
- •Фантазия для оркестра «Франческа да Римини» История создания
- •Франческа да Римини
- •Шекспир Уильям
- •Пётр Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет» История создания
- •Пётр Чайковский. «Буря». Фантазия для оркестра, История создания
- •Пётр Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» История создания
- •«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
- •Манфред, симфония
- •Пётр Чайковский. «Манфред», симфония по драматической поэме Байрона
- •История создания
- •Шиллеровская Жанна д’Арк в концепции п.И. Чайковского
- •Опера «Орлеанская дева»
- •Опера Петра Чайковского «Орлеанская дева»
- •История создания
- •Пётр Чайковский. Балет «Щелкунчик»
- •Действующие лица
- •История создания
- •Балет «Щелкунчик»
- •Пётр Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик»
- •История создания
- •Опера «Иоланта»
- •Опера Петра Чайковского «Иоланта»
- •История создания
- •Балет «Спящая красавица»
- •Пётр Чайковский. Балет «Спящая красавица»
- •Действующие лица
- •История создания
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
По одноименной трагедии У.Шекспира. Посвящена М.А.Балакиреву.
"Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С.И.Танеевым.
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М.А.Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.
Осенью 1869 года Чайковский сочинил 1 редакцию увертюры. В письмах к Балакиреву он знакомил его не только с ходом сочинения, но и с музыкальными темами, которые лежали в основе всей композиции. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г.Рубинштейна. Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру. Но и новой редакцией Балакирев не был вполне доволен. И уже через десять лет Чайковский вновь обратился к музыке "Ромео и Джульетты", сделал 3 редакцию увертюры, которая широко известна и сегодня в исполнительской практике. В этом виде впервые "Ромео и Джульетта" была исполнена в Тифлисе, в 1886 году под управлением М.М.Ипполитова-Иванова.
Время создания 1 редакции "Ромео" - это время знакомства и увлечения Чайковского французской певицей Д.Арто. Многие исследователи вообще связывают программу этого сочинения с личными обстоятельствами жизни композитора. Но эта связь не совсем прямая. Ведь, как уже отмечалось, сюжет был предложен Чайковскому. Но это предложение легло на благодатную почву и нашло отклик в душе композитора. Его друг Кашкин так вспоминал об этом времени: "М.А.Балакирев, Чайковский и я были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, на одной из подобных прогулок Милий Алексеевич предложил Чайковскому план увертюры "Ромео и Джульетты", по крайней мере, у меня воспоминание об этом связывается с прелестном майским днем, лесной зеленью и больших соснах, среди которых мы шли".
Позже, уже написав "Евгений Онегин", Чайковский в письме к фон Мекк признается, что увлечен вновь сюжетом "Ромео и Джульетты" и мечтает об опере: "Не находите ли Вы, что это великая архигениальная драма способна привлечь музыканта?" Чайковский хотел привлечь брата Модеста для составления либретто: "Я буду писать "Ромео и Джульетту". Все твои возражения уничтожаются перед тем восторгом, которым я возгорелся к этому сюжету. Это будет мой самый капитальный труд. Мне теперь даже смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера". Трудно не согласиться с этими словами Чайковского, но оперы "Ромео и Джульетта " он так никогда и не написал.
Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии. Особенное восхищение вызвала тема любви, о которой Н.А.Римский-Корсаков писал: "До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!" Эта тема, очевидно, была также любима композитором, так как в сохранившемся эскизе дуэт Ромео и Джульетты из несущественной оперы построен именно на этой теме.
При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.
П. Е. Вайдман
«МАНФРЕД»
Сочинена в течение весны и лета 1885 г. Замысел и программа принадлежат Балакиреву, настойчиво уговаривавшему Чайковского создать программную циклическую симфонию. Первое исполнение «Мапфреда» состоялось 11 марта 1886 г. в Москве под управленпем М. К. Эрдмапсдерфера. В Петербурге симфония прозвучала под управлением А. Г. Рубинштенна и декабре 1886 г.
«Манфред» — большая программная симфония по Байрону — открывает новый период симфонического творчества Чайковского, в котором в полный голос зазвучала трагическая тема.
Идея трагичности борьбы человека, стремящегося познать вопросы жизни и смерти, не в первый раз привлекала Чайковского и качестве основы симфонической концепции. Столкновение сил жизни (любовь) и смерти (вражда) было воплощено в увертюре-фантазии «Ромео п Джульетта»; вопросы познания смысла а цели жизни определяют и основное содержание Четвертой симфонии.
В «Манфреде» эти проблемы приобретают особую остроту. «Байрон с удивительной силой и глубиной,— писал Чайковский 85,— олицетворил (в образе Манфреда.— Ю. Р.) всю трагичность борьбы нашего ничтожества с стремлением к познанию роковых вопросов бытия...»
Философская драма «Манфред» (1817) в наиболее обобщенном в трагическом аспекте раскрывает две типичные для бунтарской романтической поэзии Байрона темы: протест выдающейся личности, вступающей в конфликт с обществом, и искание смысла жизни.
Уже первоначальный вариант программы-плана, предложенного Балакиревым, предполагал создание Чайковским четырех-частного цикла, в каждой картине-части которого появляется главный герой (его характеризует лейттема симфонии). В I ча-ти — одинокий разочарованный Манфред на фоне величественной природы Альп; созерцающий альпийскую фею в радуге из брызг водопада — во II части; среди мирной сельской жизни — в III части; принимающий смерть в адских чертогах (после сцены оргии) — в IV. Программа Балакирева свидетельствовала об известном воздействии на него симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии».
Приняв программу, Чайковский значительно переосмыслил образ главного героя и тем самым изменил направленность симфонии, перенеся акцент с описания внешнего действия на душевную трагедию. «Манфред» посвящен теме глубокого человеческого страдания, а не теме горького разочарования, как предполагал Балакирев. Однако Чайковский не отказался полностью от описательно-программной основы плана Балакирева и тем самым усложнил для себя задачу.
Сочетание в одном циклическом произведении двух принципов программности — обобщенного и картинно-повествовательного — не привело к созданию органической, целостной формы симфонии, в чем довольно скоро убедился и сам композитор. Только I часть вполне удовлетворила его. В одном из писем он объяснял это тем, что I часть «писал с наслаждением, остальные суть результат напряжения». Однако намерение радикально переработать «Манфреда» и сделать из циклической симфонии одночастную поэму осуществить он не успел.
«Манфред» — первая симфония, в которой последовательно через все части проходит лейтмотив (образ Манфреда). Две его темы раскрывают две стороны образа: состояние сурового, горестного раздумья и протест, связанный с бунтарскими настроениями героя. Декламационного типа мелодия — одна из самых выразительных в драматической музыке Чайковского — состоит из двух квартовых мотивов, образующих своими вершинными звуками нисходящий звукоряд с резко очерченными контурами. Ей контрастна вторая тема — энергичная, начинающаяся с резкого скачка вниз с последующим восхождением: обе темы существенно трансформируются в симфоническом цикле, в чем немалую роль играют их гармонические и тембровые преобразования.