- •Основания и принципы современной западной философии. Специфика основных направлений и подходов
- •Феноменология э. Гуссерля: Философия как строгая наука, основные принципы феноменологического метода, феноменологический анализ сознания.
- •Теория интерсубъективности и концепция жизненного мира в феноменологическом учении позднего э. Гуссерля
- •Фундаментальная онтология м. Хайдеггера: основы экзистенциальной аналитики и герменевтика Dasein
- •Феноменология искусства; критика метафизики, техники и поэтизация философии в творчестве м. Хайдеггера «после поворота»
- •Феноменология восприятия м. Мерло-Понти: анализ перцептивного сознания
- •Основные перспективы развития и применения современной феноменологии (а. Шюц, л. Бинсвангер, б. Вальденфельс)
- •Основные предпосылки современной философской герменевтики (ф. Шлейермахер, в. Дильтей, м. Хайдеггер). Герменевтика как теория истолкования э. Бетти: теория вчувствования, герменевтический канон
- •Герменевтическая онтология г.-г. Гадамера: произведение искусства, игра, предрассудки понимания и язык как основания герменевтического опыта
- •Современные тенденции развития герменевтики (п. Рикер, Дж. Ваттимо, г. Фигаль, р. Рорти, ф. Джеймисон)
- •Философская антропология м. Шелера: критика концепции психофизического дуализма
- •Трактовка человека как живого существа в философских концепциях а. Гелена и г. Плеснера
Герменевтическая онтология г.-г. Гадамера: произведение искусства, игра, предрассудки понимания и язык как основания герменевтического опыта
Исходя из конечности бытия человека и принадлежности человека истории, Г. подчеркивает онтологически позитивный смысл герменевтического круга (круга понимания) а также особую значимость предструктур понимания для герменевтического процесса. В связи с чем он, в частности, реабилитирует понятие предрассудка (Vorurteil), указывая на то, что предрассудок как пред-суждение (Vor-Urteil) вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания.
Полагая язык в качестве среды герменевтического опыта, Г. исходит из того, что языковым (и потому понятным) является сам человеческий опыт мира. Сам мир выражает себя в языке. Философское значение герменевтического опыта состоит, по Г., в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Г. обращается к понятию игры. Трактуя его в духе антисубъективизма, Г. отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра.
Гадамер анализирует смысл и значение слова «игра», соотносит значение слова с компонентом существующего (немецкого) языка и того значения, которым это слово наполняется в соответствии с игровой ситуацией или событием и даже ситуацией, которая игровой не является.
«Игра имеет место там, и даже преимущественно и собственно там, где тематические горизонты не сужаются для-себя-бытием субъективности и где нет субъекта, ведущего себя по-игровому».
Гадамер прежде всего стремится освободить понятие игры от субъективности,привнесенной в него Кантом и Шиллером. Он объективирует и онтологизирует игру, тем самым избавляясь от очень важной проблемы в теории игры – кто играет?
Для Гадамера это не важно – у него играет сама игра.
Гадамер приходит к несколько противоречивому выводу «Дело явно обстоит не таким образом, что животные тоже играют, и что даже про воду и свет можно в переносном смысле сказать, что они играют. Скорее, напротив, про человека можно сказать, что даже он играет. Его игры – тоже естественный процесс, да и смысл их, именно потому, что он в той или иной мере принадлежит природе, представляет собой чистое самоизображение».
Поэтому и природа, в той степени, в какой она без цели и намерения, без напряжения выступает как постоянно обновляющаяся игра, может предстать чем-то вроде образца для подражания со стороны искусства.
Гадамер представляет игру как способ бытия произведения искусства, которое структурируется как в природном, так и в эстетическом пространстве. Что касается онтологической интерпретации игры, то Гадамер пишет: «бытие игры осуществляется не в сознании или поведении играющих, напротив, игра вовлекает их в свою сферу и сообщает им свой дух. Играющий познает игру как превосходящую его действительность».
