
- •Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками
- •XIX век в Европе и в России начался с Французской буржуазной революции и последовавшими наполеоновскими войнами.
- •Приветствия
- •Приглашения и визиты
- •Переписка
- •Межгендерные отношения
- •Хороший тон на балу
- •Маскарад.
- •Принадлежности костюма и обращение с ними
- •Вопросы:
- •Часть 1. Знакомство и приветствие
Межгендерные отношения
«Как принят он в обществе дам?» было таким же важным вопросом, как и «Как богат он?».
Возвратились рыцарские традиции отношения к дамам, и тайно ухаживать за замужней дамой было прилично и принято.
«Волокитство было наслаждением, которое скрывали, насколько это было возможно». Компрометировать женщину было стыдом, рассказывать о своих похождениях – позором.
В обществе дам недопустимо было вести вольные разговоры, говорить двусмысленности и рассказывать «малиновые» анекдоты (они же «скоромные» иили «соленые», т.е. фривольные). Хозяйка дома могла на время или на весь визит изгнать виновного из-за стола или из комнаты.
Дама должно было во всем угождать, не отказывать ни в какой просьбе.
С другой стороны, других не было принято посвящать в подробности личной жизни, выставлять напоказ неудачи в семье и в доме. «Первая обязанность, возложенная на женщин – стараться возвышать мужа в общественном мнении, терпеть и притворяться счастливой, сколько хватит сил». Ревность к мужу, выставленная напоказ – признак самого дурного тона.
Женщина не должна была ни во что вмешиваться, исключая домашние дела, никогда не делать поучений мужчине.
Многие почтенные дамы считали своим долгом помочь юношам научиться вести себя в свете, поэтому не стеснялись делать замечания им. Замечания такие должно быть принимать с благодарностью.
Беседа
Главное правило – в свете каждый принадлежит всем. Разговоры ведутся так, чтобы все слышали, а не между собой.
Культивировалась наука салонной болтовни, умение говорить обо всем легко, с приятностью. Серьезные темы, умствования, обсуждение «жизни, правительства, науки» не допускались между женщинами и мужчинами.
Темами разговора могли служить новости дня, происшествия в кругу знакомых, театральные зрелища и концерты, путевые приключения, общественные вопросы, веселые эпизоды, прошедшие торжества. Настоящий салонный разговор не терпит злословия, если в нём и мелькает что-то пикантное, то без злорадства, а просто упоминанием.
Однако постепенно, особенно после 20х, в гостиные начала проникать и серьезность. К середине века не зазорным считалось даме вставить пару замечаний о политике, а вот чтение романов, напротив, поощряться переставало.
Высочайшим умением хозяйки салона считалось собрать разносторонних людей, чтобы обеспечить всем небезынтересное времяпрепровождение.
Холодность, неприступность, высокомерие, равно как и громкий смех и излишняя веселость считались признаками дурного тона.
Самым страшным пороком для девушек считалось кокетство.
Незамужняя девушка не могла оставаться одна наедине с мужчиной, вести с мужчинами переписку (кроме ближайших родственников).
Танцы
На танцах должно было всем присутствовать в перчатках. Если перчатка была порванной и не было запасной пары, лучше было оставаться в порванных. В первую очередь это защищало светлые наряды дам от грязи, а также кожу от случайных прикосновений.
За обедом перчатки снимались, затем надевались вновь. За чаем и холодными закусками перчатки можно было не снимать.
Маски на маскараде являлись неприкосновенными. Никто не вправе был заставить снять маску или назвать своё имя. Гости могли приехать в маске и уехать в ней, и иногда немало усилий прилагалось для того, чтобы узнать, кто под маской.
До Отечественной войны частые балы никогда не посещались императорской фамилией, а вот после неё император часто и без предупреждения посещал с супругой балы и вечеринки.
Бал открывался обыкновенно полонезом, в первой паре шёл хозяин дома с наипочетнейшей гостьей, во второй – хозяйка с таким же гостем. Если на балу был император, бал открывал он в паре с хозяйкой.
Вальс, полька, полонез, кадриль считались приличными танцами для танцевания с малознакомыми или только что представленными кавалерами, мазурку и котильон танцевали только с хорошо знакомыми.
Чтобы не путать танцы, у дам были бальные книжки (карне или агенды), в которых они записывали танцы, на которые их уже пригласили. Не стоило принимать заранешних приглашений более чем на треть-четверть танцев бала. Не следовало также хвастаться друг другу приглашениями.
Считалось неприличным обещать один танец двум кавалерам, если так случалось ненароком, следовало пропустить оба танца.
На больших балах кавалеру и даме при предварительном приглашении стоило заранее договориться о месте ожидания, чтобы не потеряться.