Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная наука и техника в 20-30 годы XX века.doc
Скачиваний:
168
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
208.38 Кб
Скачать

Академия наук и власть.

Известно, что в октябре–ноябре 1917 г. академики не приняли советскую власть. Отношения между академией и высшими органами политической власти оставались напряженными и в последующее десятилетие. Так, в 1918–1920 гг. В.И.Ленин помешал разгрому РАН как "старорежимного", "буржуазного" учреждения. Руководители органов управления советской экономикой всегда высоко ценили участие академии в решении научно-технических проблем народного хозяйства. Сами же академики превыше всего ставили интересы российского государства и стремились всемерно способствовать восстановлению и реконструкции научного и технического потенциала России. В результате в условиях нарастающего политического давления академии около десяти лет удавалось сохранить известную автономию. Сделать это было непросто. Руководители Наркомпроса, непосредственно ведавшие деятельностью РАН, полагали, что академии свойственны "замкнутость и кастовый дух" и что взамен ее (или "над ней") следует "воздвигнуть омоложенный, более жизненный, более деятельный, построенный на более демократических началах центр"). История задуманной Научным отделом Наркомпроса, но так и не состоявшейся в 1917–1920 гг. реформы РАН, заслуживает особого изучения.

К этому сложному во многих отношениях периоду относится расцвет организации научно-технических работ КЕПС, в частности – начало успешной деятельности ряда основанных ею институтов. В то время академики – специалисты в области физико-математических, химических и технических наук – непосредственно участвовали в работе президиума ВСНХ и выполняли прямые задания советской власти, чем немало способствовали решению жизненных проблем России. Зародившаяся до 1917 г. тенденция усиления академических научно-технических исследований получила финансовую поддержку ВСНХ и СНК РСФСР. А.В.Луначарский, выступая 11 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК 4-го созыва, сообщил, что ВСНХ РСФСР признал "чрезвычайно существенными" предложения РАН о научных исследованиях в интересах советского государства. Заинтересованность в деятельности академии ВСНХ неоднократно демонстрировал и в последующие годы.

В начале 1925 г., ходатайствуя перед СНК РСФСР о признании академии в связи с ее 200-летием всесоюзным научным учреждением, Наркомпрос одновременно настаивал на том, чтобы она оставалась в его ведении "по соображениям идеологическим, плановым и организационным". Вопреки этому 27 июля 1925 г. академия была не только признана высшим научным учреждением страны и переименована в АН СССР, но и передана из Наркомпроса в ведение СНК СССР. В 1927 г. высшие органы власти приступили к планомерному включению АН СССР в работы по индустриализации страны. Для этого они решили сделать академию более управляемой, не разрушая исторически сложившиеся формы организации академической деятельности. Предпринятая правительством многоходовая комбинация оказалась успешной. Первым ходом в ней стало утверждение нового устава АН СССР. Задача "приспособлять научные теории и результаты научных опытов и наблюдений к практическому применению в промышленности и культурно-экономическом строительстве Союза ССР" была включена в число трех важнейших направлений работы академии. Отныне в выборах академиков могли принимать активное участие общественные организации. Это открыло дорогу в академию членам ВКП(б), не имевшим особо выдающихся научных достижений и заслуг.

В апреле 1928 г. число академиков было увеличено до 85 – практически в два раза. После состоявшихся 12 января 1929 г. выборов в состав академии вошли С.А.Чаплыгин, В.Ф.Миткевич, И.М.Губкин и Д.К.Заболотный – специалисты по техническим наукам. Кроме того, были избраны известные своими научно-техническими интересами Д.С.Рождественский и Л.И.Мандельштам (по физическим наукам); А.Е.Чичибабин (по химии). В числе избранных по социально-экономическим наукам был Г.М.Кржижановский. Скандал разгорелся из-за того, что три кандидата из списка (A.M.Деборин, Н.М.Лукин и В.М.Фриче) получили на Общем собрании менее 2/3 голосов. Подвергшееся беспрецедентному давлению академическое сообщество в конце концов вынуждено было исправить допущенную "ошибку". Рекомендованные "сверху" абитуриенты избирались в академию уже беспрекословно. После того как "новые академики" взяли в свои руки управление, власти с их помощью окончательно преодолели идеологический нейтралитет академии и установили жесткий политический контроль за ее деятельностью. В марте–апреле того же года сессия академии утверждает первый в ее истории план работы на 1931–1932 гг. Новые научно-организационные условия были закреплены еще более политизированным уставом академии, утвержденным Президиумом ЦИК СССР 23 мая 1930 г.

21 августа 1931 г. СНК СССР принимает постановление об укреплении материально-технической базы академии и увеличении в ней числа кафедр технических наук. Так правительство приступило к реализации идеи, выдвигавшейся академиком А.Н.Крыловым еще в 1920 г. В 1932 г. в числе избранных академиков были: Н.Н.Семенов и С.И.Вавилов (по кафедре физических наук), И.Г.Александров, И.П.Бардин, А.А.Байков, Э.В.Брицке, Б.Е.Веденеев, А.В.Винтер, Г.О.Графтио, И.Г.Гребенщиков, С.В.Лебедев, М.А.Павлов, Н.Н.Павловский, Н.М.Тулайков, А.А.Чернышев и К.И.Шенфер (по кафедре технических наук). С этими именами связаны последующее развитие научно-технических исследований в АН СССР и ее активное участие в индустриализации России. В 1932 г. уже более 47% бюджета АН СССР составили средства, выделенные наркоматами и хозяйственными органами на выполнение конкретных хозяйственных задач. Период многоходового "освоения" академии наук партийно-государственной властью завершается 25 апреля 1934 г., когда СНК принимает постановление о переводе основных учреждений АН СССР и ее Президиума в Москву. Здесь правительству и ЦК ВКП(б) было проще обеспечить оперативное управление и контролировать академическую деятельность. О сложности этого мероприятия говорить не приходится. Но выполнено оно было весьма решительно и в кратчайший срок. Не разбирая здесь произошедшие в этот период изменения в составе и методах работы руководства АН СССР, заметим, что так или иначе все эти события положили начало действительной истории организации академических научно-технических исследований как государственного института.