Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция_Личность_и_здоровье.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
70.91 Кб
Скачать

Жизнестойкость и концепция салютогенеза

Концепция «жизнестойкости» / устойчивость (hardiness) была разработана С. Мадди и С Кобаса. Они утверждали, что индивид может сохранить здоровья благодаря следующим личностным характеристикам:

  • чувство контроля над собственным поведением,

  • вера в себя и в значимость своей деятельности,

  • позитивное отношение к вызовам среды и к изменениям, желание испытать свои силы.

Эмпирические данные по проверке концепции жизнестойкости являются противоречивыми.

Израильский социолог А. Антоновский разработал концепцию салютогенеза, от лат. salus – благополучие, здоровье. Он выделил ряд факторов, благодаря которым человек может оставаться здоровым, несмотря на действие стрессоров. В отличие от исследований патогенеза, ориентированных на исследование больных, Антоновский исследовал людей, успешно справляющихся с негативными событиями. Здоровье связывается в этой концепции с понятием психологического благополучия и основано на:

  1. использовании осознаваемых видов копинга,

  2. способности к творчеству и личностному росту,

  3. продуктивном использовании эмоциональной энергии,

  4. чувстве радости,

  5. способности к самоотдаче,

  6. способности к межличностному взаимодействию.

Обобщив эти свойства, Антоновский пришел к выводу о том, что основным фактором здоровья является чувство связности. Тремя его основными компонентами являются постижимость, управляемость и осмысленность стимулов внешней среды. В качестве механизмов, опосредующих влияние чувства связности на здоровье, Антоновский называет эндокринную и иммунную системы, стимулирование безопасного и избегание рискованного поведения, особенности когнитивных оценок стрессоров. Как и в концепции жизнестойкости, подчеркивается склонность людей, обладающих чувством связности, воспринимать стрессовые реакции как вызовы, дающие повод проверить свои способности, и, таким образом, предоставляющие возможности для развития. Однако, если в концепции салютогенеза постижимость стимулов внешней среды рассматривается как важный фактор здоровья, то в концепции жизнестойкости подчеркивается необходимость постоянно стремиться к новым открытиям.

Исследования «Большой пятерки» в психологии здоровья

Достаточно большое количество исследований посвящены исследованию взаимосвязи личностных черт, входящих в так называемую «Большую пятерку», со здоровьем человека.

Исследования Голдберга, Косты и Мак-Крэя показали, что все многообразие индивидуальных различий бесконечно, однако большинство этих различий не имеет значения для повседневных взаимоотношенийПостепенно в процессе взаимодействия с окружающими люди осознают, что какие-то черты являются для них особенно важными.

Статистический анализ наивных и профессиональных описаний личностных типов свидетельствует о том, что индивидуальные различия можно упорядочить в соответствии с пятифакторной структурой:

1. Экстраверсия (энергичность). Отражает широту и интенсивность межличностного взаимодействия, уровень активности, разговорчивость, напористость, решительность, страсть к приключениям.

2. Дружелюбие (приветливость). Отражает доброжелательность к другим людям, склонность к сотрудничеству, доверчивость, неэгоистичность, щедрость.

3. Сознательность. Отражает степень организованности и настойчивости, ответственность, практичность, тщательность, усердность.

4. Нейротизм или эмоциональная неустойчивость. Отражает напряженность, нервозность, нестабильность, постоянное недовольство, повышенную эмоциональность.

5. Интеллект (открытость опыту). Отражает активное стремление к поиску нового опыта, богатство воображения, склонность к творческим решениям, любопытство, искушенность (опытность), любовь к размышлениям.

Психологи, работающие в рамках подхода «Большая пятерка», полагают, что индивидуальные оценки человека по факторам большой пятерки становятся стабильными приблизительно в возрасте 30 лет. Ряд исследований показывает, что молодых людей в возрасте до 25 лет существенно выше показатели нейротизма и экстраверсии, и ниже – сознательность и дружелюбие (что отражает вовсе не их личностные недостатки, а, скорее, особенности данного этапа развития личности).

Согласно эмпирическим данным, входящие в Большую пятерку характеристики личности могут оказывать существенное влияние на безопасное и рискованное поведение человека. Например, высокая сознательность и низкий нейротизм связаны с меньшей степенью вовлеченности индивида в рискованное поведение.

В исследовании Дж. Такер с соавт. была предпринята попытка изучить психологический механизм, опосредующий влияние нейротизма и сознательности на поведение в сфере здоровья. Они предположили, что большую роль здесь играют процессы социального контроля. Непрямой контроль основан на чувстве ответственности индивида перед другими людьми, на понимании важности сохранения своего здоровья для благополучия близких. Прямой контроль заключается в сознательных попытках влияния на индивида с целью побудить его к безопасному поведению. В исследовании приняли участие 290 человек. Оценивались: поведение в сфере здоровья, личностные черты. Также в ходе интервью респонденты описывали ситуации, в которых они сталкивались с социальным контролем в сфере здоровья. Респондентов спрашивали, каким образом они реагировали на попытки контроля. Было обнаружено, что:

  • индивиды с более высоким уровнем сознательности позитивно реагировали на попытки других людей повлиять на их поведение,

  • в целом индивиды с высоким уровнем нейротизма имеют склонность реагировать на социальный контроль по-разному: попытками осуществить нужное поведение, попытками скрыть нежелательное поведение, попытками игнорировать агента социального контроля,

  • после разделения респондентов на несколько групп в зависимости от степени выраженности нейротизма, оказалось, что, по мере увеличения уровня нейротизма, позитивный социальный контроль оказывает меньшее влияние на поведение индивида.

Сознательность оказалась тесно связанной с зависимостью от других людей и со стремлением следовать социальным нормам. Такие индивиды позитивно воспринимали как прямой, так и непрямой социальный контроль. Они сообщали, что при попытках прямого контроля ощущают любовь и заботу со стороны окружающих. Впрочем, это не оказывало существенного влияния на частоту поведенческих реакций (они детерминированы, как полагают авторы, другими качествами индивида – такими, как упорство и самодисциплина). Для лиц с высоким уровнем нейротизма прямой социальный контроль не является особенно эффективным.

Авторы делают важный вывод о том, что стимулировать безопасное поведение необходимо не только за счет воздействия на личность, но и за счет подбора особых стратегий воздействия с учетом индивидуальных характеристик человека.

Анализ результатов эмпирических исследований связи различных личностных характеристик и здоровья человека позволил Маршаллу с соавт. предположить наличие трех факторов высшего порядка:

1. Оптимистический контроль.

2. Выражение гнева.

3. Сдерживание эмоций.