Разгром чехословацкого корпуса под Николаевском.
В то время как 4-я армия воевала против белоказаков в уральских степях, чехословаки, заняв 8 июня 1918 года Самару, начали продвигаться не только на восток в направлении Оренбурга, Уфы и Челябинска, но и на юг в направлении Саратова и Николаевска.
Бригаде Чапаева, вернувшейся 15 июля 1918 года из второго уральского похода в район Николаевска, измученной многодневными боями и тяжелыми походами, требовался длительный отдых для восстановления сил и возмещения понесенных потерь. Но с севера наступали чехословаки и «народная армия», подчинявшиеся Комучу (Комитету членов Учредительного собрания). С востока двигались полки уральских и оренбургских белоказаков. В создавшихся условиях Чапаев применяет преимущественно партизанские способы действия. Он даже проводит мобилизации для пополнения своих частей.
20 августа 1918 года легионы белой армии вступили в Николаевск. В городе начались грабеж советских учреждений, расстрелы коммунистов и советских служащих.
Командир Самарской дивизии Захаров дал полкам Чапаевской бригады приказ двигаться для атаки Николаевска. По плану Чапаева полки должны были перейти к усиленным действиям. 1-й Пугачевский полк должен был захватить переправу через реку Большой Иргиз, а затем вместе с полком Степана Разина атаковать противника в селе Таволжанке.
21 августа Пугачевский полк под руководством Чапаева произвел организованную демонстрацию, оттянув на себя огонь и внимание противника, а затем перешел в лобовую атаку на основные силы противника. В результате ни один солдат противника не спасся. Несмотря на сильную усталость, бойцы продолжали усиленное движение вперед на Николаевск. Уничтожение полка противника, захваченного в пути, завершило разгром врага. «Народная армия» и белочешский корпус, занимавшие Николаевск, оставили город, а бригада Чапаева с небольшим боем заняла Николаевск, переименованный по предложению Чапаева в Пугачев.
Бой под Таловой
С 4 по 20 сентября В. И. Чапаев временно был начдивом 1-й Николаевской дивизии. Затем он принимает вновь сформированную 2-ю Николаевскую дивизию, которой бессменно командовал до дня отъезда в Академию Генштаба, т. е. до ноября 1918 года.
По прибытии в Николаевскую дивизию, расположенную восточнее Пугачева, Чапаев развернул кипучую деятельность. Он проверил состояние полков, их вооружение, провел совещание с начальствующим составом. И в результате к 25 сентября 1918 года, к началу наступления 4-й армии на Самару, боеспособность дивизии поднялась настолько, что она смогла провести очень ответственную операцию.
При наступлении на Самару перед дивизией Чапаева была поставлена задача: прикрыть тыл и правый фланг всей 4-й армии от уральских казаков, причем Чапаеву было приказано не просто обороняться со своими двумя полками, а наступать на Уральск.
Начались кровопролитные бои. Дивизия Чапаева все время находилась в окружении огромных конных масс казаков. Несмотря на это, Чапаев неуклонно двигался вперед и занял деревню Таловую в двух переходах от Уральска. В ночь с 12 на 13 октября 1918 года главные силы Уральской казачьей армии под командованием генерала Мартынова окружили дивизию Чапаева в районе деревни Таловой. В состав группы войск Мартынова входило 3600 штыков, 1200 сабель при 77 пулеметах.
С утра 13 октября казаки под прикрытием сильного артиллерийского и пулеметного огня провели наступательную операцию с двух сторон четырьмя конными полками. Пензенский и Балашовский полки стойко отразили нападение благодаря прикрытию Гарибальдийского кавалерийского полка, занимавшего возвышенность у хутора Каневского и прикрывавшего левый фланг Пензенского полка. Но с прибытием подкрепления огонь противника усилился. К вечеру казаки заняли ближайший хутор и оттуда начали простреливать весь тыл Балашовского полка, полк начал отступать.
К 15 октября чапаевские части израсходовали почти все патроны и снаряды, а полевая радиостанция, упорно старавшаяся связаться со штабом армии, никакого ответа не получала. Чапаев принял, наконец, решение об отходе на Пугачев. По приказу Чапаева основная задача по прорыву была возложена на кавалерийский полк, возглавляемый командиром Бубенцом. На поддержку конницы выступил Пензенский полк, за ним продвигался Балашовский. Остатки дивизии, с большим трудом отбиваясь от казаков, постепенно выбирались из вражеского окружения. В конечном итоге, благодаря умелому руководству боем, Чапаевской дивизии удалось, хотя и с большими потерями, прорваться к Пугачеву.
