заменив в 1573 г. на Луиса Рекезенса. Испанцы теперь стали действовать хитрее – они всячески подлизывались к местному населению, но в то же время подпитывали контрреформационный и происпанский курс. Новое вторжение германских наемников Людовика Нассау потерпело крах. В марте 1576 г. Рекезенс умер, но его политику лавирования продолжил Государственный совет.