Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭРГОНОМИКА.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
3.11 Mб
Скачать

7.3. Концепции содержательного анализа деятельности

В противоположность алгоритмическим концепциям, осуще­ствляющим главным образом формальный анализ деятельности в 70-х годах, начали усиленно развиваться концепции качествен­ного, содержательного анализа, предназначенные для раскрытия особенностей психических процессов, реализующих деятель­ность.

Прежде всего, к ним можно отнести концепцию психологиче­ских составляющих деятельности Б.Ф. Ломова. Указанная кон­цепция направлена на раскрытие деятельности в ее основных чертах, связях и отношениях, выявлении ее структуры и меха­низмов регуляции. С позиции системного подхода необходимо рассмотрение деятельности как сложного многомерного, много­уровневого и динамически развивающегося явления. В качестве составляющих деятельности выделены: мотив, цель, планирова­ние, переработка информации, оперативный образ и концептуаль­ная модель, принятие решений, действие, проверка результатов и коррекция действий. Эти составляющие не являются изолирован­ными блоками, а раскрывают различные аспекты и уровни регу­ляции психики в выполнении деятельности.

Ведущий регулятор деятельности, определяющий строение и Динамику всех других ее составляющих, — вектор «мотив—цель». Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы и наоборот. Происходит как бы движение по спирали, в этом движении, развиваются способности человека, его интересы, склонности, морально-волевые качества — личность в целом. Являясь идеальным представлением конечного результата дея­тельности, цель как образ выступает в качестве ее предпосылки. Образ-цель — специфическое явление опережающего отражения. В образе-цели объект деятельности отражается в том состоянии, которое должно возникнуть в результате деятельности. Поэтому образ-цель определяет критерии селекции информации об объ­екте и ее интеграции. Образ-цель не остается неизменным, по ходу деятельности он может трансформироваться, уточняться и детализироваться.

Возможно смещение цели деятельности, часто являющееся причиной ошибок. Например, в авиации известно явление, ко­гда летчик пилотирование самолетом начинает рассматривать как процесс удержания показаний приборов в допустимых пре­делах (как говорят инженерные психологи, «сводит стрелки»), т. е. руководствоваться не пространственным образом полета, а его приборным аналогом. Тогда при резком изменении условий полета, в непредвиденной ситуации, в частности при возникно­вении отказов, он не может осмыслить ситуацию и принять пра­вильное решение.

Цель в ходе деятельности развертывается в систему частных задач, которые реализуются путем выполнения отдельных действий, т. е. единиц деятельности. Связь между действиями во вре­мени и в пространстве организует план деятельности. В нем от­ражается стратегия и тактика ее реализации на основе объектив­ных и субъективных условий.

Возможны разные варианты планирования. Самый элемен­тарный — работа по ориентирам, т. е. в ответ на возникающие сигналы, — характерен для начинающих, работающих без про­гноза. План более высокого уровня — работа по образцу, шабло­ну, т. е. стандартный план, который не учитывает возможные изменения ситуации. Наиболее эффективное планирование — с учетом вероятности неожиданных событий. Поэтому неотъемле­мый компонент планирования — прогнозирование (антиципация) хода деятельности. Прогнозирование также может быть элемен­тарным — определение линейной последовательности основных фаз при некоторых событиях, и развитым — многовариантным — оценки процесса по цепочкам.

Для преобразования предмета деятельности также необходи­мо воспринимать и перерабатывать информацию о текущих событиях. Из массы сигналов от органов чувств (зрительных, зву­ковых, осязательных) человек отбирает соответствующие задаче и объединяет их в структуры, позволяющие оценить состояние предмета деятельности относительно образа цели. Идеальное специализированное отражение предмета деятельности, склады­вающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчи­ненного его задаче, выступает как оперативный образ. Благодаря оперативному образу обеспечивается адекватность действия це­ли, предмету, средствам и условиям деятельности — они все увязываются в единую систему.

При управлении техникой оперативный образ принимает вид концептуальной модели, в которой отражаются основные техни­ческие особенности управляемого процесса. В концептуальной модели содержатся не только трансформированные сигналы, воспринимаемые в данный момент, но и прошлый опыт челове­ка, т. е. некоторый динамический синтез наличной и извлекае­мой из памяти информации. Поэтому в ней большую роль играют знаковые системы. По сути концептуальная модель — это набор образов реальной и прогнозируемой обстановки или ин­тегральный, глобальный образ.

