Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все ответы.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
458.75 Кб
Скачать

2)Изменения социальной ситуации в связи с уходом на пенсию.

возрастные изменения психики в старости представляли единый ряд последовательно нарастающих изменений, характеризующихся упадком всех видов психической деятельности. Возрастное снижение памяти и внимания, ослабление психической активности в старости и классические формы сенильной демен-ции воспринимались как явления одного порядка. Подобная динамика усматривалась и в изменениях характера, которые, как предполагалось, неуклонно нарастают по мере старения. Утрата высших этических норм, огрубение характера, ригидность и негативизм – типичные симптомы старческого слабоумия – представлялись резким усилением того, что происходит с человеком в старости. Изменения характера, наблюдаемые в случаях неблагоприятного психического старения, получали однозначную оценку, что в значительной степени способствовало созданию широко известного представления о «негативном стереотипе» пожилого человека. Особенности характера, впервые выявившиеся у человека в старости, и грубые негативные изменения личности при сенильной деменции, согласно этим взглядам, имели лишь количественные различия. Однако при этом без ответа оставался вопрос, почему у людей одного возраста в одном случае в старости полностью сохраняются характер и умственные способности, а в другом, напротив, выявляются глубокие личностные и интеллектуальные изменения.

Если изменение характера, изменение личностного реагирования выявляются в картине органических или иных психозов позднего возраста, то вопросов относительно их природы не возникает. Понятно, что подобные изменения являются симптомами этих заболеваний и к нормальным проявлениям старения отношения не имеют. Нормальными проявлениями старения естественно считать те случаи, когда в старости не происходит каких-либо изменений характера и до конца жизни пожилые остаются теми же людьми, что были и раньше.

Возвращаясь к вопросу об изменениях характера в старости как скрытых или начальных проявлениях возрастно-органического процесса, следует коснуться и другой проблемы. Речь идет о широко распространенной точке зрения о заострении или огрубении в старости прошлых личностных черт (Крепелин Э., Блейлер Е., Брониш Ф. и др.). Предполагается, что в старости за счет собственно-возрастных изменений происходит сдвиг в негативную сторону присущих ранее человеку черт характера. Такие положительные качества, как бережливость, упорство, осторожность, приобретают новую форму в виде скупости, упрямства, трусливости. Подобные новые негативные черты характера (старческая психопатизация) определяют поведение пожилого человека, кардинально меняя присущий ему психосоциальный статус. Сопоставив эти клинические данные с другими наблюдениями за пожилыми без каких-либо психических нарушений и больными с функциональными и органическими психозами позднего возраста, мы сформулировали следующий вывод: в старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются. Если же изменения происходят, то это свидетельствует о наличии возрастно-органического процесса, неблагоприятные проявления которого имеют отношение к центральной нервной системе. Различного рода заострения прошлых черт характера так же, как и впервые выявляющиеся негативные изменения личности в старости, являются симптомами собственно-возрастных психозов позднего возраста. Вне этого все, что составляет индивидуальность человека, его личную и социальную ценность и значимость, не претерпевает в старости каких-либо изменений.

Уход на пенсию рассматривают как время, когда можно оставить основной род занятий и наслаждаться отдыхом и свободой, это желательная перемена для многих, но не для всех. Кризис наступает, если человек вкладывал в работу очень много энергии и душевных сил и его образ жизни таков, что у него не образовался круг интересов вне работы. Без работы он не знает, что ему делать, и поэтому не может отнестись к уходу на пенсию как к положительному изменению жизни. Другие же люди рады тому, что у них появится время на любимое занятие, которое отходило на задний план в связи с загруженностью на рабочем месте.

Некоторые уходят с работы раньше, чем предполагалось, в связи с изменившимся материальным положением или по состоянию здоровья.

Какова бы ни была причина ухода с работы, нужно время, чтобы адаптироваться к вынужденному изменению в распорядке дня и количеству времени, которое теперь будет проводиться в обществе других членов семьи. В более выгодном положении оказываются те, кто заранее готовится к тому, что утрата привычного образа жизни и разрыв с привычной средой общения могут вызвать тяжелые переживания.

Несмотря на самую лучшую подготовку, некоторые все же очень тяжело переносят уход на пенсию. Таким людям полезно поговорить о своих чувствах с членами семьи и друзьями. Постепенно они найдут свое место в жизни и без работы. Они также могут найти применение своим знаниям и мастерству в частных фирмах, употребить время и силы на развитие новых умений, на интересные занятия (самостоятельно или с партнерами).

Все сказанное относится также и к тем, кто вынужден был оставить работу в связи с ухудшением здоровья. На то, чтобы приспособиться не только к уходу с работы, но и к ухудшившемуся здоровью, потребуется время, поиск дополнительных возможностей, и снова полезно говорить открыто о своих переживаниях. Нужно поставить перед собой цель справиться с ограничением физических возможностей, улучшить свое состояние, освоить новые роли в семье и в системе общественной поддержки, постараться, чтобы жизнь приносила радость. Нельзя недооценивать возможность возникновения стресса, может потребоваться помощь от местных служб социальной поддержки и общественных организаций.

Билет 18