Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Министерство образования и науки РФ.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
128.58 Кб
Скачать

2. Наполеон- главнокомандующий.

      Когда возник вопрос, кого назначить главнокомандующим на этом второстепенном участке фронта войны, Карно (а не Баррас, как долго утверждали) назвал Бонапарта. Остальные директора согласились без труда, потому что никто из более важных и известных генералов этого назначения очень и не домогался. Назначение Бонапарта главнокомандующим этой предназначенной действовать в Италии («итальянской») армии состоялось 23 февраля 1796 г., а уже 11 марта новый главнокомандующий выехал к месту своего назначения.

Директория  рассматривала это направление как  второстепенное.  Военные  действия  здесь  должны были отвлечь внимание австрийцев  от  главного- германского фронта. Сам Наполеон  был  другого мнения, недаром он  еще при якобинцах добивался назначения в  Италию. Другие генералы  не  стремились сюда,  и,  прибыв в  Ниццу,  Наполеон понял почему.

Такого разгула  казнокрадства, как  здесь, не было больше  нигде.  43 тысячи солдат  жили неизвестно  где  и  питались неизвестно чем.  Развал  снабжения сопровождался упадком  дисциплины.  Бонапарту предстояло  на  ходу  одеть  и дисциплинировать  свое  войско. Подчиненные ему генералы  поначалу встретили молодого  двадцатисемилетнего  командующего  с  откровенной  неприязнью.  Но Наполеон   быстро  дал   понять,   что   не  потерпит   в   армии   никакого противодействия. Нарушителей дисциплины он велел расстреливать, одновременно повел безжалостную войну с воровством.  Укрепив таким образом боевой дух, он 5 апреля начал свой итальянский поход.

Эта первая война, которую вел Наполеон, окружена была всегда в его истории особым ореолом. Его имя пронеслось по Европе впервые именно в этом (1796) году и с тех пор уже не сходило с авансцены мировой истории: «Далеко шагает, пора унять молодца!» – эти слова старика Суворова были сказаны именно в разгаре итальянской кампании Бонапарта. Суворов один из первых указал на поднимающуюся грозовую тучу, которой суждено было так долго греметь над Европой и поражать ее молниями.[7]

     9 апреля  войско  вступило в Италию и стремительно обрушилось на врага. Перед Бонапартом были три  совместно  действовавшие  австрийско-пьемонтские армии, прикрывавшие дороги в Пьемонт и  Геную. Первым делом  у Монтенотте он разгромил  австрийскую  армию.  Затем,  дав  своим солдатам  самый краткий отдых,  Наполеон атаковал пьемонтскую  армию у Меллезимо и нанес  ей сокрушительное поражение. Наконец, при Мондови пьемонтцы  потерпели еще одну неудачу  и  после   этого   запросили  мира. 

28  апреля  Наполеон  подписал предварительное перемирие  на весьма выгодных условиях. Король Виктор Амадей1 допускал  в  свои крепости французские  гарнизоны, выплачивал контрибуцию  и уступал Франции Ниццу и Савойю.

     Австрийцы,  отброшенные  за  реку  По,  поспешно  отступали.   Бонапарт двинулся следом. 10 мая 10-тысячный  австрийский отряд  попытался остановить французов при  переправе  через  Адду  у  местечка Лоди. Самый  страшный  бой завязался у моста.  20  австрийских орудий поливали картечью мост, буквально сметая  с него  все  живое. Увидев заминку, Наполеон  во главе гренадерского батальона  бросился под  град  пуль,  захватил  мост  и  оттеснили  от  него австрийцев. 15 мая  французская армия вступила  в  Милан. Вся Ломбардия была очищена от врага.  В июне  французы  овладели Ливорно, Болоньей,  Тосканой и приступили  к  осаде Мантуи.

Сражение продолжалось два дня. Одним  из  важнейших  пунктов был Аркольский мост. Трижды французы  бросались на мост и брали  его и трижды с тяжкими  потерями отступали. 

