Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
obshchie_otvety_-_final_version p2.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
247.81 Кб
Скачать

32. Развитие радиовещания как средства массовой информации (на примере bbc)

Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио (1895-96). На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории. Это объяснялось не только малой численностью наличных радиоприемников, но и тем, что в первые годы из-за несовершенства радиооборудования передача информации могла осуществляться только в закодированном виде. Как и в телеграфе, применялась система Морзе, позволявшая осуществлять передачу текстов, переведенных в точки и тире. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны. Во время первой мировой войны потребности в обеспечении радиосвязи между частями действующих армий и кораблями ВМС, а также первые попытки использования радиопередач в целях пропаганды и дезинформации противника вызвали бурный рост производства радиооборудования. С наступлением мира фирмы – производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания.

На фоне дальнейшего развития движения радиолюбителей в послевоенные годы прогрессировало экспериментальное вещание, адресованное пока еще немногочисленным радиолюбителям. В печати разных стран развернулась широкая кампания по пропаганде радио, способствующая непрерывному росту интереса общественности к новому средству коммуникации, развитию радиолюбительского движения.

Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передач

Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.

Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Сторонники просветительских взглядов на социальную роль журналистики не без оснований полагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких коммерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на развлечение аудитории и распространение рекламы. Многие энтузиасты радио в разных странах мира видели будущее радиовещания как альтернативы коммерческой прессе, средства образования и распространения знаний и тд. Стремление создать службу радиовещания, свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого правительственного вмешательства в редакционную деятельность, воплотилось в модели Би-Би-Си – самоуправляющейся организации, финансируемой за счет абонентских сборов с владельцев радиоприемников.

Превращение Би-Би-Си в общебританскую вещательную службу, начатое в двадцатые годы с вводом в строй мощного длинноволнового передатчика, распространившего вещание на всю английскую территорию, было завершено к началу второй мировой войны: в 1938 г. возможность прослушивать радиопередачи имели уже 98% жителей страны. Корпорация представляла собой централизованную вещательную структуру, объединившую под единым руководством как лондонский радиоцентр, так и местные станции. Она выполняла роль информационной службы, консолидирующей нацию, что особенно наглядно проявилось в годы войны против нацизма, когда ежевечерний девятичасовой выпуск новостей Би-Би-Си регулярно собирал у радиоприемников миллионы радиослушателей.

Вещательная политика Би-Би-Си предусматривала создание широкого спектра разнообразных качественных информационных, публицистических, научно-популярных и развлекательных программ для массовой аудитории, содержательных передач для детей и юношества (включая образовательные), а также программ, призванных содействовав приобщению взрослых к высшим достижениям искусства и культуры. Наличие этих программ в сетке вещания Би-Би-Си выгодно отличало британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей. Популярностью у аудитории пользовались качественные драматические и литературные передачи, трансляции концертов классической музыки, беседы в студии с ведущими политиками, писателями, мыслителями. В 1930 г. был учрежден симфонический оркестр Би-Би-Си, завоевавший известность своим высоким исполнительским мастерством и участием в популяризации выдающихся образцов мировой музыкальной культуры.

Одним из провозглашаемых ключевых принципов деятельности Би-Би-Си стала редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, демонстрируя тем самым свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Прямое вмешательство исполнительной власти в дела Би-Би-Си было сведено к минимуму, однако существовали многочисленные формы взаимосвязей Би-Би-Си с государственными и парламентскими структурами. Особенно заметно эти взаимосвязи проявились в развитии иновещания Би-Би-Си. По сей день радиовещание корпорации на зарубежную аудиторию осуществляется в тесном взаимодействии с британским министерством иностранных дел (Форин Оффисом) и финансируется преимущественно из государственного бюджета, а не за счет абонентской платы радиослушателей.

Плюс смотрите билет Оли О, посвященный Би-би-си.

35 (33). Э.Э.Киш - репортер (2 репортажа: "Дебют на пожаре мельниц", "Убивает ли буква")

44 (34). Первая мировая война, Октябрьская революция в России и развитие журналистики

Вообще население России периода 1900-1917 было малограмотно, на тысячу людей в европейской части страны приходилось 223 грамотных. Если, например, в Соединенных Штатах на 1 жителя в год выпускалось более 100 номеров различных газет, в Германии – более 40, то в России – 3. Вся российская печать находилась под жестким гнетом цензуры, деятельность которой определялась утвержденным еще в 1865 г. «Уставом о цензуре и печати» и рядом дополнительных запрещенийю

В царском Манифесте от 17 октября 1905 г. было объявлено о непреклонной воле государя «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», а вскоре были введены новые «Временные правила о периодической печати». Правовое положение прессы кардинальным образом изменилось, что привело к сущностным переменам во всей системе печати, открыло качественно новый этап в развитии русской прессы. Отмена как обшей, так и духовной предварительной цензуры, явочный порядок регистрации изданий, запрещение административного воздействия на печать, установление ответственности за проступки печати только судебным решением, отмена залогов и цензов в издательской деятельности – все это вызвало настоящий газетно-журнальный «бум» в стране.

