Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3_glava_andronovtsev.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
203.78 Кб
Скачать

Содержание Введение

Погребальные памятники являются одним из наиболее массовых и значимых свидетельств прошлого. В ряде случаев они служат основным источником изучения истории дописьменных культур. В связи с этим многие современные представления о той или иной археологической культуре связаны с остатками древней погребальной практики. Памятники андроновской культуры впервые были обнаружены у села Андроново недалеко от Ачинска в 1914 г.

Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.

В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется, по меньшей мере, четыре родственных культуры:

1) Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600до н. э..Укрепление Синташта в Челябинской области 1800 до н. э. Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;

2) Алакуль (2100-1400 до н.э.) в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Казылкум.

Алексеевка (1300-1100 до н.э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении.

3) Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур.

4) Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня).

Андроновская культура представляет собой один из самых интересных и важных периодов эпохи бронзы Евразийских степей. Прошло более 80 лет с момента исследования и введения в археологическую науку А.Я.Тугориновым в 1941 г. могильника у деревни Андронова в близи города Ачинска, определившего название археологической культуры огромного ареала, но до сих пор андроновская культура вызывает много вопросов и споров. Среди исследователей нет единого мнения по основным вопросам истории андроновских племен. К ним относятся вопросы происхождения культуры, относительной и абсолютной ее хронологии, сосуществования федоровской и алакульской культур, вопросы некоторых локальных вариантов андроновской культуры в целом и отдельных вариантов. Само понятие «андроновская культура» является спорным. На смену последней пришло более расширенное и углубленное понятие «андроновская культурно-историческая общность».

Андроновская культурно-историческая общность является в настоящее время одной из ключевых проблем археологии эпохи бронзы. 

В восточноуральских и западносибирских музеях, а также в фондах государственного Исторического музея, Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии и других хранится сейчас более тысячи коллекций керамики и вещей эпохи раннего метала и бронзового века, происходящих из разных мест Восточного Зауралья и Западной Сибири.

Актуальность работы: актуальным представляется систематизация и формирования целостное представления о погребальном обряде, как едином комплексе андроновской культуры его локальную специфику. Отсутствует сводная работа по погребальным обрядам, нет целостного представления о погребальном обряде, есть работы по отдельным регионам, необходимо сравнение погребального обряда, выявить общее и особенное.

К настоящему времени было исследовано огромное количество погребальных комплексов, а также случайных находок, что предопределило статус этой культуры как наиболее изученной. Коллекции андроновских древностей хранятся в музеях России и ближнего зарубежья. Однако, несмотря на огромное количество раскопанных курганов, до сих пор остаются дискуссионными основные вопросы изучения культуры. Это касается периодизации и хронологии, выявления половозрастных, социальных и локальных структур андроновской культуры.

Основным источником по изучению андроновской культуры являются погребальные памятники. Для более четкого анализа и систематизации погребений, необходимо выявление региональных особенностей. Указанное направление отвечает современным тенденциям в развитии археологической науки.

Хронологические рамки исследования: XVII-IX века до н.э. – время существования андроновской культурно-исторической общности.

Территориальные рамки исследования затрагивают Западную Сибирь, Южный Урал и западную часть Средней Азии.

Данная тема получила определенное освящение в исторической найуке.

Исследователей бронзового века Западной Сибири, можно разделить на три этапа:

  1. Дореволюционные исследования.

Дореволюционные исследования в Зауралье и Западной Сибири – это период первоначального накопления археологических материалов. В 80-х и 90-х годах активизируются археологические исследования в Западной Сибири. Полевые разведки и стационарные раскопки велись в основном в районе Тюмени (И.Я. Словцов), в бассейне Томи и на Алтае С. К. Кузнецов, А.В. Адрианов, С. М. Чугунов, В. М. Флоринский, Н. Ф. Кащенко и др.). Поступившие от них коллекции частью являются результатом их собственных раскопок, частью были закуплены ими у местного населения.

