Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семинар Уголовно-процессуальному праву РФ.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
167.59 Кб
Скачать

Понятие доказывания

Доказывание — это регулируемая законом деятельность, со­стоящая в собира-нии, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, подле-жащих доказыванию по делу (ст. 85 УПК). Доказывание, в пределах своих полно-мочий, осу­ществляют дознаватель, следователь, руководитель следствен­ного орга-на, прокурор, судья. В результате доказательственной деятельности они собирают те фактические данные, которыми обосновывают свои решения по делу или отдельным правовым вопросам.

К участию в собирании и проверке доказательств привлека­ются эксперты, спе-циалисты, понятые и другие лица, которые в порядке, установленном законом, вы-полняют определенные процессуальные обязанности. Собирание и проверка дока-за­тельств производятся путем допросов, очных ставок, предъяв­ления для опоз-нания, выемок, обысков, осмотров, эксперимен­тов, производства экспертиз и других следственных и судебных действий, предусмотренных законом.

Определенные права на участие в доказательственной дея­тельности предостав-лены всем участникам процесса со стороны обвинения и со стороны защиты.

Очевидны различия доказательственной деятельности на до­судебном производст-ве и в суде. Следователь собирает доказа­тельства для установления того, было ли событие преступлением и кто виновен в совершении преступления и другие обсто-ятель­ства, предусмотренные ст. 73 УПК

Статья 73. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 УКРФ, получено в результате совершения преступ-ления или является доходами от этого имущества либо использовалось или пред-назначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финанси-рования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формиро-вания, преступного сообщества (преступной организации).

2. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Статья 74. Доказательства

1. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоя-щим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2. В качестве доказательств допускаются: 1) показания подозреваемого, обвиняе-мого; 2) показания потерпевшего, свидетеля; 3) заключение и показания эксперта; 3.1) заключение и показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) про-токолы следственных и судебных действий; 6) иные документы.

При наличии достаточных доказательств дело для разбирательства и разрешения направля­ется в суд. В суде исследуются представленные сторонами дока­зательства для ответов на вопросы, доказано ли событие пре­ступления, доказана ли винов-ность обвиняемого и др. Доказательственная деятельность, составляя «сердцевину» всего судопроизводства, должна происходить с соблюдением принци­пов уголовно-го судопроизводства и правил производства по делу в той или иной стадии.

В ходе доказательственной деятельности должна быть обес­печена охрана прав и законных интересов граждан и юридиче­ских лиц. В доказательственной деятельно-сти запрещается совершать действия, опасные для жизни и здоровья граждан или унижаю­щие их честь и достоинство, домогаться показаний, объясне­ний, заключе-ний, выдачи документов или предметов путем на­силия, угроз, обмана и иных неза-конных мер. Эти и другие правила доказывания устанавливаются и применительно к от­дельным следственным действиям.

Основные черты доказательственной деятельно­сти:

1) в каждой стадии процесса в соответствии с ее конкретны­ми задачами и процессуальными формами доказывание имеет свои особенности, свои характерные черты. Результатом дока­зывания могут быть только предусмотренные для данной стадии решения. Задачи конкретной стадии, ее процессуальная форма отражаются и в соотношении отдельных элементов доказыва­ния, и в том, как происходит собирание и проверка доказа­тельств (непосредственно или по письменным материалам), и, соответственно, какие выводы из оценки доказательств могут быть сделаны в той или иной стадии. Собирание доказате-льств происходит преимущественно в досудебных ста­диях, в ходе дознания и следствия. Суд непосредственно иссле­дует эти доказательства, а также доказате-льства, впервые пред­ставленные сторонами суду. В кассационной инстанции про­верка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществ-ляется, как правило, на основе письмен­ных материалов дела.

В соответствии с теми процессуальными условиями, в кото­рых получены и про-верены доказательства в той или иной ста­дии, закон определяет пределы полно-мочий органа или долж­ностного лица на принятие решений на основе оценки сово­купности доказательств. Прокурор, утвердив обвинительное заключение, передает дело в суд, и только суд в результате су­дебного разбирательства вправе решить вопрос о виновности обвиняемого.