______________________

1 Виктор Амадей(Род. 1726 г., ум. 16 окт. 1796 г.)- Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1773- 1796 гг. Сын Карла Эммануила I и Поликсены Геесен-Рейн-Роттенбургской.

Четвертую атаку  возглавил  сам Бонапарт.  Со знаменем в руках он бросился на мост и на этот раз овладел им.  Альвинци был разбит  и  отступил на север. Полтора месяца он готовился к новому сражению, стягивая отовсюду резервы,  и  в январе 1797 г. предпринял новое наступление на  Мантую.  В  сражении  при   Риволи  14-15  января  Наполеон  нанес  ему окончательное  поражение.  Альвинци  отступил,  и  через  две недели  Мантуя капитулировала.

В феврале Бонапарт пошел на Рим. Папские войска  были разбиты  в первой же  стычке,  после  чего  города  стали сдаваться один  за  другим.  В  этой богатейшей итальянской области французы захватили огромную  добычу. Папа Пий VI1 послал  кардинала Маттеи2 умолять Бонапарта  о  мире. 19  февраля мир был подписан. Папа согласился на  отторжение части своей территории и уплатил 30 миллионов франков золотом.  Перепуганный до последней степени папа Пий VI моментально согласился на все условия. Сделать это ему было тем легче, что Бонапарт в его согласии нисколько и не нуждался. Почему Наполеон уже тогда не сделал того, что он совершил несколько лет спустя? Почему он не занял Рим, не арестовал папу? Это объясняется, во-первых, тем, что еще предстояли мирные переговоры с Австрией, а слишком крутой поступок с папой мог взволновать католическое население центральной и южной Италии и создать этим для Бонапарта необеспеченный тыл. А, во-вторых, мы знаем, что за время этой блестящей первой итальянской войны с ее непрерывными победами над большими, могущественными армиями грозной тогда Австрийской империи у молодого

_______________________

1 Пий VI (в миру Джананджело граф Браски, 27 декабря 1717, Чезена, Папская область - 29 августа 1799, Валанс, Франция) — папа римский с 15 февраля 1775 года. Именно с понтификата Пия VI отсчитывается начало т. н. «Эпохи Пиев».

2 Алессандро Маттей  (20 февраля 1744, Рим, Папская область - 20 апреля1820, там же). Итальянский куриальный кардинал из рода Маттеи. Архиепископ Феррары с 17 февраля 1777 по 24 августа 1807. 

генерала была одна такая бессонная ночь, которую он всю прошагал перед своей палаткой, впервые задавая себе вопрос, который раньше не приходил ему в голову: неужели всегда ему и впредь придется побеждать и завоевывать новые страны для Директории, «для этих адвокатов»? Много лет должно было пройти и много воды и крови должно было утечь, пока Бонапарт рассказал об этом своем уединенном ночном размышлении. Но ответ на этот заданный себе тогда вопрос он, конечно, дал вполне отрицательный. И в 1797 г. 28-летний завоеватель Италии уже видел в Пие VI не запуганного, трепещущего хилого старика, с которым можно было сделать, что угодно: Пий VI был для Наполеона духовным повелителем многих миллионов людей в самой Франции, и всякий, кто думает об утверждении своей власти над этими миллионами, должен считаться с их суевериями.

Смирившийся, потерявший лучшие свои земли, трепещущий папа уцелел пока в Ватиканском дворце. Множество картин и других бесценных произведений искусства было вывезено во Францию.

Весной французская армия вновь двинулась на  север,  угрожая  на  этот  раз  самой  Австрии.  Эрцгерцог Карл  пытался остановить ее, но был разбит  в  нескольких  сражениях  и отступил к Альпам. Встревоженный  император  Франц  в  апреле  отправил  Бонапарту  официальное предложение о заключении мира. Предварительное  перемирие  было заключено  в Штирии в Леобене, а сам мир подписан 17 октября в местечке Кам-по-Формио. По его условиям, Австрия отказывалась от всех  потерянных в  Италии земель, из которых создавалась марионеточная,   зависимая  от  Франции  Цизальпинская республика. В качестве компенсации Австрии отходила Венеция.