  1. В 1920-1930-х годах наступил новый этап археологических исследований – были начаты систематические раскопки по микрорайонам с целью периодизации местных памятников и выявлению локальной специфики культурного и экономического развития древнего населения Зауралья и Западной Сибири. В свердловско – тагильском регионе и Тюменском Притоболье такие работы ведут Д. Н. Эдинг, П. А. Дмитриев; в районе Омска – В. П. Левашова; в Верхнем Приобье – В. Н. Чернецов, В. С. Адрианов. Особенно большое значение имели работы Теплоухова.

Он выделил несколько хронологических следовавших друг за другом культурных комплексов – афанасевский (эпоха раннего металла), андроновский (развитый бронзовый век), карасукский (поздний этап бронзового века) и тагарский ( скифское время) .

  1. Первые успешные опыты периодизации памятников Западной Сибири и Восточного Зауралья были осуществлены в конце 1940- х и в 1950-е годы. В эти годы вышли монографии и большие обобщающие статьи.

Одновременно появляются первые работы с удачными попытками выявить общие закономерности развития западносибирских культур бронзового века в сопоставлении с этапом историко – культурное развития соседних территорий. По вопросу о происхождении андроновской культуры одни исследователи ограничились лишь указанием на то, что Минусинская котловина была восточной периферией этой культуры (Теплоухов, 1929), другие предполагали, что она сложилась на базе афанасьевской культуры Минусинской котловины (Киселев, 1951). Позднее С. В. Киселев (1957) склонился к западному происхождению андроновской культуры. Иное мнение по этой проблеме у А. А. Формозова. Он считает андроновскую культуру результатом смешения нескольких энеолитических культур: кельтеминарской, южноуральской и афанасьевской (Формозов, 1951). Концепция А. А. Формозова вызвала серьезные возражения у некоторых исследователей (Чернецов, 1953; Черников, 1960). Весьма оригинальное предположение о генезисе андроновской культуры высказал К. В. Сальников. По его мнению, она формировалась на обширных просторах степной и лесостепной полосы Зауралья, Северного Казахстана и Западной Сибири (Сальников, 1967). Интересна точка зрения по этому вопросу С. С. Черникова (1957, 1960). Он полагает, что андроновская культура возникла на основе развития неолитических племен северной полосы казахстанских степей и в качестве доказательства указывает на отсутствие резкой границы между культурой неолита и ранней эпохи бронзы и наличие некоторой преемственности в материальной культуре, главным образом в керамике, ее орнаменте, в каменных орудиях и т. д. В 1963 г. К. А. Акишев сформулировал совершенно новое предположение о происхождении андроновской культуры. По степени скопления памятников и уровню развития материальной культуры эпохи бронзы степного типа он выделил три центра появления андроновской культуры. Первый охватывает Сибирь, Алтай и Восточный Казахстан, второй - Центральный Казахстан, третий - Южное Приуралье, Притоболье и Западный Казахстан (Акишев, Кушаев, 1963). Для подтверждения такого полицентрического происхождения андроновской культуры, нам кажется, необходим более обширный археологический материал.

В Казахстане открыто несколько десятков поселений этой культуры. Среди них наиболее интересны поселения близ с. Алексеевка на р. Тобол (Кривцова-Гракова, 1947), Бугулинское и Каркаралинское в Центральном Казахстане (Маргулан и др., 1966). Здесь были добыты богатейшие хозяйственные и бытовые предметы. Погребения этого времени представлены могильниками, которые состоят из одной или нескольких десятков могил, окруженных круглыми или прямоугольными оградками, сложенными из камня. Умерших укладывали в скорченном положении на левый бок, головой на запад или юго-запад. Встречаются и парные захоронения с покойниками, лежащими скорченно, лицом друг к другу. В могиле доказывался один или несколько ритуальных горшков, а рядом нередко находили медные бусы или бронзовый нож. Глиняная посуда андроновцев покрыта сложным орнаментом из треугольников, ромбов, меандров и других геометрических фигур. Весь комплекс материалов свидетельствует о высоком хозяйственно-культурном уровне андроновских племен бронзового века Казахстана. Однако материалы этого периода долгое время оставались хронологически не дифференцированы.

