Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
30 вопрос.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
94.83 Кб
Скачать

Обобщающая модель кк для развитой языковой личности включает такие компоненты:

  1. Жанрово-стилистический – умение выбирать речевой жанр и стиль.

  2. Информационный – знание предмета.

  3. Философско-методологический – владение теорией познания и изобретения мысли.

  4. Коммуникативно-прагматический – знание психологических закономерностей и правил эффективного языкового общения и умение ими пользоваться.

  5. Логико-аргументативный – умение находить и формулировать доказательства.

  6. Перцептивный – умение слушать, анализировать и правильно интерпретировать речь.

  7. Проектировочный – умение целеполагания, четкой формулировки мысли.

  8. Рефлексивный – умение анализировать собственные речевые поступки с точки зрения успешности/неуспешности.

  9. Социально-этнокультурный – знание социально-этнических факторов, национальных традиций, в том числе, и языковых предпочтений.

  10. Этико-эстетический – знание основ этики общения, речевого этикета и эстетики речи.

  11. Экспрессивный – знание и умение использовать средства воздействия (элокуция).

Этико-речевые нормы.

Это такие правила речевого поведения, которые обеспечивают гармонизацию интересов общающихся на основе общепринятых нравственных ценностей. В основу таких норм положены категории христианской этики – соборность, смирение, миролюбие, немногословие, спокойствие, правдивость, благожелательность, отказ от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего. Если сравнивать православную этику с католической, отличия, конечно, будут, однако сходств больше (хотя американская риторика ставит акцент на выгоде, а отечественная – на нравственности).

С этим связано понятие Риторический идеал - система требований к речи и речевому поведению, исторически сложившихся в культуре и отражающих систему ее ценностей. Впервые понятие РИ вырисовывается в диалоге Платона «Горгий», где Сократ говорит о том, что ритор говорит не просто так, но держит в голове некий «эйдос», идею прекрасной речи - образ этот существует не только в голове ритора, но и в системе культуры, это также и требование к речи и речевому поведению людей данной культуры. Например, в Греции существовали 2 воюющих РИ: по Сократу (истинность, нравственность, упорядоченность) и идеал софистов (манипулирующая сила, красота, логическая изощренность, «самореклама»). В современной речевой среде (логосфере) борются по крайней мере 3 РИ: американизированный тип, близкий к софистическому, старый русский, восточно-христианский, близкий к идеалу Платона и Сократа, идеал советской риторики. Особенности русского РИ:

Диалогичность: равноправные отношения говорящего и адресата (западный тип характеризуется отъединенностью, соревнованием суверенных индивидов: природный англичанин окружен невидимым коконом, границы которого нарушению не подлежат, поэтому он скажет «Excuse me» не в тот момент, когда столкнется с кем-то, а когда возникнет угроза нарушения границ его личного пространства).

Гармонизирующий характер: не борьба и победа, а гармонизация, примирение; не самодемонстрация, но согласие голосов в хоре жизни; не вопли и крики, а выдержанность, не «Закон» и «право», но долг и «Благодать», не замкнутость, а открытость; примат не логики и анализа, а интуиции и синтеза +соборность.

Положительная онтологичность – прекрасная речь должна быть правдива и добра.

Итак, русский РИ – идеал гармонизирующего положительно-онтологического диалога. Структура русского Логоса предполагает реализацию РИ в системе таких этико-эстетических категорий: кротость и смирение (в отличии от самодемонстрации и гневливости), безмолвие и хвала (в отличии от многословия и хулы), умиротворение и умеренность (в отличие от борьбы и беспорядка), правда (в отличии от лжи).

КРР: основная черта русского РИ, как показывают социологические исследования, - толерантность. РИ – категория историческая, и поэтому на рубеже 20-21 веков формируется новый РИ, акцентирующий прагматический аспект эффективности речевого общения.

Этико-речевые ошибки – это не только нарушение правил речевого этикета, но также и:

  • использование инвектив (бранных, оскорбительных слов).

  • навешивание ярлыков (слово с широким значением приобретает яркую негативную коннотацию: «враг народа», «фашист», «воинствующие почвенники»; важно, что вразумительного содержания нет: в 60-е годы «национал-социализм» стало = «фашизму»).

  • лингвоцинизмы – выражение циничности мышления по отношению к предмету (Святой Георгий – «колченогий на беременной», «накопитель», «рабсила», «отвоевать у природы»).

  • речевая агрессия – форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда человеку или группе людей («что ты хрюкнешь на этот раз?»).

  • языковая/речевая манипуляция – вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, эмоций, отношений, оценок, не совпадающих с теми, которые у него имеются; способ внушения мыслей с помощью не логических доводов, а апелляции к эмоциям (можно вспомнить президентскую кампанию 1996 года с лозунгами: «Голосуй сердцем» и «Голосуй или проиграешь»). Это выдавание субъективной точки зрения за объективную, категоричность без аргументации, перегруженность оценочной лексикой, однобокая тенденциозная интерпретация фактов (на уровне фактическом – отбор и дозирование фактов, логическом – ложная аргументация и языковом – закрепление за словами ранее не свойственных коннотаций).

Применяя вместо «террористы» слово «повстанцы» комментатор выражает солидарность и приглашает слушающего разделить ее. Много средств манипулирования предоставляет синтаксис, пример приводит британский лингвист Тони Трю - газета «Гардиан» писала: «спецназ открыл огонь и застрелил 11 африканских демонстрантов» – в газете «Таймс» о том же сказано: «11 африканцев были застрелены и 15 ранены, когда полиция открыла огонь по бесчинствующей толпе» – с полиции снимается ответственность за гибель демонстрантов. К числу языковых средств манипулирования относится и особый жаргон («ельцинократия»), метафоризация (от «окна в Европу» до «сражений с коррупцией», «построения вертикали власти») и выражения с пресуппозицией, неявно содержащейся информацией («разве вы не знаете, что беспорядки уже прекратились?»). Если брать не пейротивную, а более редкую мелиоративную манипуляцию, то здесь можно выделить 2 приема: апологетический (жупел-ярлык и антижупел) и эвфемистический (критика слова «сталинизм» у Солженицына).

правила речевого общения: