Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
краткие ответы + учебники (Восстановлен).doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
447.49 Кб
Скачать

Вопрос 39. Восприятие гомогенности/гетерогенности своей и чужой групп.

  1. последствия категорзации.

Тэшфел

  • Элементы разных категоризаций воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле.

  • Элементы одной категории воспринимаются как более похожие, чем есть на самом деле.

Исследование: Тэшфел, Уилкс.

1 – оценить 8 линий, которые увеличиваются с интервалом 0,8см.

Люди говорили, что везде – 1см

2 – то же самое, но первые 4 карточки с буквой А, а другие В.

Результат: А 1 А 1 А 1 А 2 В 1 В 1 В 1 В.

Другое исследование: Школьникам показывали фотографии 3 девочек и 3 мальчиков и надо было выбрать каждому подходящие из 24 прилагательных.

Кто не знал, кого показывают давали не сильно различающиеся ответы.

Кто знал – разным группам – разные прилагательные

- в одной группе – более схожие, чем те, кто не знал.

  1. деление МЫ и ОНИ. – процесс категоризации.

Самнер 1906. этноцентризм – такое видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а другие соизмеряются. Традиции и ценности собственной группы выступают в качестве эталона. (м.б. религия, одежда, литература и т. п.) эти традиции помогают чувству единства своей группы и являются ее гомогенным признаком. Появляется этническая идентичность, этнические чувства, этнические аттитюды. При таком рассмотрении вопроса МЫ – воспринимается как гомогенная группа, к которой я принадлежу, а ОНИ – тоже воспринимаются как гомогенная группа, но к которой я не принадлежу.

См. социальная и этническая идентичность.

  1. Стереотипы

Одной из причин стереотипов является незнание «чужих» и невозможность их индивидуализировать, что способствует восприятию других групп как гомогенных.

А вот в своей группе мы много кого хорошо знаем , и в первую очередь себя любимых, единственных и неповторимых… + желание в самоидентичности, что подводит нас к мысли о том, что члены нашей группы похожи(чтоб поддержать социальную идентичность), но с некоторыми различиями (чтоб не потерять собственную индивидуальность)…

Социальная и этническая идентичность

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставигь себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.

Социальная и этническая идентичность

Единый процесс дифференциации/идентификации приво­дит к формированию социальной идентичности. По опреде­лению А. Тэшфела, социальная идентичность – «это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым это­му членству» (Tajfel, 1981 а, с. 255). Добавим, что в самом общем смысле социальная идентичность есть результат про­цесса сравнения своей группы с другими социальными общ­ностями.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом, во-первых, необходимо раз­водить понятия этнической идентичности и этничности – социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных призна­ков (этнической принадлежности родителей, месту рожде­ния, языку, культуре), и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с офи­циальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность не сводится и может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этни­ческой общности), которая проявляется в самоназвании.

Этническая идентичность – это, в первую очередь, ре­зультат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествле­ния себя с ним и отделения от других этносов. Представля­ется, что смысл данного понятия хорошо отражает термин, предложенный Г.Г.Шпетом (1996), рассматривавшим этни­ческую идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

Считая этническую идентичность составной частью со­циальной идентичности, современные исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущие толь­ко ей особенности. Так, американский этнолог Ж.Девос рассматривает этническую идентичность как форму идентич­ности, воплощенную в культурной традиции и обращенную в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее. Можно согласиться с Г.У.Соддатовой, что еще одной особенностью этнической идентичности является мифологичность, так как «ее главная опора – идея или миф об общих культуре, происхождении, истории» (Солдатова, 1998, с.48).

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, пред­ставления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих призна­ков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы, излишне расширяя, на наш взгляд, по­нятие этнической идентичности, выделяют еще и ее пове­денческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом опреде­ленной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» (Дробижева и др., 1996, с.296).

Кое-что об идентификация

  • Тэшфел все когнитивные процессы выстраивает в це­почку, в которой идентификация предшествует дифферен­циации.

  • В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя релевантными группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе. У них «национальность для себя» может обозначаться не одним словом, а описа­тельно: «ближе к русской национальности», «скорее между русскими и украинцами» (из ответов жителей Полесья на вопрос об их национальности).