Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обзор этикета XIX века.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
86.53 Кб
Скачать

Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками

XIX век в Европе и в России начался с Французской буржуазной революции и последовавшими наполеоновскими войнами.

Ими закономерно завершилась эпоха Просвещения, возводившая во главу угла торжество разума.

Похоронив заживо Наполеона на острове Св. Елены, европейские правительства принялись искоренять саму память о революции.

Крупные события одно за другим, смена новых впечатлений и идей, огромный подъем настроения, выдающиеся личности - и вслед затем спокойное, однообразное течение жизни, лишь изредка прерываемое вспышками неугасшего огня, упадок настроения и энергии, власть в руках мелких людей, действующих при помощи тайных и лукавых средств.

Борьба с революцией создала свою идеологию:

- реставрация многих династий (Бурбоны во Франции, Италии и Испании, принц Оранский в Голландии, Савойский дом в Сардинии, Брагантский дом в Португалии, восстановлены в правах герцоги Ольденбургский и Брауншвейгский, курфюрст Гессенский);

- отрицание всех перемен, внесенных в государственный и общественный строй внутренними или внешними силами.

Против рационализма был выдвинут историзм, который должен был восстановить культ попранной старины, поднять цену забытых преданий.

Против космополитизма, который выдвинул человека, с его естественными правами, необходимо было поддержать национализм. Надо все оставить в покое - sit quia fuit.

Само европейское общество в большинстве случаев отнеслось к реакционной политике благосклонно.

После бурных и нервных событий обнаружилось чувство утомления, выступило желание мира и покоя. От высших кругов это направление шло книзу и поддерживалось устраиваемыми, нередко при содействии правительства, народными развлечениями, театральными и иными представлениями.

Чувство утомления сопровождалось и питалось чувством разочарования. Мечты об общем благе, надежды на политическую свободу так мало осуществились в действительности, что отняли у многих энергию в борьбе за них. Те самые люди, которые с восторгом приветствовали зарю французской революции, отвернулись от нее, когда начались казни, убийства, когда деспотизм конвента сменился деспотизмом солдата. Народовластие, так легко превратившееся в единовластие, подорвало веру в демократические начала. Ужасы разрушения и ничтожность результатов возбуждали поклонение к несокрушимой старине. Ореол традиций, связанных с потрясенным строем, забытых в порыве увлечения, выступил вновь во всей своей силе. Историческое прошлое, абсолютизм и феодализм, освященные духом католицизма, стали снова привлекать к себе разочарованные умы.

Протест против эпохи просвещения отразился и в литературе. Романтизм XIX века старался прикрыть флером исторических преданий пробивавшиеся запросы на лучшее существование. Он призывал назад, к средним векам, к той исторической атмосфере, которая подверглась злому поруганию в революционный период, к средневековой поэзии, искусству, мистике. Уланд собирает народные предания, песни, бр. Гримм - народные сказки, Вальтер Скотт пишет «Айвенго», «Квентина Дорварда», «Пертскую красавицу», достраивается Кельнский собор, реставрируются старые замки, разыскиваются художественные произведения дорафаэлевской эпохи.

Легенды и предрассудки грубой старины приобретают прелесть, как выражение непосредственного национального духа. Возбуждается интерес к рыцарству, как проявлению высшего благородства, самоотвержения. Рыцарские романы, заполнившие книжный рынок, стремились поддержать дворянское сословие, подвергавшееся только что опасности, раскрытием его заслуг в деле защиты угнетенных. Соблазнительная картина добрых, патриархальных отношений феодала к своим подвластным должна была доказать всю неосновательность попыток вычеркнуть из жизни последние следы феодальных отношений.

Философы смотрят на человека, как на сосуд страстей и похотей, который нуждается в постоянном сдерживании. Личная свобода - величайшее зло, если ее не стеснить, если не действовать наперекор влечениям сердца. Сдерживать человека могут только авторитеты - духовный и государственный. Поэтому все, что ослабляет эту сдерживающую силу, вредит общежитию; все, что укрепляет, - благоприятствует. Церковь, монархизм, дворянство - таковы авторитеты, без которых общежитие невозможно.

Общество и власть - не произведение человеческого ума, как воображала философия ХVIII века, это - произведение божественного творчества. Власть идет от Бога, спускаясь от него постепенно, через Богочеловека, монарха и до отца семейства. Поэтому государственная власть должна иметь патриархальный характер, монарх должен править как отец, не спрашивая своих детей, а лишь повелевая им.

Все учение о естественных правах в государстве ложно. Природа прав не дает, а в государстве имеется только власть. Поэтому в государстве можно говорить только об обязанностях, но не о правах.

И вот в такой общественной обстановке и устанавливается этикет XIX века.

За основу взят русский этикет первой половины XIX века, как наиболее актуальный.

NB! По историческим причинам общественные настроения в центральных городах России сильно отличаются, но это отдельная тема. Этикет при этом отличается не очень или не отличается.

Общая характеристика

По сравнению с вычурностью XVIII столетия манеры становились гораздо более естественными, как и внешний вид людей. Гендерные различия вернулись на свои места, мужчинам снова предписывалось быть мужественными. В приоритете была сдержанность и непринужденность, но не переходящая в вульгарность и распущенность.

«Надо скрывать свой нрав, быть, а не казаться».

Поведение в обществе

Этикет не позволял выходить из себя, повышать голос, следовало разговаривать негромко. Было положено скрывать эмоции всем, вплоть до королевских особ. Пушкин в письме младшему брату Льву пишет: «Будь холоден со всеми, фамильярность всегда вредит».

Невежливым считалось приветствовать более высокопоставленную особу первым, следовало дождаться приветствия с её стороны.

Сущность тона поведения в обществе – непринужденность и приличие.

Первое правило приличия – не ставить другого в неловкое положение, второе – самому избежать неловких ситуаций.

Вести себя стоит так же непринужденно: ходить не медленно, но не быстро, сидеть прямо, но не напряженно, не теребить пуговицу или шляпу, не почесываться, не зевать и сохранять спокойное и приветливое выражение лица.