Правила доказательственной деятельности, закрепленные в законе, должны быть руководящими и при разработке в крими­налистике тактических приемов следственных действий при определении допустимости использования тех или иных техни­ческих средств и тактических методов получения и проверки доказательств;

2) доказательственная деятельность в уголовном процессе не ограничивается познанием обстоятельств происшедшего собы­тия тем или иным субъектом процесса (например, следовате­лем), когда он осматривает место происшествия или допраши­вает свидетеля). Все сведения, ставшие известными, например, следователю должны быть зафиксированы в процессуальной форме, которая бы обеспечивала возможность ознакомления с ними всех субъектов уголовно-про-цессуальной деятельности и создавала возможность всем участникам судопроиз-водства про­верить достоверность полученных сведений. Поэтому процесс доказы-вания имеет не только познавательный, но и удостоверителъный характер. Удосто-верительная сторона процесса дока­зывания выражена в правилах о порядке собира-ния, проверки доказательств и фиксировании их результатов в протоколах и иные документы. Эта сторона доказательственной деятельности особенно важна в свете правил о недопустимых доказательствах (ст. 75 УПК). Нарушения порядка собира­ния доказательств и закрепления их в определенной процессу­альной форме влечет за собой признание доказательства недо­пустимым;

3) познание обстоятельств дела, т. е. происшедшего события, осуществляется опосредованным путем через доказательства, но отдельные обстоятельства, факты могут быть восприняты сле­дователем, судьей непосредственно. Это те факты и сос-тояния, которые сохранились ко времени расследования, рассмотрения судом дела (например, последствия пожара, испорченная кар­тина, обезображенное лицо потер-певшего). Непосредственно воспринятые следователем и судьей обстоятельства бу-дут иметь доказательственное значение для всех иных участников процес­са, если они получены в установленном законом процессуаль­ном порядке (например, при осмотре, освидетельствовании), а полученные при этом данные надлежащим обра-зом отражены в протоколе;

4) все элементы доказательственной деятельности — собира­ние, проверка и оцен-ка доказательств — неразрывно между со­бой связаны, протекают в единстве, име-ют место на всех ста­диях процесса в тех процессуальных формах, которые соответ-ст­вуют задачам данной стадии и установленному в ней порядку производства;

5) факты общеизвестные (например, дата исторического со­бытия) или преюди-циально установленные используются в уголов­ном процессе без доказывания, если не возникает сомнения в их достоверности (например, обстоятельства события, установлен­ные вступившим в законную силу приговором, признаются без проверки по другому делу — ст. 90 УПК).

Таким образом, в совокупность фактических данных, кото­рые служат основой для формирования выводов по делу, входят различные по своей природе и по способу получения сведения об интересующих следствие и суд обстоятельствах, что должно учитываться при характеристике всего доказательственного процесса и составляющих его элементов;

6) в доказывании используются два пути познания: информа­ционный и логический. Первый путь — это доказывание с помо­щью прямых доказательств, когда полученные сведения прямо отвечают на вопрос, что произошло, кто совершил определен­ные действия. Второй путь — это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, посредством выводного знания, от известных обстоятельств к неизвестным.

Логический путь доказывания обычно включает множество «подсистем» доказательств, связанных между собой и с доказы­ваемым тезисом различными логическими формами связи. Это могут быть элементарные акты познания в форме дедуктивного умозаключения, где в качестве большой посылки выступают данные науки, техники, обобщенного социального опыта, оче­видные и общеизвестные истины (суждения «здравого смыс­ла»).

В таких умозаключениях вывод строится от наличия основа­ния к логическому следствию: «если... то». Например, если об­наружены отпечатки пальцев подоз-реваемого на стекле, то по­дозреваемый прикасался к этому стеклу. Если же в мо-мент со­вершения преступления обвиняемый был в другом месте, то исключается его непосредственное участие в преступлении.

