- •Государственное управление в период «перестройки»
- •19 Августа было объявлено о создании в виду “болезни” Горбачева и невозможности исполнения им обязанностей Президента Государственного комитета по Чрезвычайному Положению (гкчп), в который вошли
- •18 Октября восемь республиканских лидеров подписали соглашение “Договор об экономическом сообществе”.
- •Обновление законодательства в период перестройки
19 Августа было объявлено о создании в виду “болезни” Горбачева и невозможности исполнения им обязанностей Президента Государственного комитета по Чрезвычайному Положению (гкчп), в который вошли
вице-президент Г. Янаев,
премьер-министр Павлов
и восемь министров правительства СССР.
От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых было заявлено о необходимости защиты Конституции и союзного государства от экстремистских сил. В поддержку своей позиции ГКЧП ввел в Москву войска.
В ответ Президент РСФСР Ельцин объявил создание ГКЧП незаконным, а его указы преступными деяниями.
Сложившаяся драматическая ситуация закончилась в ночь на 21 августа, когда погибло трое юных граждан, пытавшихся руками задержать в подземном тоннеле колонну бронетехники.
Часть членов ГКЧП срочно прибыла в Крым для встречи с Горбачевым, санкционировавшим ранее их действия, но он от них, естественно, отмежевался.
Все члены ГКЧП были арестованы и просидели в тюрьме полгода вплоть до амнистии.
Вернувшийся из крымского “заточения” Горбачев был подвергнут на сессии Верховного Совета РСФСР унизительному допросу с пристрастием и, не выдержав давления, подписал указ о приостановлении деятельности Коммунистической партии, Генеральным секретарем которой он являлся.
Были закрыты все коммунистические газеты,
произведен захват партийной собственности,
кое-где началась “охота на ведьм”.
Но и партия оказалась деморализованной и не смогла выступить в свою защиту.
Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической элиты, еще раз показавшей свою неспособность решить актуальную задачу сохранения Советского Союза как естественноисторической федерации и сверхдержавы.
Разгром ГКЧП оказался исключительно полезен демократической оппозиции, так как позволил ей перейти к радикальному захвату власти и решительному уничтожению противника — КПСС и СССР. Это позволило ряду историков даже высказать предположение, что “путч” был спровоцирован определенными силами именно для ускорения общественной реформации: “буржуазной контрреволюции” или “демократической революции”.
В результате фактического уничтожения союзного центра в начале сентября был распущен ставший ненужным Верховный Совет СССР. Начался период переформирования всех государственных структур управления.
Поскольку еще существовало союзное пространство, возникла необходимость согласования внешней и внутренней политики республик, для чего был образован Государственный Совет в составе
Президента СССР
и первых должностных лиц республик.
Для координации управления народным хозяйством был создан Межреспубликанский экономический комитет.
Госсовет одним из первых решений признал независимость прибалтийских республик, нарушив недавно принятый закон о порядке выхода республик из Союза.
18 Октября восемь республиканских лидеров подписали соглашение “Договор об экономическом сообществе”.
Президент России категорично потребовал от очередного V съезда народных депутатов РСФСР новых дополнительных полномочий и получил их.
На этом же съезде новым Председателем Верховного Совета РСФСР стал Р.И. Хасбулатов, ставший вскоре самостоятельной политической фигурой.
Российские власти в условиях обретения полноты своей власти стали проводить более сдержанную политику в отношении сепаратизма,
стали делать заявления о государственной целостности России,
о правах русских в других республиках,
о проблеме Крыма и других территориальных вопросах,
о важности предотвращения окончательного распада союзного пространства.
Была даже предпринята попытка возобновления новоогаревского процесса и подписания договора о конфедерации в виде ССГ.
Однако поезд сепаратизма ушел далеко вперед, и национальные элиты бывших союзных республик не собирались отдавать свою власть или вновь делиться ею с Кремлем.
Российское руководство без сопротивления согласилось с требованиями руководителей республик и с настойчивыми предложениями демократической общественности о юридическом закреплении распада “советской империи”.
1 декабря на Украине состоялся референдум, в ходе которого граждане республики, видя всю сложившуюся ситуацию, поддержали идею образования собственного независимого государства.
Президент России Б.Н. Ельцин заявил о признании независимости суверенной Украины.
В новых условиях российское руководство взяло на вооружение концепцию Г. Бурбулиса о провозглашении квазиконфедеративного Содружества Независимых Государств для окончательного разделения полномочий полностью суверенных республик при сохранении формального единства.
8 декабря в белорусской резиденции “Беловежская пуща” тайно от Президента СССР Горбачева и вопреки решениям мартовского всесоюзного референдума 1991 г. тремя президентами славянских республик — России, Украины и Белоруссии были подписаны документы о прекращении функционирования СССР вместе с его Президентом и создании нового образования — СНГ.
Это был подлинный антиконституционный путч, но в отличие от “августовского ГКЧП” был проведен без ввода войск и увенчался полным успехом.
Не случаен и более чем симптоматичен тот факт, что первому о состоявшемся событии сообщили не смещенному заочно президенту СССР Горбачеву, а президенту США Дж. Бушу.
Впоследствии Государственная дума РФ аннулировала ратификацию беловежских соглашений как юридически абсолютно несостоятельных и вредных в политическом отношении. Естественно, что эти решения не оставляли места для создания полноценных союзных органов управления и планировали только перспективную координацию действий в ряде стратегических направлений внешней и внутренней политики. Оскорбленный как политик и человек М.С. Горбачев совершенно однозначно расценил эти решения как антиконституционный переворот, однако, как истинный социал-демократ, он не стал сопротивляться его осуществлению и объявил о снятии с себя полномочий Президента СССР.
Последним аккордом в драматических событиях 1991 г. стало решение сессии Верховного Совета РСФСР о переименовании этой страны, отныне ставшей Российской Федерацией — Россией.
Наступил принципиально новый стратегический этап в развитии российской государственности и управления.
