Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Романовы в Екатеринбурге.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
61.44 Кб
Скачать

6

Романовы в Екатеринбурге.

Первую партию заключенных из Тобольска – Николая, Александру Федоровну и дочь Марию (плюс– камердинер Чемодуров, лейб-медик Боткин, лакей Седнев, комнатная девушка Демидова) привозят утром 30 апреля. Всего пробудут 78 дней.

Первые проблемы связаны с высадкой. Несмотря на обстановку секретности, в которой осуществлялась перевозка, екатеринбуржцы ждали прибытия поезда на вокзале. Поезд был принят на пятую линию от платформы. Толпа горожан вместе с вокзальным комиссаром попыталась захватить вагон. Стараниями комиссара Мячина-Яковлева толпа была оттеснена, а вскоре подали товарный состав, который отсек царский эшалон от вокзала. Паровоз был перецеплен и поезд увезли к станции Екатеринбург-3. Станция находилась между современными платформами Первомайская и Шарташ (ближе к последней). Сама платформа Екатеринбурга-3 располагалась с северной стороны.

Здесь Романовых встречали представители УралОблСовета (Белобородов, Голощекин и Дидковский). Подали автомобиль и повезли заключенных по Сибирскому тракту-Сибирской улице-Никольской улице-Вознесенскому проспекту (Куйбышева-Белинского-Карла Либкнехта).

Тем не менее – на перекрестке Советская-Шевченко-Восточная стоят два креста. Один – в память приезда Романовых, второй на месте предполагаемой часовни.

Ипатьевский особняк. Дом № 49. ДОН – Дом особого назначения. Располагался на углу Вознесенского проспекта-Вознесенского переулка (Карла-Либкнехта-Клары Цеткин).

Был построен на месте крестьянского пятистенка в 70-е гг. горным инженером, управляющим березовскими золотыми промыслами – Редикорцевым. Затем дом перешел к Шаравьевым, а те в 1918 году продали его инженеру МПС Ипатьеву. Он расположился на верхнем этаже, а на нижнем предполагал открыть контору по продаже черных металлов. Впрочем, Ипатьеву практически не пришлось жить в нем, дом был реквизирован УралОблСоветом для размещения Романовых уже 27 апреля.

Из-за склона Вознесенской горки ДОН выглядел «Разноэтажным» - на Вознесенский проспект выходил одним этажом, на пруд – двумя. Будущая расстрельная комната находилась на первом этаже (отсюда устойчивое выражение «Подвал Ипатьевского дома»). Здание было обнесено высоким дощатым забором, хорошо охранялось внутренним и внешним караулами, были пулеметы.

Любопытно, но в качестве ДОНа рассматривалось и здание бывшей Земской школы (Клары Цеткин, 13). Очень схоже расположением с Ипатьевским особняком, тоже на склоне горы (по другую сторону) и тоже «разноэтажное», хотя выстроено в ином стиле – кирпичном. Здание стало объектом скандала в декабре 2008 г., когда половина дома оказалась снесена для строительства очередного «делового» центра. Стилистически же на Ипатьевский особняк похожа усадьба Ошурковых на ул.Чапаева, 10 (смешение нескольких разных стилей).

23 мая прибывает вторая партия узников. Высадка по прежнему сценарию на вокзале Екатеринбург -3. Прибыли Великие княжны Ольга, Татьяна, Анастасия, цесаревич Алексей, матрос Нагорный, повар Харитонов, лакей Трупп.

Убийство. Ночь с 16 на 17 июля.

11 часов ночи. Будят Боткина, велят, чтобы он разбудил остальных. Официальная причина (по Юровскому) – «В городе неспокойно, необходимо перевести семью со второго этажа на первый». Спускаются в заранее выбранную комнату (находилась посередине южной стороны особняка). Храм на крови (2001-2003 гг.) сдвинут северо-западнее; расстрельная комната слева от алтарной абсиды. Для того, чтобы заглушить звуки стрельбы на улице заведен мотор грузовика «Форд».

Убийцы. Члены Уральской ОблЧК: Юровский, Никулин, Михаил Медведев (Кудрин), Павел Медведев, П.З.Ермаков, Кабанов. + возможно некоторое количество латышей.

Расстреляны: Николай, Александра Федоровна, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей, лейб-медик Боткин, лакей Трупп, повар Харитонов, комнатная девушка Демидова. Всего – 11 человек.

