Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат1.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
401.92 Кб
Скачать

2. Мистическое в произведениях н. В. Гоголя

В словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям.

В произведениях Н. В. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира. И все же в произведениях писателя злобных выходцев из иного мира куда больше, чем добрых. Возможно, в подобном «распределении сил» отразилось настороженное отношение людей к загадочному миру, соприкосновение с которым может привести к непредсказуемым последствиям.

2.1. Фольклор как источник мистических образов в творчестве н. В. Гоголя

Фольклорная фантастика представлена в гоголевской прозе не только на сюжетном самом очевидном уровне. Вода, огонь, лес играют в "Вечерах" ту же роль, что и в фольклоре.

"На Украине, - пишет А. Н. Афанасьев, - до позднейшего времени узнавали ведьм по их способности держаться на воде. Когда случалось, что дождь долго не орошал полей, то поселяне приписывали его задержание злым чарам, собирались миром, схватывали заподозренных баб и водили купать на реку или в пруд. Они скручивали их веревками, привязывали им на шею тяжелые камни и затем бросали несчастных узниц в глубокие омуты: неповинные в чародействе тотчас же погружались на дно, а настоящая ведьма плавала поверх воды вместе с камнем. Первых вытаскивали с помощью веревок и отпускали на свободу; тех же, которые признаны были ведьмами, заколачивали насмерть и топили силою..." В "Майской ночи" Гоголь, оставаясь верным украинскому обычаю, превращает ведьму в утопленницу, которая живет в пруду. В "Вечере накануне Ивана Купала" девушки бросают бесовские подарки - перстни, монисто - в воду: "Бросишь в воду - плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки..."

Действующие лица то и дело меняют маски. У чертей в "Вечерах" свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла. Ведьма в "Майской ночи" оборачивается кошкой, а после утопленницей. Другая ведьма из "Вечера накануне Ивана Купала" оборачивается черной собакой, кошкой, старухой. В "Сорочинской ярмарке" Н. Гоголь описывает танцующих старух как театральных марионеток: "Беспечные! даже без детской радости, без искры сочувствия, которых один хмель только, как механик своего безжизненного автомата, заставляет делать что-то подобное человеческому, они тихо покачивали охмелевшими головами...".

3. Произведения н. В. Гоголя

3.1. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Особенно тесно связаны с древними народными поверьями и обычаями первые произведения Николая Васильевича Гоголя. Он прославился своими «Вечерами…». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь впервые зародились в нём любовь к украинской народной поэзии, театру.

В «Вечерах…» ярко выражена душа народа: характеры, нравы, обычаи, быт, поверья, извечное стремление творить добро и непримиримое отношение ко всяческой фальши, наивная доверчивость, незлобивость и жизнерадостность.

Гоголь погрузил героев в сказочный мир, населил его персонажами народной мифологии. Обычно герои повести - сильные и молодые люди, которые желают, чтобы восторжествовала справедливость. Они обычно ничего не боятся и твёрдо идут к своей цели, зачастую подчиняя себе «нечистую силу». Эти произведения воспринимались как поэтическая легенда, народная сказка.

Может быть, уже именно здесь истоки характернейшей особенности мировоззрения Гоголя, которая воплощена в его «смехе сквозь слёзы»

Гоголь показывает, что человек в этом мире стоит выше всех. Он «закрепляет» за ним место владыки и правителя мира, и всякие колдуны, ведьмы, черти и лешие ему не указ.

В «Вечерах …» нечистая сила, в основном, представлена чертями и ведьмами. Иногда они комичны, иногда опасны, но чаще побеждены и унижены, одурачены, растоптаны.

Даже само описание нечистой силы, отношение автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое и не позволяет относиться к ней с уважением и боязнью, а даже наоборот: мы смеёмся над ней, над её нелепостью и примитивностью. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт описан «…Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом казачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт…»

В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистические мотивы звучат практически во всех повестях, за исключением одной — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В остальных повестях степень соприкосновения людей с иным миром различна. В повести «Сорочинская ярмарка» рассказ о таинственной красной свитке еще можно счесть шуткой, удачно подхваченной влюбленным молодым человеком. Но ведь суеверный казак Солопий Черевик не сомневается, что злополучный красный рукав, на который он, то и дело натыкается, не что иное, как рукав от изрубленной свитки черта! Однако в этой повести действует не сама нечисть, а человеческая вера в ее существование, причем эта «тень» нечисти приносит куда больше пользы, чем вреда. Помаялся Солопий, перетрясся, но все обошлось благополучно, его дочка и казак Грицько получили согласие Черевика на брак, а сам он удачно продал привезенные на ярмарку товары.

Встреча с русалкой — панночкой, утопившейся из-за притеснений своей мачехи-ведьмы — неожиданно меняет жизнь парубка Левко и его возлюбленной Ганны. Русалка щедро вознаграждает молодого человека за то, что он помог ей отыскать ее мачеху. Благодаря могуществу утопленницы Левко и Ганна наконец-то становятся мужем и женой, несмотря на возражения отца юноши.

В повестях «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» нечисть весьма активна и недружелюбно настроена по отношению к людям. Однако она не столь могущественная, чтобы ее нельзя было победить. Можно сказать, что герои повестей «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» легко отделались. Подшутила над ними нечистая сила, но и отпустила с миром, каждый остался при своем. А в повести «Ночь перед Рождеством» встреча с чертом для кузнеца Вакулы оказалась даже полезной — припугнув черта, кузнец использовал его в качестве транспортного средства и выполнил поручение своей капризной возлюбленной, привез ей царицыны черевички.

Но в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть» нечисть и ее помощники — злые колдуны по-настоящему страшны. Нет, даже не нечисть ужаснее всего. Гораздо страшнее люди: колдун Басаврюк и колдун из повести «Страшная месть», погубивший всех своих близких.