В Париже весть о мире встретили бурным ликованием. Имя Бонапарта было у всех на  устах. Каждому было очевидно,  что после того,  как западная  армия проиграла  кампанию  на  Рейне,  победа  была  достигнута  только  благодаря Бонапарту  и его успехам в Италии.  7  декабря Наполеон вернулся в Париж,  а 10-го был с триумфом встречен несметными толпами народа  и всеми директорами у  Люксембургского  дворца. Едва приехав в Париж, Бонапарт принялся проводить через Директорию проект новой большой войны: в качестве генерала, назначенного действовать против Англии, он решил, что есть место, откуда можно грозить англичанам более успешно, чем на Ла-Манше, где их флот сильнее французского. Он предложил завоевать Египет и создать на Востоке подступы и плацдармы для дальнейшей угрозы английскому владычеству в Индии.

Не сошел ли он с ума? - спрашивали себя в Европе многие, когда уже летом 1798 г. узнали о совершившемся, потому что строжайшая тайна окружала до той поры новый план Бонапарта и обсуждение этого плана весной 1798 г. в заседаниях Директории.[8]

Но то, что казалось издали обывательскому уму фантастической авантюрой, на самом деле тесно связывалось с определенными и стародавними устремлениями не только революционной, но и дореволюционной французской буржуазии. План Бонапарта оказался приемлемым. Директория утвердила план Бонапарта и назначила его главнокомандующим экспедиционного корпуса.

Наполеон  готовился к этому походу с чрезвычайной  тщательностью. Он не просто  отбирал  для  него отдельные  части, но буквально  подобрал  каждого солдата.  Благодаря  своей  исключительной  памяти  Наполеон  знал по именам громадное количество солдат, помнил достоинства и недостатки очень многих из них.  Это помогало  ему  в дальнейшем одинаково  хорошо  подбирать себе  как маршалов,  так и  капралов.  К  19 мая  все  было  готово. 30  тысяч  солдат погрузились  на 350 кораблей  и  выплыли  из  Тулона  на  юг. Чтобы избежать встречи с  английской эскадрой, Наполеон распространил слух,  будто  намерен плыть  через Гибралтар  к берегам  Ирландии. Адмирал  Нельсон  направил свои корабли к Гибралтару, в  то время как Наполеон двинул свой флот на  восток к Мальте.  10  июня он высадился  здесь, объявил остров владением  Французской республики и 19-го  уже продолжил путь. 30 июня  французы причалили к берегу Египта, 2  июля  в  полном  порядке  выгрузились  на  сушу  и  вступили  в Александрию.

     Устроив  в городе  французское управление, Наполеон повел свои полки на юг, постепенно углубляясь в пустыню. Солдаты страдали от жажды,  так как все колодцы оказались засыпаны  и отравлены бежавшим населением. 20 июля  в виду пирамид  французов  встретила  мамелюкская  конница.  Сражение  продолжалось несколько часов и кончилось полной  победой  французов."Солдаты! Сорок веков глядят на вас с высоты этих пирамид"- сказал вождь.[9]

Бонапарт  сейчас  же направился в Каир  и  занял его безо всякого  труда. Здесь оказались большие запасы  продовольствия,  и армия  могла  отдохнуть после тяжелого  перехода.

Несколько месяцев  Наполеон пробыл в Каире,  налаживая  управление  страной. Население  было   обложено   достаточно   тягостными   поборами   в   пользу оккупационной армии. В октябре недовольные  арабы подняли в Каире восстание, которое было подавлено с  обычной  беспощадностью. Кроме  массы перебитых  в сражении,  уже  после  усмирения  восстания казнили несколько  сот  человек.

