- •Тема 4. Становление предмета психологии: основные направления в психологии
- •4.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе Донаучная психология
- •Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки
- •4.3. Направления научной психологии в Западной Европе и сша
- •4.3.1. Экспериментальная психология сознания
- •4.3.2. Бихевиоризм
- •4.3.3. Психоанализ
- •4.3.4. Гештальтпсихология
- •4.3.5. Гуманистическая психология
- •4.3.6. Трансперсональная психология
- •4.4. Основные направления отечественной психологии
- •4.4.1. Культурно – историческая концепция л. С. Выготского
- •4.4.2. Деятельностный подход в психологии
- •4.4.3. Другие школы отечественной психологии
- •I. Теоретическая часть.
- •Рассмотрение основных положений, относительно природы человека:
- •II. Практическая часть.
- •III. Работа в группах.
- •IV. Контроль отработки
- •V. Рефлексия.
4.4. Основные направления отечественной психологии
Основы отечественной психологии также складывались в к. 19 – н. 20 вв.
Первая экспериментальная психологическая лаборатория была создана В.М. Бехтеревым (1857–1927), родоначальником «рефлексологии», в 1885 г. и Психоневрологический институт (1908). В основном следовавшая традициям Вундта рефлексология вывела психологию за пределы самонаблюдения, «чистого сознания», в ее системе психика оказалась побочным продуктом физиологических и поведенческих процессов – «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849–1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию – мы уже упоминали ее значение для бихевиоризма.
Идей Вундта придерживался Г.И. Челпанов (1862–1936), основатель института психологии в Москве (1912). Экспериментальный метод – при том, что Челпанов активно его пропагандировал – оставался для него, тем не менее, второстепенным по отношению к самонаблюдению.
Научное противостояние различных направлений в психологии в послереволюционные годы было отягощено новой идеологической ситуацией, связанной с политической перестройкой общества и переориентации науки на философию марксизма.
В последние годы критика марксизма приобретает тотальный характер, но огульная критика всегда содержит опасность слепоты по отношению к самой философии марксизма и к людям, ее принявшим. Марксизм оказал влияние не только на отечественную психологию (идеологизированную), но и на зарубежную, прежде всего в силу заложенного в нем гуманистического потенциала: именно этот аспект (но не программа перестройки общества) определил, например, позицию А. Адлера (защита маленького человека) или Э. Фромма (проблема отчуждения человека в обществе). Марксизм во многих отношениях позволил увидеть человека не как «Робинзона», но деятеля, включенного в социальный мир, творящего его и творимого им.
Первым отечественным психологом, провозгласившим перестройку психологии на базе марксизма как программу развития науки, был К.Н. Корнилов (1879–1957). Как теоретик он пытался снять противоречие между объективной психологией и субъективной, эта попытка воплотилась в его концепции «реактологии», которая, собственно как и бихевиоризм рассматривала психологию как науку о поведении. Психика трактовалась через понятие «реакция», означавшее ответ целого организма (а не отдельных органов) на внешние воздействия, по сути «реакция» аналог «рефлекса», но, более шире по содержанию, предполагавшем и психологические характеристики. Реактология просуществовала до н. 30-х гг.
Бихевиористских принципов придерживался в тот период и выдающийся педагог и психолог П.П. Блонский (1884–1941), также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ, но обозначавший принципиальные особенности социального поведения.
Рефлексологию, реактологию, взгляды раннего Блонского иногда в литературе называют русским бихевиоризмом. Эти направления сыграли выдающуюся роль в становлении объективных методов в психологии и представлялись очень привлекательными с точки зрения возможности материалистического объяснения психических явлений. Как теории они не получили существенного развития в отечественной науке, хотя развивались определенные принципы и положения.
Учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе, П.И. Зинченко и многие другие.
В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать, как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое – свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение – идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии, и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике – свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания». Эта идея получает все большее признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.
Начало «прорыва» психологии в производство было положено в психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1959 г. Б.Ф. Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г. Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначально называвшейся лабораторией индустриальной психологии). Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Были установлены творческие связи с инженерными психологами США, ФРГ и других стран. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечественной психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую сыграла в свое время лаборатория В. Вундта.
Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах создавало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п.
Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии – это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.