Необходимость преодоления рассогласования между опера­тивным образом (концептуальной моделью) и образом-целью приводит к принятию решений, т. е. выдвижению гипотез о раз­витии ситуации, их проверке, оценке и т.д. Это важнейшая со­ставляющая деятельности пронизывает ее сверху вниз. В резуль­тате принятия решений происходит выбор оптимального вари­анта действий. При этом могут быть действия с реальными (материальными) предметами и идеальными (знаковыми). В хо­де реализации действий их регуляция осуществляется по обрат­ной связи, несущей информацию о результатах действия, кото­рые включаются в оперативный образ. Они могут быть как ин­струментальными, так и неинструментальными. Таким образом, замыкается система психической регуляции.

В то же время составляющие деятельности не исчерпывают ее описание, важным аспектом которого является многоуровневость. Проблема уровней в психологии не имеет сейчас оконча­тельного решения, так как не разработаны критерии выделения Уровней психики. В одних случаях в качестве таких критериев берутся формы психического отражения, в других — способы организации регулятивных или коммуникативных функций, в третьих — тип взаимодействия человека с внешним миром.

Исходя из того, что отражение является главной специфической особенностью психики, Б.Ф. Ломов выделяет три его основных уровня: сенсорно-перцептивный, представлений и вербально-логический (речемыслителъный). Критерий выделения уровней — усложнение формы психического отражения: ощущения, вто­ричные образы, понятия. При этом рассмотренные уровни от­ражения выступают и как уровни регуляции деятельности.

На каждом из уровней разные составляющие деятельности имеют свои особенности.

Сенсорно-перцептивный уровень реализует процесс психиче­ского отражения в условиях непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Человек воспринимает объект в том месте, в котором находится, и в тот момент времени, в который он действует на органы чувств. Поэтому сенсорно-перцептивные явления и возникают как непосредственные отражения различ­ных качеств объекта. В то же время сенсорно-перцептивные яв­ления включают не только блок сенсорных данных, но и приня­тие решений, так как человек может менять критерии селекции информации.

В восприятии отражаются не только отдельные объекты и их расположение в данный момент времени, но и изменения, кото­рые происходили в предшествующий интервал, а также тенден­ции дальнейших изменений, т. е. включается и процесс антици­пации. В целом сенсорно-перцептивный уровень отражения обеспечивает адекватность актуальных действий, их соответствие текущей ситуации.

К уровню представлений относится широкий круг психиче­ских явлений: воображение, образная память, последовательные, яркие, запоминающиеся образы и т.д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии внешних предметов и событий на органы чувств. Представления можно характеризовать как обобщенный образ предметов и явлений объективной действительности. В них со­единяется наглядность и обобщенность. Представления обычно формируются в процессе многократного восприятия, при этом происходит селекция признаков объекта, фиксируются наиболее существенные, а случайные — отсеиваются.

Существенной особенностью представлений является панорамность, позволяющая выходить за пределы ситуации. При этом возможны масштабные преобразования, мысленное расчленение и объединение объектов, их комбинирование, убыстрение или замедление времени. Функции представления могут заключаться в планировании и формировании эталонов дейст­вий, в их контроле и коррекции. Таким образом, представления являются связующим звеном восприятия и мышления.

Вербально-логический уровень (понятийное мышление) служит для отражения существенных связей и отношений между явле­ниями объективной действительности. Это уровень социально опосредованного отражения, так как субъект оперирует поня­тиями и методами мышления, сложившимися в общественной практике. Главным из них являются различные знаковые систе­мы, в том числе язык. Вербально-логический уровень — наибо­лее полно реализует опережающее отражение, создает возмож­ность планирования деятельности в целом, в том числе в мас­штабах жизни человека. Естественно, что здесь же происходит и принятие наиболее сложных и ответственных решений.

Необходимость принятия решения возникает во всех случа­ях, когда человек сталкивается с непредвиденной, проблемной ситуацией, которая может возникнуть на всех уровнях психиче­ского отражения и регуляции деятельности. Даже обнаружение сигнала на фоне шума требует принятия решения, так как кри­терий выделения определяет человек.

На разных уровнях психическое отражение осуществляется в разных формах и их сочетаниях. Основными формами являются образная и понятийная (знаковая). При этом отражение на сен­сорно-перцептивном уровне происходит в образной форме, на вербально-логическом — в понятийной, на уровне представле­ний — в основном в образной с элементами обобщения и схема­тизации.

В реальной деятельности все уровни выступают в неразрыв­ном единстве, хотя соотношение между ними является различ­ным и зависит в том числе от вида деятельности. В то же время можно говорить о ведущем уровне, который определяет специфи­ческую структуру психического. Например, для деятельности наблюдателя ведущим является сенсорно-перцептивный уро­вень, диспетчера — уровень представлений, оператора по управ­лению сложным техническим объектом в аварийной ситуации — вербально-логический уровень.