«Не так страшен черт, как его малюют», — гласит расхожее выражение. Действительно можно согласиться с тем, что в произведениях Гоголя нечисть зачастую не оказывается такой уж страшной, если сам человек ее не боится. Порой она выглядит даже весьма комично (вспомним черта, посаженного в мешок ведьмой Солохой и побитого ее сыном Вакулой). Гораздо страшнее и опаснее человек, который способствует проникновению зла в наш мир...

Можно сделать вывод, что в «Вечерах...» Гоголь показывает цену человеческой души, её значимость.

Мы не бережём того, что у нас есть, но мы понимаем, как нам этого не хватает, когда мы теряем это. Так и с человеческой душой. Пока она есть, есть счастье, радость, добро. Но когда душа покидает тело, то в человеке исчезает все человеческое начало. В Гоголевских «Вечерах...» человек обменивает или продаёт душу благодаря «нечистым». Именно «нечистые» являются олицетворением пороков и границ, за которые человек может переступить. Они соблазняют, манят, обещая замечательную жизнь, но в итоге – обман, горечь, пропасть... И уже ничего нельзя поделать: обратного пути нет. Если не остается в человеке ни души, ни памяти, то ничего не остается от человека.

3.2. «Вий»

«…Самая опасная охота на диких зверей является лишь заботой детей старого возраста. Единственно опасный из всех зверей, на которого нет охоты и выходят на которого лишь поневоле, - это зверь, обитающий в человеке… Конечно, есть и настоящие люди, охотники на этого зверя: ими жизнь продолжается. Но не радостная эта охота, что-то вроде охоты на смерть. Этим занимался у нас Гоголь…»

Дневниковые записи М.М.Пришвина, 1935год.

Наверное, самым мистическим и невероятно захватывающим произведением Гоголя считается «Вий». Оно было опубликовано все в том же сборнике «Миргород». Гоголь обладал бурной фантазией, чтобы написать такую историю с умопомрачительными событиями и ужасающей мистикой. Можно сказать, что «Вий» - это первый настоящий триллер в русской литературе. В «Вие» фантастика причудливо сплетается в повести с реально-бытовыми деталями и описаниями, при этом истинно народный юмор только оттеняет весь ужас происходящего. Нечисть представлена ведьмой, чертями и Вием – таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вий у Гоголя – повелитель подземного царства, хозяин земных недр. У него железное лицо и железные пальцы. В народном сознании земные недра ассоциировались, прежде всего, с железной рудой – именно этот минерал люди начали добывать прежде всего. У Гоголя сила Вия скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать её без посторонней помощи. Писатель совместил белорусского Кощея с украинским железным Нием. Кто-то из прочей нечисти должен поднять веки Вию. Иносказательно это можно истолковать в том смысле, что нечистой силе должен помогать сам человек – своим страхом. Именно страх Хомы в конце концов губит его. Вий забирает его душу к себе, в царство мертвых.

Гоголь показывает нам человека, оступившегося с пути праведного, зло и погибель приходят к людям через подмену любви Божественной любовью плотской, которую правильнее называть и не любовью вовсе, бесовским наваждением похоти. При анализе «Вия» обращаешь внимание на такие строки:

«…Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет… И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там…»

Эта фраза вызывает недоумение: если церковные люди ведут себя так отвратно, неблагопристойно, поражены грехом и страстями мира, а это семинаристы Киева – святыни земли русской, то как же ведут себя люди обычные? И Богослов Халяви, и философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец – грешники, не достойные носить звания церковные. Эти «набожные» люди лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего, себя. Они нарушают заповедь за заповедью, и за это будут наказаны.

За непослушание Господу Богу на человека обрушивается нечисть.

Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рассматривал три типа души (чистая – гибнущая – погибшая), то в «Вие» душа, погибшая окончательно. И Гоголь, верующий в Бога, показывает, какая участь ждет такую душу.

Основной психологический мотив этого рассказа – страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным – мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх.

Явление смерти, представление о жизни за гробом всегда охотно расцвечивались фантазией. Мысль и воображение многих поколений пристально устремлялись в вечные вопросы о жизни и смерти, и эта безнадежная работа оставила в душе человека одно властное чувство – боязнь смерти и мертвецов.

Гоголь развернул перед своим героем всю страшную цепь чертовщины, мастерски нагнетая напряжение с каждой ночью, которую Хома Брут должен провести у гроба Панночки-ведьмы. Величайшее мастерство Гоголя высказалось в этой постепенности, с которой нам сообщается в рассказе таинственное: оно началось в полукомической прогулке на ведьме и правильным развитием дошло до ужасной развязки – смерти сильного человека от страха. Поэт заставляет нас пережить шаг за шагом с Хомой все ступени развития этого чувства.

Мы видим состояние героя, подвергшегося искушению: страстному желанию выкурить люльку, заглянуть в лицо покойнице, страстному любопытству и перечившему себе чувству страха, невозможности удержаться от принятия спиртного перед очередным походом в церковь…

«…Невольное чувство, казалось, шептало ему…» - страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей».

«…Вдруг…среди тишины…с треском лопнула железная крышка гроба, и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Все летело и носилось, ища повсюду философа…»

Хома Брут гибнет от мести ведьмы, его неопытная душа поклонилась обольщению бесовскому. Он не одолел силу ведьмы, так как пренебрег правильным обращением с Писанием, не захотел услышать внутренний голос: «Не гляди!»

Нечисть не могла увидеть Брута пока он читал молитвы, но это не спасло его. То есть можно сделать вывод, что недостаточно обращаться к Богу лишь в трудную минуту, нужно верить в него всегда, и не поддаваться искушению