Специальным указом от 24 ноября 1905 г. было устранено административное вмешательство в дела прессы, восстанавливался судебный порядок ответственности за преступления, совершаемые путем использования печати

А теперь по теме:

Мощным импульсом в развитии русской печати стали события, связанные с началом первой мировой войны 19141917 гг. Происходит увеличение тиражей почти всех буржуазных изданий в 2–3 раза, в крупных городах страны открываются десятки новых периодических органов. По подсчетам специалистов, в России только в 1914 г. появились 431 газета и 411 журналов. Активно развивается военная печать: начинают выходить «Вестник войны», «Военная летопись», «Последние армейские известия», «Вести с театра великой войны», «Армия и флот» и т.д., издания отдельных фронтов и армий. Специальные рубрики, посвященные событиям на войне, открылись во всех общественно-политических изданиях. На волне охватившего страну подъема патриотизма, шовинистических настроений ультраправые, черносотенные идеи и соответствующие периодические органы приобретают большую популярность. Широкое распространение по всей стране получают так называемые «народные» издания, которые продаются по мизерным ценам или вообще раздаются бесплатно.

Усиление цензуры в печати произошло еще до начала войны, а после введения «Временного положения о военной цензуре» летом 1914 г. перечень запрещенных тем возрос во много раз. Министерство внутренних дел и его подразделения, командующие фронтами, армиями получили право практически полного контроля за прессой. Работа военных корреспондентов, которые официально были допущены в действующую армию, жестко регламентировалась и ограничивалась штабом главнокомандующего, все их материалы подвергались предварительной военной цензуре. Многие издания либерального направления подвергались штрафам, приостановкам, конфискациям номеров по малейшему поводу.

В начале войны успехи русских войск способствовали тому, что на волне патриотизма в стране установилось определенное гражданское согласие, подавляющее большинство изданий «забыли» внутренние распри. По словам М. Горького, хвастовство и словоблудие «разлились широким потоком». Насаждалась идея неизбежной, скорой и триумфальной победы России над «зачинщицами мировой смуты» Германией и Австро-Венгрией. Например, один из номеров «Журнала-копейки» за октябрь 1914 г. открывается фотографией немецкого солдата, сдающегося доблестным русским воинам. И далее во всем номере нет ни слова о поражениях, потерях, трудностях войны. Рассказывается только о героизме, доблести, благородстве русских и их союзников как на фронте, так и в тылу.

Но постепенно ситуация изменяется. Бездарное руководство армией и страной, военные неудачи, нарастание трудностей в тылу вызвали подъем революционных настроений во всех слоях русского общества. В 1916–1917 гг. значительно увеличивается количество нелегальной периодики и листовок протестного содержания, в которых открыто говорится о необходимости свержения царизма. В феврале 1917 г. массовая политическая стачка переросла в вооруженное восстание. Царское самодержавие пало, к власти пришло Временное правительство, в состав которого вошли представители нескольких буржуазных партий. Начинает выходить официальный орган новой власти – газета «Вестник Временного правительства». Монархическая пресса закрывается.

Октябрьская революция, оказавшая огромное влияние на весь ход дальнейшей мировой истории, положила начало качественно новому этапу в развитии России и отечественной журналистики. Переход страны от демократического пути развития к диктатуре пролетариата и установлению однопартийной системы коренным образом изменил систему прессы России.

После осуществления вооруженного переворота 25–26 октября 1917 г. и отстранения от власти Временного правительства вся печать страны раскололась на два непримиримых лагеря большевистскую и оппозиционную. Большевики во главе с В.И. Лениным, став партией власти, одновременно решали как задачу подавления неугодной прессы, так и создания новой системы партийно-советской печати. На следующий же день после захвата власти по распоряжению Временного революционного комитета (ВРК) были закрыты 10 наиболее крупных газет «Русское слово», «Новое время», «Речь», «Копейка», «Биржевые ведомости», «Русская воля» и др., а их полиграфическая база конфискована. Благодаря этому акту экспроприации ведущие партийно-советские издания – «Правда», «Солдатская правда», «Известия», «Деревенская беднота» и др. получили лучшие типографии страны и огромные запасы бумаги в свое распоряжение. Создание материально-технической базы новой советской журналистики и в дальнейшем осуществляется путем такого «перераспределения». Согласно распоряжению ВЦИК, «конфискация частных типографий и запасов бумаги, передача их в собственность Советской власти в центре и на местах» становилась обычной практикой. Всего же до 30 июня 1918 г. было секвестировано, реквизировано, конфисковано или национализировано более 150 предприятий полиграфической промышленности.

