
- •Испания и испанцы в записках русских путешественников второй половины XIX века.
- •1.Вступление
- •2.Обзор источников
- •3)Историографический обзор
- •I. Об истории стереотипов об Испании
- •2).Этнокультурные представления об Испании и испанцах
- •3).Католическая церковь в изображении русских путешественников.
- •III.Вывод
- •I Вступление
I. Об истории стереотипов об Испании
Перед началом своей работы, как мне кажется, сказать пару слов о взаимоотношений России и Испании до периода, описанного нами, чтобы понять почему и как в Россию проникли стереотипные представления об Испании и успел сложиться образ данной страны.
Испания и Россия находятся на двух частях континента, поэтому контакты между этими странами были достаточно затруднительны, к тому же если взять в учет то, что и та и другая страна освободились от иноземных захватчиков лишь к концу XV веку. Поэтому представления о данной стране попадали через посредников: литературу, театр, научный труды европейских авторов.
Так как, начиная с XVI века, в Европе развивается «черная легенда» об Испании, как страны инквизиции и «страной суеверия, деспотизма и религиозного гнета»43 и отличной от остальной Европы. По средству французов, англичан, голландцев, итальянцев данная легенда попадает в Россию, но у нас утверждается, в основном, лишь образ инквизиции, которой особо ярко раскрывается лишь в литературе XIX века.
Начиная с XVIII века, рождается новая «желтая легенда» об Испании. Ее категориями стали коррида, тореро, Кармен, фламенко, гитара, фиеста, сиеста, страсть и другие похожие символы»44. Данная легенда довольно быстро и прочно укрепляется у нас в стране – к концу XVIII века , через французскую литературу.
События, происходившие во время Наполеоновских войн (а именно освободительной войны испанского народа против иноземных захватчиков и изгнание наполеоновских войск с Пиренейского полуострова к 1814 году45) отодвинули еще дальше Испанию «черной легенды»: в испанцах стали видеть еще и образ народной гордости и любви к отечеству.46В российском обществе началась волна «испанофильства».47 Тяготение к Испании достаточно отчетливо проявилось в литературе того времени – в «испанских» произведениях Пушкина, Лермонтова, и др.48 В России с большим энтузиазмом восприняли революцию Риего 1820-1823. (Её поднял генерал Риего дабы восстановить Кадискую конституцию 1812 года. Достаточно быстро поднялась фактически вся страна. Король Фердинанд VII вынужден был принять конституцию и даже созвать Кортесы(Парламент), но в целом король и реакционная часть общества была против. А в 1823 году в страну по решению Священного Союза для подавления восстания входит 95 тысячный французский корпус)49. После ее поражения в русском обществе стали воспринимать Испанию как страну деспотизма и религиозного гнета.50
В 20-ых годах происходит более близкое, чем ранее знакомство с испанским языком, с памятниками ее классической литературы, с театром, появляются первые переводы.51
В 40-ых годах почти одновременно Испанию посещают М.И.Глинка и В.П.Боткин. Василий Петрович оставил после себя «Письма об Испании», где передал любовь и симпатию к этой необычайной стране. Это стало началом русского «освоения» Испании.52
К середине XIX века, в русском обществе формируется образ Испании как страны оригинальной, отличной от Европы своим политическим развитием, стилем народной жизни. Солнечная, экзотическая страна с прекрасными женщинами, мантильями, кастаньетами, неистовыми страстями и боем быков - такой образ Испании в 50-ые годы прошлого века был распространен в России и даже «моден».53Самое интересно, что данный во многом сохранился и по ныне в обыденном русском обществе. Можно, конечно, это связать с «железным занавесом» Советского союза, но скорее тут основную роль играет то, что стереотипы всегда отличаются своей живучестью.
После середины XIX века в Испанию отправляется целая плеяда русских путешественников (известные ученые, писатели, журналисты), но при этом у них уже имеется багаж, который составляют представления и стереотипы, присущие русскому обществу в изображении испанцев и их страны. Но все же не смотря на большое влияние стереотипов, русские пилигримы пытаются осмыслить испанскую действительность. Они оставляют после себя большое количество записок, воспоминаний и очерков. Но путешественников данного периода необходимо разделить, рубежом 1874 года. В период с середины века и по 1874 года, посетившие Испанию очень много места уделяют революционным событиям 4-ой и 5-ой революций и политическим событиям в Испании и достаточно мало пишут о народе, быте и культуре страны54. Но мы не в праве винить их, потому что данный период, и правда, был крайне бурный на такого рода происшествия: 2 революции, одна из которых добилась свержения короля и провозглашения республики, Карлистская война- эти события нельзя было обделить вниманием.
Вторая часть это посетившие Испанию уже после революции 1868-1874 годов, в их числе и Павловский и Пискорский, записки которых являются источниками данной работы.
Таким образом, мы подошли вплотную к исследовательской части работы, рассмотрев рождения образа Испании в России. Интересно, что в начале рождается стереотип религиозный, после него, к концу XVIII века утверждается этнокультурный, отодвигая первый на задний план, прочно утвердившись в умах и в литературе. Уже из-за событий в основном XIX века, прибавляется политический стереотип во многом соединенный и возрожденный из черной легенды - как Испании политически, экономически отсталой и не похожей на всю Европу. Переплетаясь к середине XIX века, создается цельный образ, дающий представления об Испанцах.
Испания с каждым годом становится интересней для русских путешественников и проезжая всю Европу, они все чаще заезжают на ее западную оконечность. К тому же к 80-ым годам XIX века путь из Петербурга в Мадрид составлял лишь неделю, достаточно короткий срок по тогдашним меркам.