Только в 1948 г. К. В. Сальников на основании тщательного анализа керамических изделий и обрядов захоронения удачно классифицировал памятники бронзового века Зауралья (Сальников, 1948). В своей монография о древней истории Южного Урала К. В. Сальников (1967) разделил андроновскую культуру на три последовательно сменяющих друг друга этапа: федоровский (18 - 16 вв. до н. э.), алакульский (15 - 12 вв. до н. э.) и замараевский (12 - 8 вв. до н. э.).

Позднее на те же периоды К. А. Акишев (1953) расчленил памятники андроновской культуры Центрального Казахстана, но замараевский этап заменил дандыбайским.

Классификацию К. В. Сальникова А. М. Оразбаев (1958) позже распространил на памятники северной части Казахстана. При этом замараевский этап он выделил в самостоятельную культуру в Северном Казахстане.

Несколько иную периодизацию бронзового века Центрального Казахстана предложили А. X. Маргулан и К. А. Акишев. На этой территории они выделяют две самостоятельные археологические культуры эпохи бронзы; андроновскую и бегазы-дандыбайскую. В свою очередь андроновская разделена ими на два этапа: раннеандроновский, названный нуринским, и позднеандроновский - атасуским. По мнению авторов, нуринский и атасуский этапы синхронны и в общих чертах близки по культуре федоровскому и алакульскому этапам Зауралья, а бегазы-дандыбайская культура - карасукской культуре Минусинской котловины (Маргулан, Акишев и др., 1966).

IV. В 1960-1980-е годы можно считать новым этапом археологического изучения Западной Сибири и Казахстана. Успехи, достигнутые в 1960-е годы, явились результатом планомерных целенаправленных работ, которые производились большими археологическими коллективами. Особенно широкие полевые исследования велись в Томско – Нарымском Приобье ( В. И. Матющенко, М. Ф. Косарев, Л. А. Чиндина, Ю. Ф. Кюрюшин, В. А. Посредников и др.), в Кузбассе ( коллектив кемеровских археологов под руководством А. И . Мартынова), в Верхнем Приобье ( Н. Л. Членова, Т. Н. Троицкая, Л. И. Копылова, В. И. Молодин, Б. Х. Кадиков, А. П. Уманский и др.) , в среднем Приобье ( В. Ф. Генинг, Т. М. Гуснецова, О. М. Кондратьев, В. И Стефанов, В. С. Трофименко и др.), в Тюменско – Тобольском регионе( В. Т. Юровская, В. Д. Викторова, М. Ф. Косарев, В. Ф. Старков и др.) и т.д.

Несмотря на большой объем полевых исследований, археологам, работающим в разных частях Западной Сибири, пока не удается преодолеть локальную замкнутость. Публикуются отдельные памятники эпохи бронзы, появляются обобщающие работы по некоторым районам. Для эпохи бронзы в Казахстане характерны памятники так называемой андроновской культуры. Они оставлены в виде поселений, погребений и рудников. Основными занятиями андроновцев были скотоводство и мотыжное земледелие. Они селились по берегам рек и озер, в местах с почвой, пригодной для земледелия.

Дробное членение андроновской культуры в Восточном Казахстане дает в своей монографии С. С. Черников (1960). Исходя из особенностей развития прииртышских племен, он разделил весь период эпохи бронзы на четыре хронологических этапа: 1) усть-буконьский (18 - 16 вв. до н. э.), 2) канайский (16 - 12 вв. до н. э.), 3) мало-красноярский (12 - 10 вв. до н. э.) и 4) трушниковский (10 - 7 вв. до н. э.). Таким образом, все памятники этого времени разнятся не только по хронологическим этапам, но и этнографическим особенностям в зависимости от территорий их распространения.

