Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новейшая история.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
516.1 Кб
Скачать

17. Правительство народного фронта и гражданская война в испании.

18 июля 1936 года вспыхнул военный мятеж в Испании. Предыстория такова.

В 1932 году в Испании произошла буржуазно-демократическая революция; был свергнут король Альфонсо 13. Он бежал. Испания была провозглашена республикой. И до 1936 года у власти находились разные буржуазные правительства. В 1936 году должны были состояться очередные выборы, перед которыми был создан левый блок - Народный фронт. И в итоге он победил. Было сформировано правительство Народного фронта. Поскольку в правительстве самыми сильными были социалисты, то они и стали главными.

Выборы раскололи страну на сторонников и противников. Народный фронт получил 60% голосов; те, кто были против, 18 июня 1936 года поддержали выступления военных против правительства во главе с генералом Франциско Франко.

Армия была неоднородна. Авиация и большая часть морских сил была верна народному фронту. Большинство генералов сухопутных частей (которые, кстати, находились даже не в самой Испании, а в Марокко) были недовольны. И при мятеже те, кто были в Марокко, не смогли переправиться. Здесь неописуемую поддержку оказала Испанская Фаланга (фашистская партия, оставалась без своего лидера): она связалась с итальянскими и немецкими фашистами, которые и помогли в войне. Везде приводятся цифры, что со стороны Италии помогало около 100 000 человек, со стороны Германии - вдвое меньше. Заручившись такой поддержкой, Франко победил и объявил себя временным главой правительства. Создал партию Большая Фаланга, которую также возглавил.

К 1 апреля 1939 года вся территория Испании принадлежала Франко. Причем он стал диктатором, до 1975(!) года оставаясь у власти.

Что предприняла Лига наций? Она пошла на «решительный шаг» и создала(!) комитет по невмешательству(!). Советский союз сначала вошел в комитет, затем вышел, заявив, то комитет скорее способствует путчистам, ставя испанское правительство в достаточно сложную ситуацию. Советский союз послал технику, советских инструкторов, причем все это отсылалось тайно. Долгое время следовало скрывать свое участие в войне, так как, являясь членом лиги нации, не следовало помогать ни одной из сторон.

Все эти случаи показывают наглядно две вещи: политику невмешательства и первый момент, когда Италия и Германия действовали в одном направлении, пускай и по отдельности.

18. Мюнхенское соглашение 1938 года («мюнхенский сговор»).

Этому событию предшествовали некоторые явления.

В начале 1938 года в Берлин был вызван канцлер Австрии Курт Шушниг. Гитлер сказал о ряде идей относительно совместного будущего двух стран и выдвинул ряд требований: обеспечить полную свободу деятельности австрийской фашистской партии (потребовал освободить всех тех, кто под арестом), ввести в состав правительства Австрии лидера австрийской фашистской партии Зейст-Инкварда, провести в партии плебисцит (опрос граждан, как правило, с целью решения судьбы определенной территории) 13 марта, на котором следует обратиться к народу с вопросом, не хотят ли они объединиться с Германией в единую страну. Все эти предложения были приняты Австрией. И на 13 марта был назначен плебисцит о присоединении к Германии. Это было очередным нарушением Версальского мирного договора.

Видимо, Гитлер не совсем ожидал, что многие австрийцы с удовольствием проголосуют, потому 12 марта, накануне голосования, германский войска вошли в Австрию, и аншлюс произошел достаточно бескровно.

Поглотив Австрию, Гитлер уже придумывал другие шаги. Реакции Лиги наций никакой снова не было - невмешательство и попустительство, хотя на несколько недель из Вены были отозваны английские, французские и американские послы, которые, увидев, что возмущений народа нет, снова вернулись (и это, кажется, было даже хуже). Показали себя трусами.

Весной 1838 года Гитлер начинает муссировать волос о судетских немцах (горный район на северо-западе Чехии). Это район всегда был частью Чехии, Германии он никогда не принадлежал. Гитлер встретился с представителями чехословацкого правительства (не лично с президентом Бенешом, антифашистки настроенным), где сказал, что Чехословакия притесняет деятельность судетско-немецкой фашистской партии. Гитлер потребовал всех арестованных выпустить и дать всем свободу действий. Когда требование было выполнено, Гитлер начал действовать их руками. Судетские немцы потребовали автономию внутри Чехословакии, причем автономию, которая может потом отделиться от Чехословакии и создать государство, совместное с Германией. Гитлер это требование поддерживает.

В марте эти переговоры начались, а в мае 1938 года президент заявил о частичной мобилизации чехословацкой армии из-за возможности нападения Гитлера. Это был первый деятель, поставивший вопрос ребром. Испугало это решение Бенеша не Гитлера, а Великобританию и Франции, уговаривавших Бенеша передумать. Закончилось все тем что 28-30 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась встреча: Гитлер, Муссолини, Чемберлен, Даладье. Там решалось, что делать с чехословацкой областью. Чемберлен и Даладье дали согласие на передачу судетской области Германии. Бенеша они позже поставили перед фактом. Германия получила право на оккупацию области в течение десяти дней в октябре, а Чехословакия должна была страну отдать без всяких военных действий. Самое удивительное, что в это время действовал договор Чехословакии с СССР и Францией о взаимопомощи. Согласно ему, если Чехословакии угрожала опасность с третьей стороны, Франция должна была оказать военную помощь, а СССР должна была оказать помощь военную, если таковую помощь окажет Франция.

Одновременно в момент подписания Мюнхенского сговора прошли экспресс-переговоры между Чемберленом и Гитлером, и тогда же наскоро было подписано соглашение (неполноценной договор) о ненападении. А через некоторое время аналогичный договор подписала с Германией Франция.

Фактически Мюнхенское соглашение представляли собой раздел суверенного государства, члена лиги наций, в котором наряду с Германией и Италией, вышедших из Лиги, участвовали ее учредители. Чемберлен считал, что достиг колоссального дипломатического успеха.

Это соглашение было квинтэссенцией политики невмешательства. С точки зрения моральной это никак нельзя оправдать, но в политическом, прагматическом аспекте англичан и французов понять можно.

Было ясно, что Гитлер продолжит агрессивные действия.