Соотношение между уровнями регуляции меняется в процессе профессионального обучения. На первых этапах даже сравнитель­но простые действия регулируются вербально-логическим уров­нем, позднее их регуляция передается сенсорно-перцептивному уровню, а вербально-логический регулирует выполнение более сложных задач. В этом заключается эффект автоматизации дей­ствий. Таким образом, в ходе обучения происходит неравномер­ное снижение уровней регуляции.

Особенности многоуровневой регуляции деятельности удачно раскрывает концепция антиципации Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова.

Антиципацией называется психический процесс предвидения, прогнозирования, упреждения событий. Выделяются пять уровней антиципации: субсенсорный (подсознательный), сенсомоторный, перцептивный, представлений, вербально-логический. Легко видеть, что в этой схеме по сравнению с тремя уровнями отражения добавлен нижний, субсенсорный, и разделен на два сенсорно-перцептивный уровня.

Субсенсорный уровень антиципации — уровень неосознаваемых нервно-мышечных преднастроек и движений, он реализует ста­билизацию позы, ее устойчивость и потенциальную готовность выполнения моторных программ.

Сенсомоторный уровень антиципации связан с обеспечением своевременности действий, их упорядоченности и точности с учетом вероятностей появления сигналов.

Перцептивный уровень антиципации направлен на организа­цию и реорганизацию перцептивных данных в соответствии с задачей деятельности.

Уровень представлений позволяет осуществлять масштабные преобразования пространства и времени, обеспечивает упреж­дающее планирование не только реальных, но и потенциальных действий.

Вербально-логический уровень антиципации — наиболее высо­кий и развитый ее уровень, имеющий максимальную дальность прогноза. Обобщение и абстракция, логические приемы и счетные операции — средства антиципации на этом уровне.

Сопоставление характеристик уровней антиципации позво­ляет выявить следующие особенности:

1) каждый уровень антиципации соответствует определенно­му уровню сложности задач;

2) дальность прогноза увеличивается при возрастании уров­ней;

3) при переходах на более высокий уровень усложняется структура антиципации и способы интеграции информации.

С несколько другой позиции рассматривается психическая регуляция в концепции психического образа Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломова, В.А. Пономаренко. В рамках данной концепции психический образ рассматривается и как отражение объектив­ной реальности, и одновременно как важнейшее звено в системе регуляции действий человека. С одной стороны, образ предме­тен: он связан с объективно существующими предметами, кото­рые составляют его содержание; с другой стороны, образ субъек­тивен по форме, в нем проявляется пристрастность человека формирование образа — активный процесс, в ходе которого постепенно уточняется информация об окружающей действительности.

Психический образ как системное образование характеризу­ется многомерностью и многоуровневостью. Его основными уровнями являются уровни отражения — сенсорно-перцептивный и представлений, вербально-логический уровень может его дополнять.

Образ формируется на основе интеграции всех видов ощу­щений (сенсорных модальностей — зрительных, слуховых, ося­зательных и т.д.), хотя в большинстве случаев операторской дея­тельности ведущая роль принадлежит зрительной модальности (визуализация образа). При определенных условиях возможно рассогласование между сенсорными уровнями отражения. Это приводит к искажению предметного содержания образа (иллюзии восприятия, ложные образы).

Цель деятельности выступает в форме образа. Сличение об­раза текущей ситуации с образом цели и является важнейшим компонентом психической регуляции. Основное приложение концепция психического образа нашла в авиации, специфика которой привела к введению специальной его разновидности — понятию «образ полета».

Если предварительно обобщить изложенные концепции каче­ственного, содержательного анализа деятельности, то можно ска­зать следующее. В отличие от концепций формального представ­ления деятельности, в них достаточно полно и глубоко раскрыва­ются особенности различных психических процессов, регулирую­щих деятельность. Однако данные концепции обладают сущест­венной аморфностью, нечеткостью в описании деятельности, субъективизмом в выборе ее компонент и уровней. Это не позво­ляет осуществить ее формализацию, представить в динамике (иногда для этого просто прибегают к алгоритмическим методам). В связи с этим анализ деятельности часто проводится по ка­кому-то доминирующему компоненту или уровню: сенсорно-перцептивным процессам у наблюдателя, сенсомоторным у ста­ночника, образным у летчика, творческого мышления и приня­тия решений у шахматиста и оператора при поиске причин не­исправностей техники и т.д. Но что делать в случае нестацио­нарной деятельности, например операторов в системах управле­ния сложной современной техникой, имеющих высокую степень автоматизации? В ней интервалы относительно простой дея­тельности в автоматическом режиме управления чередуются со сложной при возникновении отказов, аварийных ситуаций, в том числе заранее неизвестных.