В первом законодательном акте Советского правительства, посвященном прессе, Декрете о печати (принят Советом народных комиссаров 27 октября, опубликован в «Правде», «Известиях», «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства» и др. изданиях), были подтверждены все мероприятия, направленные против контрреволюционных газет. В то же время в Декрете специально подчеркивалось, что «как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Однако вплоть до 1991 г. практика администрирования, борьба с инакомыслием являлись основными методами работы коммунистической партии с отечественной журналистикой.

Буржуазные и оппозиционные издания единодушно выступили с яростной критикой Декрета о печати. Развернулась острейшая борьба вокруг вопроса о свободе прессы. Практически вся прогрессивно настроенная интеллигенция России была глубоко возмущена произволом, который творили большевики. В стране прошли митинги и демонстрации в защиту свободы слова, распространялись многочисленные листовки, а Союз русских писателей выпустил специальную однодневную «Газету-протест в защиту свободы печати», обвинявшую большевиков в осквернении идеалов демократии, поругании основных ценностей общественной жизни. В конце ноября 1917 г. ЦК трудовой народно-социалистической партии выпустил первый номер газеты с красноречивым названием «Слово в цепях».

Согласно Декрету о печати, подлежали закрытию следующие органы прессы: «1. Призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению рабочему и крестьянскому правительству. 2. Сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов. 3. Призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно-наказуемого характера». Однако после публикации Обращения Временного правительства «Ко всем гражданам Российской республики», в котором выдвигалось требование созыва Учредительного собрания, были закрыты или приостановлены все издания, поместившие Обращение на своих страницах. Репрессиям были подвергнуты издания самых разных политических направлений – кадетская «Наша речь», меньшевистская «Рабочая газета», орган правых эсеров «Воля народа» и др.

Поскольку эффективность этих мер, по мнению большевиков, была недостаточной, в ноябре 1917 г. Совнарком принял Декрет «О введении государственной монополии на объявления», который должен был подорвать экономические основы существования оппозиционной прессы, лишив ее доходов от рекламы и объявлений. По новому закону публикация платных материалов становилась прерогативой исключительно правительственной и советской прессы. «За напечатание объявлений за плату не имеющие на это право закрываются», – гласил Декрет

Впервые после Октябрьской революции проводилось открытое судебное разбирательство деятельности газет и журналов при участии обвинения и защиты, с широким освещением в прессе: давались объявления о предстоящих заседаниях, публиковались отчеты о них, печатались постановления и опровержения, выражались общественные порицания виновным и т.д.(Декрет о революционном трибунале печати»)

Наряду с подавлением оппозиционной печати партия большевиков решала очень важную для новой власти задачу – создание системы партийно-советской журналистики. В первый же день после победы Октябрьской революции началась энергичная работа по восстановлению всех большевистских изданий, которые были закрыты Временным правительством. Ведущими газетами в первые месяцы советской власти были те, которые имели еще дореволюционную историю – «Правда» (с марта 1918 г. в связи с переездом в Москву стала одновременно органом Центрального и Московского комитетов РКП(б)), «Известия», «Деревенская беднота», «Солдатская правда», «Деревенская правда» (три последних издания в марте 1918 г. были слиты и на их базе создан орган ЦК РКП(б) газета «Беднота») и др. Первым правительственным изданием стала «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства», которая выходила до марта 1918 г. и была закрыта в связи с передачей ее функций «Известиям» (одновременно центральный орган ВЦИКа и Совнаркома). С 21 ноября 1917 г. начала выходить ежедневная газета «Рабочая и крестьянская Красная армия и флот»,

В период Октября и установления Советской власти на территории России важнейшую роль сыграло радио. 25 октября 1917 г. по радиотелеграфу было передано ленинское воззвание «К гражданам России!», сообщавшее о восстании в Петрограде и осуществлении социалистической революции. В последующие дни и месяцы радиотелеграф стал средством самой оперативной связи центра со всеми концами страны. По радио передавались обращения, декреты, приказы, распоряжения, сообщалось о положении дел как в стране, так и за рубежом, распространялись агитационные и контрпропагандистские материалы. Вся эта информация тиражировалась в виде листовок, помещалась в специальных витринах и на щитах «Радио», публиковалась во всех основных большевистских газетах. Увидев в радио колоссальный агитационно-пропагандистский потенциал («газета без бумаги и расстояний»), В.И. Ленин активно содействовал развитию радиотелеграфа: с февраля по июль 1918 г. начали действовать 103 новых станции, постоянно увеличивался объем передаваемой информации. В июле 1918 г. был принят декрет «О централизации радиотехнического дела Советской республики», согласно которому радио было выведено из-под контроля военных и поставлено на службу государства.

Таким образом, впервые в мировой истории печать стала частью партийно-государственной системы, мощным идеологическим институтом, обслуживающим интересы одной партии. Произошло коренное изменение ее роли и места в обществе, основных функций, а также таких типоформирующих факторов, как издатель, целевое назначение, аудиторная направленность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]