Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практическая работа по истории Холодная война.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
135.68 Кб
Скачать

Как это было

Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 г.): «Влияние комму­нистических партий выросло не только в Восточной Евро­пе, но почти во всех странах Европы, где раньше господ­ствовал фашизм (Италия, Германия, Венгрия, Болгария, Финляндия) или где имела место немецкая, итальянская или венгерская оккупация (Франция, Бельгия, Голландия, Норвегия, Дания, Польша, Чехословакия, Югославия, Греция, Советский Союз и т. п.). Рост влияния коммунистов нель­зя считать случайностью. Он представляет вполне зако­номерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма в Европе комму­нисты оказались надежными, смелыми, самоотверженными борцами против фашистского режима, за свободу народов. Господин Черчилль иногда вспоминает в своих речах о «простых людях из небольших домов», по-барски похлопы­вая их по плечу и прикидываясь их другом. Но эти люди не такие уж простые, как может показаться на первый взгляд. У них, у «простых людей», есть свои взгляды, своя политика, и они умеют постоять за себя. Это они, мил­лионы этих «простых людей», забаллотировали в Англии господина Черчилля и его партию, отдав свои голоса лейбористам. Это они, миллионы этих «простых людей», изолировали в Европе реакционеров, сторонников сотрудни­чества с фашизмом и отдали предпочтение левым демок­ратическим партиям. Это они, миллионы этих «простыхлюдей», испытав коммунистов в огне борьбы и сопротив­ления фашизму, решили, что коммунисты вполне заслужи­вают доверия народа. Так выросло влияние коммунистов в Европе. Таков закон исторического развития».

Симпатии миллионов людей были на стороне победи­теля фашизма — Советского Союза. Левые взгляды были главной интеллектуальной модой времени. Идеи национальной независимости, социальной справедливос­ти владели умами людей по всей планете. Так немецкий физик Клаус Фукс из симпатий к СССР установил со­трудничество с советской разведкой и передавал сведения по атомному проекту. В этом он не был одинок — мно­гие выдающиеся люди той эпохи — ученые, политики, деятели искусства из идейных соображений помогали СССР.

Как это было

Комментируя эту ситуацию, У. Черчилль говорил: «По нашу сторону «железного занавеса», разделившего надвое всю Европу, тоже немало причин для беспокойства. В целом ряде стран по всему миру, хотя они и находятся вдалеке от русских границ, создаются коммунистические «пятые колонны», действующие удивительно слаженно и согласованно, в полном соответствии с руководящими ука­заниями, исходящими из коммунистического центра. Комму­нистические партии и их «пятые колонны» во всех этих странах представляют собой огромную и, увы, растущую угрозу для христианской цивилизации, и исключением явля­ются лишь Соединенные Штаты Америки и Британское Содружество наций, где коммунистические идеи пока что не получили широкого распространения».

Любая критика основ существовавшего на Западе уклада рассматривалась как «подрывная деятельность» в пользу СССР. Компартии стали запрещать, преследо­вания обрушились на профсоюзы, на левую интеллиген­цию. К концу 40-х гг. борьба с «подрывной деятельностью» и в США, и в Западной Европе превратилась в борьбу против всякого инакомыслия.

В директиве Совета национальной безопасности США с удивительным цинизмом говорилось об оккупацион­ном контроле над побежденным Советским Союзом: «В случае упорядоченного отхода советских войск... местный аппарат коммунистической партии уйдет в под­полье, как он это сделал в районах, занятых немцами во время прошедшей войны. Он, вероятно, проявит себя частично в форме партизанских банд и повстанческих сил. В этом случае проблема будет решаться относитель­но просто; нам нужно будет только дать необходимые вооружения и военную поддержку любой из некоммунис­тических русских властей, которая будет контролировать этот район, и позволить этой власти поступать с комму­нистическими бандами в соответствии с традиционными процедурами русской гражданской войны».

Так «холодная война» влияла на внутреннюю обста­новку в США и странах Западной Европы, а также фор­мировала тот курс, которым начинал следовать СССР.