Оружие – револьверы, пистолеты (браунинг, кольт). Рикошет из-за кирпичной стенки. После расстрела выжили Демидова, Анастасия, Алексей. Добиты штыками Ермаковым. Тела брошены в грузовик.

Дорога до Ганиной Ямы. Вариант спрятать тела в Ганиной Яме предложил Ермаков.

По Екатеринбургу: Вознесенский переулок, Колобовская (Толмачева), Главный проспект (Ленина).

Виз: Дорога на ВИЗ (Виз-бульвар, Кирова), параллельно Токарей мостик через Исеть (останки моста сохранились, рядом с более поздним трамвайным мостом), Колмагорова, параллельно Халтурина (дорога не сохранилась), затем Кушвинская. Конец визовского поселка и выезд на Коптяковский тракт.

Коптяковский тракт (старая рудовозная дорога; существует с конца 18 в.). Частично совпадает с ул.Труда. Начинаются ВИЗовские покосы. Где-то здесь машину ждали верховые рабочие (члены местного Совета, исполкома), собранные Ермаковым. Полагали, что привезут Романовых живых, чтобы расстрелять. Начали мародерствовать. Переезд через ЖД (сохранился). Затем дорога шла между Минометчиков (чайнатаун) и Технической – не сохранилась. Крошечный фрагментик дороги остался в районе пересечения Технической и Коуровской. Дальше Коптяковская дорога уклонялась вправо относительно Технической. Полностью застроена. Пересекала ул.Ангарскую в районе Больничного парка. Затем уходила на северо-запад, частично поглощена Западным кладбищем. От кладбища до Поросенкового лога дорога сохранилась особенно хорошо. После железнодорожного переезда (бывший переезд №803) дорога поглощена Мостстройотрядом. Следующий фрагмент дороги ведет прямо к Монастырскому комплексу.

Ганина Яма. Представляла собой старую шахту глубиной около 15 метров, частично залитую водой (2,5 м). Тела раздели (обнаружили драгоценности); одежду здесь же сожгли, а тела бросили в шахту, закидав гранатами. В итоге, результаты оказались неудовлетворительными и было решено следующей ночью вывезти тела в другие шахты на 90-й версте Московского тракта.

Днем 17-го июля шахты были осмотрены Юровским, который нашел их подходящими. Было решено привезти тела и утопить, привязав к ногам камни. В случае неудачи был запасной план – сжечь тела и залить их серной кислотой. Кислота (11 пудов 4 фунта) была получена днем в аптекарском магазине «Русское общество в Екатеринбурге» на ул.Златоустовской (Розы Люксембург, 34).

Второй ночью с 17-го на 18 июля, утром тела были извлечены из шахты. По версии Ермакова еще ночью здесь же трупы были сожжены и уничтожены кислотой. Однако кислота могла быть доставлена к Ганиной яме только к утру. По версиям Юровского и чекиста Сухорукого решили трупы закопать около Ганиной Ямы, однако дело испортил знакомый крестьянин Ермакова, который заметил работы, да и грунт оказался каменистым. После этого единственно возможный вариант – везти трупы на Московский тракт. Второй же ночью, возможно, была попытка расчленить трупы, частично их сжечь. Так прошел день 18 июля.

Поросенков лог. Ночью с 18 на 19 июля тела повезли на Московский тракт. Однако к 4 утра машина заглохла в мочажине (Поросенков лог). Юровский и Сухоруков свидетельствуют, что основную массу тел решили закопать прямо посередине дороги, предварительно изуродовав кислотой, но два тела сжечь, чтобы спутать следы. Выбрали Алексея и Демидову (версия Юровского), Анастасию (версия Сухорукова). Всю ночь сжигали, останки похоронили тут же под костром.

К семи часам была вырыта братская могила для остальных. Тела сложили в яму, облив лица кислотой (как для обезображения, так и для того, чтобы скрыть запах от разложения) – яма была неглубокой. Яма была закопана, сверху положили шпалы и проехали по ним.

После взятия Екатеринбурга чехами 25 июля началось белое следствие по делу Романовых. Следователь Соколов, получивший дело зимой 1918 г., вынужден был ждать весны. Весной, летом он тщательно изучил район Ганиной Ямы, где обнаружил следы костров, части одежды, труп собачки Джемми, вставную челюсть Боткина, палец либо Александры Федоровны, либо Боткина. Судьба сыграла с ним злую шутку – в его книге есть иллюстрация №76, на которой сфотографирован мостик из шпал на Поросенковом логу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]