
3. Социальные действия.
Социальные действия как одно из направлений социальной работы в общине подразумевает организацию индивидуальных или групповых действий, направленных на изменение и корректировку официальной социальной политики или сложившейся практики различных социальных институтов в пользу клиентов из депривированных слоев общины [270, p. 171]. В отличие от модели «организация местной общности», где акцент ставится на вовлечение всех категорий местного населения в процесс формулирования и достижения целей, важных для улучшения условий жизни в общине, на организацию самопомощи и кооперации, модель «социальные действия» сфокусирована на депривированных и виктимизированных группах населения, нуждающихся в организации для того, чтобы добиться изменений в организационной политике и практике. Официальные лица рассматриваются здесь скорее не как потенциальные или реальные партнеры в реформаторской деятельности, но как часть истеблишмента, заинтересованная в сохранении статус-кво и поэтому требующая активного общественного нажима. Безусловно, реальная практика, связанная с организацией местной общности, предполагает не только сотрудничество с представителями официальных организаций, но и элементы конфликтных стратегий и конфронтаций с официальным мнением (преобладающих в модели «социальные действия»). И довольно часто социальные действия рассматривают как часть практики под рубрикой «организация местной общности». Но мы в целях концептуальной ясности, вслед за Дж. Ротманом, посчитали целесообразным разделить эти две модели.
С самого начала социальная работа, изначально ориентированная на помощь обездоленным, развивалась под влиянием идей социального протеста. Право протеста — одно из базовых в американской культуре. Американцы как нация сформировались из протеста против условий правления британской короны. Конституция США наполнена фразами, делающими право протеста и право подачи петиций правительству значительной частью законодательства. В качестве аксиомы полагается, по словам Ф. Дугласа, что «там, где нет борьбы, нет прогресса. Эта борьба может быть моральной, может быть физической, может быть и той и другой, но это должна быть борьба. Власть ничего не уступит без требования» [цит. по 233, c. 123]. По традиции, идущей еще от первых поселенцев, американцы протестуют своими публичными действиями, голосами на выборах и своими деньгами. В этой логике и определяются два основных способа организации социальных акций: публичные акции (демонстрации, пикеты) и общественные кампании, создающие определенный настрой общественного мнения среди потенциальных избирателей (информационные кампании в печати, на телевидении и радио, лоббирование в законодательных органах и т. д.).
Социальные акции, начинаясь с небольшой группы активистов, которые создают ядро протестующих, могут перерасти в национальные движения, например, в защиту гражданских прав, экологические или антивоенные движения. Под давлением организованной общественности граждане приобретают новые медицинские, социальные и образовательные возможности и выгоды. Социальное страхование, помощь семьям с несовершеннолетними детьми, программы реабилитации инвалидов и безработных, возможности для равного жизненного старта, отмена дискриминационных требований при приеме на работу и в учебные заведения — все это вырастает из организованных действий протеста [233, p. 126].
Социальные работники всегда принимали активное участие в организации социальных акций от имени различных депривированных групп в силу того, что в моральные установки профессии изначально была заложена идея борьбы с несправедливостью и неравенством. Не претендуя на юрисдикцию над всей областью гражданских движений, социальные работники тем не менее могут выступать в роли организаторов или координаторов различных инициативных групп, включающихся в борьбу за свои гражданские права на местном уровне. На общенациональном уровне в лице Национальной организации социальных работников или в качестве экспертов в других общественных организациях они участвуют в деятельности законодательных органов страны по вопросам социального благосостояния, образования и здравоохранения.
Как и любой другой вид практики социальных работников, социальные акции как целенаправленно организуемая профессиональная деятельность включает такие компоненты, как сбор и анализ данных, диагностику ситуации и разработку плана деятельности, итоговую оценку результативности действий. С этой точки зрения социальные акции — это серия действий, направленных на достижение заранее определенной цели. Причем, в отличие от других моделей работы, главный критерий эффективности здесь не степень удовлетворенности участников процесса, не расширение сферы социального опыта и улучшение персонального социального функционирования, но прежде всего степень приближения к предопределенной вне рамок процесса социальной работы цели [437].
Таким образом, социальная работа в общине представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общенациональном уровнях с одной или несколькими целями:
— развитие социальных связей в местной общине и организация взаимопомощи;
— разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности основных институтов общины, связанных с вопросами социального благополучия населения;
— защита гражданских прав депривированных групп населения и оказание информационной и организационной поддержки различным инициативам в области социального благополучия населения.
Общинная социальная работа осуществляется через участие социальных работников в деятельности по:
1) развитию местной, географически ограниченной общности через стимулирование, аггрегацию и координацию индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем;
2) социальному планированию, выработке политики и стратегии действий различных организаций по вопросам социальной защиты, образования и здравоохранения;
3) организации публичных социальных акций и общественных кампаний, направленных на изменение существующей законодательной и организационной практики, препятствующей осуществлению основных гражданских прав депривированных групп населения.