Бонапарт мог считать свое положение слишком крепким. Однако его личная жизнь в это время пошла  на разлад. Жозефина и  прежде была не слишком верна мужу. Теперь  же,  пользуясь  его  "отсутствием, она  завязала  роман с  Ипполитом Шарлем.  Об  этой  связи  знал весь  Париж, а вскоре слух  о ней дошел и  до Египта. Наполеон был в  бешенстве. "Женщины! Как  они смеют обманывать меня!- негодовал  он.- Да обрушатся  на  их головы все  несчастья. Я сотру в порошок всю свору ее щенков и прихлебателей. Что до нее самой - развод,  и только развод!"[10]

Он пытался найти утешение в любовных утехах. Одну  за другой Бонапарту  доставили нескольких  женщин,  признанных  красавиц  мамелюкских гаремов,  но все  они показались ему слишком  толстыми.  В  конце  концов он вступил в  связь с молодой француженкой "гражданкой"  Фурес. (Тогда говорили, что ее мужа,  лейтенанта Фуреса, Бонапарт несколько раз посылал на верную смерть, в надежде сделать свою любовницу вдовой, но лейтенант все-таки остался жив.)

В  конце года  пришло известие,  что турецкая армия через  Сирию идет в Египет. Наполеон выступил ей навстречу. Поход  в  Сирию был страшно тяжелым, особенно вследствие недостатка воды. Город за городом, начиная от Эль-Ариша, сдавался Бонапарту.  Перейдя через Суэцкий перешеек, он двинулся к Яффе  и 4 марта 1799 г.  осадил  ее.  Город не  сдавался.  Бонапарт приказал  объявить населению:  если  город   будет  взят   приступом,  то  всех   жителей  ждет истребление;  в плен брать не  будут. Яффа не  сдалась. 6  марта  последовал штурм,  и,  ворвавшись  в  город,  солдаты  принялись  убивать каждого,  кто попадался  под  руку.  Остатки  уцелевшего гарнизона  - 4 тысячи  солдат- сдались после того, как генералы обещали им жизнь. Однако, поскольку не было ни припасов, для того, чтобы кормить  такую уйму  людей, ни свободных войск, чтобы конвоировать их в Египет, Наполеон дал приказ их расстрелять. 4 тысячи пленников были отведены на берег моря и все до одного расстреляны.

     Потеря в безрезультатных штурмах 3  тысячи солдат, Наполеон  20  мая 1799 г. приказал снять осаду и двинулся обратно в Египет. Поход этот был также очень тяжелым.  Стояла  невыносимая  жара,  в  армии  открылась   эпидемия   чумы. Заразившихся этой  болезнью  Бонапарт велел оставлять, но раненых и  больных другими болезнями везли с  собой. Всем  было приказано спешиться, а лошадей, все повозки и экипажи предоставить для больных и раненых. Когда заведовавший конюшней  спросил,  какую  лошадь  оставить для главнокомандующего, Бонапарт пришел в ярость и закричал:  "Всем идти пешком! Я первый пойду!  Что, вы  не знаете приказа? Вон!"  И  он  действительно проделал  оставшийся путь пешком

наравне со всеми.[11]

14  июня армия вернулась в Каир.  Сейчас же пришло известие  о  высадке турок близ Абукира. Наполеон выступил на север к дельте Нила и 25 июля напал на турецкую армию.  На берег успело  высадиться около  15 тысяч турок, и все они, почти поголовно, были истреблены в этом сражении.  Лишь немногие успели спастись  на  английские   суда.   Тут  случайно  в  руки  Бонапарта  попала европейская газета. Читая ее, он впервые узнал о победах Суворова в Италии и о смутах  в  самой Франции. "Негодяи!- воскликнул он.- Италия потеряна! Все плоды моих побед потеряны! Мне нужно ехать!" Решение было принято сразу. Он передал верховное командование армией генералу Клеберу1, приказал в спешном порядке и строжайшей тайне снарядить четыре судна, посадил на них около 500 отобранных им людей и 23 августа 1799 г. выехал во Францию, оставив Клеберу большую, хорошо снабженную армию, исправно действующий (им самим созданный) административный и налоговый аппарат и безгласное, покорное, запуганное население огромной завоеванной страны.[12]

_______________________

1 Жан-Батист Клебер (фр. Jean-Baptiste Kléber; 1753—1800) — французский генерал, участник Наполеоновских войн, главнокомандующий французской армией в Египте