Однако не каждый вывод из установленного факта может в процессуальном дока-зывании строиться по таким правилам. Это объясняется тем, что нет таких универ-сальных, общих по­сылок, относящихся к обстоятельствам, подлежащим доказыва­нию, которые всегда приводили бы к однозначному выводу из установленных фак-тов. Так, если бы обнаружение похищенной вещи у подозреваемого во всех случаях было бы следствием то­го, что он эту вещь украл, то в каждом конкретном случае вывод о краже вещи вытекал бы из самого факта обнаружения вещи у по-дозреваемого. Однако подозреваемый мог ее найти, купить, вещь могла быть ему подброшена. Очевидно, умозаключение, построенное по формуле «если — то», не может быть признано единственно верным и служить основанием для вывода о ка- ком-либо факте.

Поскольку суждение о значении, силе отдельного доказа­тельства и всей их сово-купности не может быть формализова­но, в уголовно-процессуальном доказывании используется ло­гика правдоподобных умозаключений, оперирующая такими категориями, как «более (менее) вероятно», «весьма правдопо­добно».

Такого рода умозаключения преобладают при построении вывода по делу на основе косвенных доказательств.

В системе всех косвенных доказательств по делу значение каждого отдельно взя-того доказательства возрастает, когда сов­падение их представляется маловероят-ным, а совокупность всех доказательств усиливает значение каждого из них и при пра­вильном использовании приводит к надежным, достоверным выводам по делу1. Для гносеологической характеристики выводного знания, каким является знание, полученное в уголовном процессе, мо­жет использоваться понятие достоверного знания. Достовер­ным признается знание, полученное в результате собирания, проверки и оценки доказательств в точном соответствии с уста­новленными зако-ном правилами и не вызывающее сомнений у лиц, принимающих решение на осно-ве этих доказательств, и улиц, проверяющих обоснованность сделанного вывода. В за­коне, в указанном выше смысле, используется понятие «дока­занность» (ст. 299, 339 УПК). Обвинительный приговор не мо­жет быть основан на предположении и постанавливается лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена сово­купностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК). В этом смысле в процессуальной теории употребляют как равнозначные понятия приговора досто-верного и истинно­го. Профессор М. С. Строгович писал, что «достоверность вы­водов следствия и суда об обстоятельствах рассматриваемого уголовного дела — это то же самое, что истинность этого выво­да». Достоверность противопоставляет-ся вероятности, предпо­ложению. Поэтому закон (ч. 4 ст. 302 УПК) говорит о том, что обвинительный приговор «не может быть основан на предполо­жениях...».

Достоверность не имеет степени, в то время как вероятность может иметь разные степени в зависимости от обоснованности знания, может быть «более вероятно — менее вероятно». Ис­пользуя категории вероятности и достоверности, можно про­следить становление достоверного знания в уголовном процес­се и, соответственно, переход от вероятности к достоверности, к доказанности с несомненностью, «вне разумных сомнений»;

7) доказывание как процесс накопления знаний выражается в различных требова-ниях, которые предъявляет закон при приня­тии различных решений на том или ином этапе производства по делу. Так, при возбуждении уголовного дела, при за-держании подозреваемого достаточно предположения о том, что преступ­ление име-ло место, а для постановления обвинительного при­говора преступление и лицо, его совершившее, должны быть установлены достоверно, вне сомнения. Презумпция невинов­ности подозреваемого, обвиняемого может быть опровергнута только при доказанности вины лица, когда вина подтверждена совокупностью достоверных доказательств и отсутствуют со­мнения в доказанности вины. В ином случае закон требует, чтобы неустранимые сомнения (когда сделано все возможное для провер-ки доказательств, однако версия защиты не опро­вергнута) в виновности лиц толко-вались в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции РФ). Это значит, что обвинение, которое не удалось достоверно доказать, считается недоказанным и обвиняемый должен быть оправдан (или дело подлежит пре­кращению). Из обвинения могут быть исключены недоказан­ные эпизоды обвинения, обвинение изменено на более легкое и т.п.