Следует заметить, что периодизация эпохи бронзы Казахстана окончательно еще не разработана и мнения по этому вопросу до сих пор расходятся. Нет единой точки зрения и в определении как начальной, так и конечной дат андроновской культуры. Но общие рамки андроновской культуры установлены в пределах 17 - 8 вв. до н. э. Для понимания особенностей исторического развития племен эпохи бронзы в Казахстане не менее важным является изучение проблемы происхождения андроновской культуры. Большая часть ее памятников расположена на территории Казахстана, широко известны они и за его пределами.

В настоящее время выяснено, что ареал этой культуры охватывает территорию от Урала на западе до Енисея на востоке и от городов Курган и Новосибирск на севере до Ферганской долины и Тянь-Шаня на юге. Такая огромная площадь расселения андроновцев не могла не вызвать среди исследователей интереса к появлению этих памятников. Вопрос о генезисе андроновской культуры неоднократно обсуждался, но до сих пор остается нерешенным. Нас интересуют лишь наиболее важные выводы по этой проблеме, которые можно было использовать при антропологической характеристике населения Казахстана того периода.

Как вытекает из гипотез, ни одна из них не отрицает вхождения территории Казахстана в область формирования андроновской культуры. Мнения расходятся в основном в оценке роли тех или иных этнических групп в ее возникновении и сложении. Объективное решение данной проблемы во многом зависит как от объема материала по неолиту и эпохе ранней бронзы Казахстана, так и от степени их изученности. В настоящее время недостаточность археологического материала и слабая изученность края еще не позволяют в полной мере убедиться в преемственности культур эпохи бронзы и предшествующего периода Казахстана, хотя в ряде случаев она прослеживается. По всей вероятности, некоторые истоки андроновской культуры восходят к неолиту и эпохе ранней бронзы, ибо не исключено, что такое обширное распространение андроновской культуры на территории Казахстана как основной культуры эпохи бронзы не было подготовлено внутренним ходом исторического развития того времени. Поэтому нет оснований считать, что племена неолита и эпохи ранней бронзы Казахстана находились вне процесса становления андроновской культуры и что она была внесена в Казахстан со смежной территории. Скорее всего, что в Казахстане предандроновские племена не в меньшей мере, чем племена сопредельных территорий, создали условия для появления и широкого распространения андроновской культуры.

Исходя из изученности темы, можно выявить цели исследования.

Цель – на основании сравнительного анализа андроновских погребальных комплексов с помощью единой методики и привлечения максимального количества источников определить и охарактеризовать их локальные особенности.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1) Определить основные особенности погребений на всей территории расселения андроновской культурно-исторической общности.

2) Выявить особенности андроновских погребений на территории западной Сибири.

3) Описать морфологию погребального комплекса и дать суммарную характеристику его составных элементов.

4) Провести анализа половозрастных характеристик мужских, женских и детских типов погребений.

5) Выделить типы андроновских погребальных комплексов.

6)Проанализировать локальные и хронологические особенности андроновских погребальных комплексов.

Объектом исследования являются погребальные комплексы андроновцев.

Предметом исследования являются локальные особенности андроновских погребений на территории Западной Сибири.

Источниками для данной работы послужили:

1) Материалы коллекций андроновской культуры хранящиеся в Музее археологии, этнографии и экологии Южной Сибири Кемеровского Государственного университета.

2) Публикации результатов полевых исследований.

3) Монографии по данной теме.

В процессе работы были использованы и переосмыслены предшествующие исследованию результаты археологических раскопок проведенных на территории изучаемого района.

Методологической основой исследований являются основные принципы системного подхода, базирующиеся на диалектической взаимосвязи части и целого, а так же частей в целом, при изучении объектов как динамичных, эволюционирующихся систем.

Его предметный аспект предполагает проведение структурно-комплексного анализа погребальных комплексов. Исходя из этого, общая методологическая направленность исследования заключается в реконструкции способов и принципов погребальной практики на территории Западной Сибири. На наш взгляд, этот методологический подход позволяет приблизиться к правильному пониманию основного содержания андроновской погребальной практики, а так же адекватному использованию её данных в реконструкции различных сфер функционирования культуры.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по древней истории Западной Сибири, для подготовки спецкурсов и лекций, в курсовых и дипломных работах.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.