
Заключение
Об аварии 1957 года говорят меньше и реже, чем о Чернобыльской катастрофе, долгое время авария была засекречена. Но забывать о ней нельзя. Болеют и гибнут ликвидаторы, последствия той аварии и теперь сказываются на здоровье их детей и внуков. Все еще опасен Восточно-уральский радиоактивный след. Еще не все жители переселены с зараженных территорий. И главное-комбинат «Маяк» продолжает работать, продолжает принимать отходы с атомных электростанций, продолжает сбрасывать отходы в окружающую среду.
Эта была страшная катастрофа. Но ее скрыли. Только после Чернобыльской аварии многие в Челябинской области поняли, что теперь можно сказать и об аварии на «Маяке». И в начале 90-х годов, спустя более чем 30 лет после аварии, впервые был опубликован отчет о ней. Чтобы хоть как-то компенсировать людям нанесенный вред, появился закон о социальной защите тех, кто пострадал от этой аварии. Но никто и никогда не узнает, сколько именно человек погибло. До сих пор на Восточно-уральском радиоактивном следе осталась деревня Татарская Караболка, в которой 7 кладбищ на 400 человек, до сих пор не переселено село Муслюмово, стоящее на берегу радиоактивной речки Теча. Радиация наносит генетический ущерб и потомки 3-го, и 4-го, и 5-го поколений людей, подвергшихся облучению, будут страдать, будут болеть.
С момента аварии прошло 50 лет. «Маяк» работает, принимает отходы, отработавшее ядерное топливо со многих АЭС России и Европы. Люди, работающие на нем и живущие возле него, подвергаются воздействию радиации, накапливают в своем теле плутоний, цезий, стронций. По-прежнему, ежесекундно, ежеминутно, и даже в этот момент, когда вы читаете эти строки, комбинат производит тонны радиоактивных отходов, которые образуются в результате переработки топлива с атомных станций. И все это по-прежнему он выливает в воду, теперь не в реку Теча, а в озеро Карачай. А, значит, все может повториться вновь... Ведь самое страшное не то, что подобные аварии случаются, а то, что из произошедшего не делаются выводы, не извлекаются уроки...
Список литературы
Кошелева Л. Урок длиною в 40 лет //Озёрский вестник. - 1997. - 27 сентября. - С. 1, 2.
Медведев Ж. До и после трагедии: Размышления о причинах и последствиях кыштымской аварии хранилища ядерных отходов в сентябре 1957 года //Урал. - 1991. - № 4. - С. 97-128.
След 57-го года: [О науч.-практ. конф. "ВУРС - 45" 26-27.09.2002. г. Озёрск] //ПрО Маяк. - 2002. - № 37. - С. 2-3.
Чигирин Б., Ярцев Г. Атомный заповедник //Челябинский рабочий. - 2002. - 20 сентября. - С. 7.
http://nuclear.tatar.mtss.ru/fa230907 // Из брошюры "Чернобыльские уроки", глава "Другие Чернобыли".