Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история экономики ответы.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
203.24 Кб
Скачать

Вопрос 47. Железнодорожное строительство в России, его этапы и влияние на развитие экономики.

1. Важным условием для развития экономики является создание мощной инфраструктуры — шоссейные и железные дороги, каналы, порты, склады, транспорт, средства связи. Строительство железных дорог началось еще при Николае I). 60—70-е годы вошли в историю страны как период “железнодорожной горячки”. Если в 1861 г. протяженность железных дорог составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х годов — 22 тыс. км. Крупнейшие текстильные районы (Шуя, Иванове, Москва и др.) были соединены между собой общей сетью железнодорожных путей. Дороги в основном находились в частном владении.

2. Новый этап железнодорожного строительства наступил в 90-е годы, когда министром путей сообщения был С. Ю. Витте (с 1892 г. — министр финансов). В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта строительства Транссибирской магистрали. К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но соединить две линии мешал Байкал. Более 5 лет строилась дорога вокруг Байкала, было сооружено 33 тоннеля. Позже, по настоянию П. Д. Столыпина, стали строить Амурскую дорогу по русской земле (1916).

3. В общей сложности строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока продолжалось около 80 лет. В это дело были вложены громадные средства и труд нескольких поколений русских строителей, инженеров, рабочих. В результате сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынки. В Сибирь двинулись переселенцы из России. Дорога имела огромное хозяйственное значение, сыграла важнейшую роль в освоении богатых областей Сибири и Дальнего Востока, а также в решении военно-стратегических задач.

48.Индустриальное развитие России в начале 20в (до Первой мировой войны).

Несомненным фактом является замедление промышленного роста России накануне Первой мировой войны по сравнению с концом XIX века. В 1901—1903 гг. произошло падение производства. Но даже в 1905—1914 гг. темпы увеличения промышленного производства были в несколько раз ниже, чем в 1890-е гг. Темпы роста промышленности в этот период лишь ненамного опережали темпы роста населения России. Так, например, производство стали и железа с 1900 по 1913 гг. выросло на 51 %, а население страны — на 27 % (со 135 до 171 млн человек). В предыдущие 13 лет при тех же темпах роста населения производство стали и железа выросло в 4,6 раза. Замедление промышленного роста в начале XX в. не означало, что отсутствовал спрос на продукцию промышленности, но значительная часть этого спроса покрывалась за счет импорта. Как указывала английский экономист М.Миллер, в течение всего этого периода происходило быстрое увеличение импорта машин и оборудования из Германии, в связи с чем только за период с 1902—1906 гг. по 1913 г. импорт из Германии вырос в 2 раза.

В начале XX в. продолжался процесс концентрации производства и монополизации. На 1 января 1910 года в России существовало уже 150 синдикатов и иных монополистических объединений в 50 отраслях страны, которые, как отмечал Н.Рожков, мало занимались техническим прогрессом, но способствовали росту цен на промышленные изделия, примеры которых он приводит ряд отраслей промышленности в дореволюционной России был развит довольно хорошо: металлургия, паровозостроение, текстильная промышленность. Паровозостроение прошло в своем развитии несколько этапов — от первого русского паровоза Черепановых (1834 г.) до бронепоездов эпохи Первой мировой и Гражданской войн. (Россия до революции имела самую большую в Европе сеть железных дорог (протяженность — 70,5 тыс. км в 1917 г.), и для ее эксплуатации был задействован большой парк паровозов и вагонов отечественного производства. ). Текстильная промышленность с самого начала возникла как конкурентоспособная отрасль, основанная на частной инициативе, и таковой оставалась в начале XX в. Вместе с тем, даже по развитию базовых отраслей Россия значительно отставала от ведущих европейских стран. Например, производство металла в России в 1912 г. составляло 28 кг на человека, а в Германии — 156 кг, то есть в 5,5 раз больше. Что касается более сложных и наукоемких отраслей, то там отставание было намного большим. Как указывал Н.Рожков, своего промышленного машиностроения и производства средств производства (станков и оборудования) в России в начале XX в. фактически не существовало.

Судостроительная промышленность была развита слабо: за рубежом закупалось порядка 80 % всех судов; часть собственных судов производилась в районе Каспия, куда импортные суда попросту не могли дойти . Новые отрасли: авто- и авиастроение, — только начали развиваться незадолго до Первой мировой войны, но и здесь наметилось значительное отставание России от ведущих стран Запада. Непропорционально большое развитие получила кустарная промышленность, которая занималась выпуском целого ряда промышленных изделий (например, самоваров, тканей, одежды и т. п.).

По данным профессора Гарвардского университета Г.Гроссмана, объем промышленного производства в России в 1913 г. в расчете на душу населения составлял 1/10 от соответствующего показателя США . Отставание развития России от стран Запада в промышленности было более значительным, чем общее отставание экономического развития страны. Так, объем валового внутреннего продукта России на душу населения в 1913 г., по данным американского экономического историка П.Грегори, составлял 50 % от соответствующего немецкого и французского, 1/5 — английского и 15 % — от американского показателя .

Недостатки в развитии русской промышленности сыграли немалую роль в событиях Первой мировой войны, когда русская армия оказалась хуже оснащенной военной техникой, вооружением и боеприпасами, чем другие воюющие страны. Экономисты начала XX в. и современные экономические историки приводили ряд причин, которые могли способствовать указанным недостаткам в развитии дореволюционной русской промышленности. Среди них — ошибки при проведении протекционистской политики правительства , высокая монополизация промышленности, неверные приоритеты государственной промышленной и транспортной стратегии, коррупция государственного аппарата.