Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Spetskurs_po_3_emigratsii.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
86.02 Кб
Скачать

Томский государственный университет

Филологический факультет

Литературный андеграунд 1960-1980-х годов и литература третьей русской эмиграции

Программа спецкурса

Составитель – кандидат филологических наук, доцент

Т.Л. Рыбальченко

Томск 2011

Предварение

Спецкурс являются специальной дисциплиной магистерской программы «Русская литература» по направлению 520300 «Филология» и предназначен для студентов, обучающихся в Томском государственном университете.

Предметом спецкурса «Литературный андеграунд 1960-1970 годов и литература третьей русской эмиграции» является значительный пласт неподцензурной русской литературы, возникший в годы «оттепели» и существовавший внутри поздней советской культуры (до конца 1980-х годов) как субкультура, т.е. как особая подсистема в национальной культуре и как автоном­ная подсистема в инонациональной культуре стран пребывания. Литературный андеграунд стал предтечей и источником эмигрантской литературы, вначале представленной опубликованными за рубежом произведениями русской литературы, затем творчеством писателей, эмигрировавших из Советского Союза. Основное внимание уделяется проблеме типологии альтернативной литературы, выделению системы литературных течений и их соответствию / отличию художественной системы (литературных течений) метрополии. Материалом изучения избирается как литература, созданная русскими писателями-эмигрантами, так и творческое наследие писателей-неэмигрантов, вошедшее в культуру после публикации за рубежом. Основное внимание уделяется русской прозе в различных её жанровых формах. Творчество и. Бродского включено и как особый феномен русской поэзии второй половины ХХ века, и как проявление общей тенденции: возникновение андеграундной литературы, вынужденное обретение ею статуса эмигрантской литературы, освоение художественного опыта инонациональной (американской) поэзии.

Цель спецкурса – расширение исследовательского поля и поля знаний молодых специалистов, получивших степень бакалавра филологии, в области историко-литературного процесса ХХ века, прежде всего, в понимании судьбы классической (реалистической) и неклассической (модернистской и постмодернистской) эстетик;

формирование более высокого – культурологического - уровня научной интерпретации искусства слова, его символического языка, поэтики;

становление исследовательской культуры систематизации сложных и разнонаправленных тенденций динамичной современной культуры, предлагающей обилие разных картин мира.

Задачи спецкурса:

- обогащение фактических знаний филологов-магистров, предполагающих понимание взаимодействия магистральных и периферийных тенденций в литературном процессе, складывающегося в любой системе канона и неизменного отталкивания от него; противоречивого проявления эстетического влияния;

- уточнение представлений филологов-магистров о влиянии исторических условий на развитие литературы: её идеологических мифов, её эстетики, форм литературного процесса; о границах свободы художника в тоталитарном и либеральном обществе; о субкультурах в разных культурах;

- определение особенностей третьей волны русской эмиграции в сравнении с первой и второй русской эмиграцией; роли русского литературного андеграунда в формировании третьей эмиграции; различия политической и культурной эмиграции; знакомство с основными периодическими изданиями и издательствами в Советском Союзе и за рубежом, публиковавшими тексты писателей андеграуда и писателей эмигрантов;

- постановка теоретической проблемы национальной специфики литературы (язык, культурные архетипы, национальные формы) и проблемы ассимиляции в инонациональной культуре (проблема глобализации);

- обоснование принципов выявления типологической общности, проявляющейся в произведениях разных литературных течений (картина мира, концепция человека, установка на восприятие текста читателем), и демонстрация эволюции реалистических и нереалистических течений во второй половине ХХ в.;

- знакомство с методами и приёмами анализа произведений, относящихся к разным эстетическим и поэтическим системам;

- характеристика творчества наиболее значительных писателей андеграунда и эмиграции.

Спецкурс рассчитан на 34 часа, форма занятий - лекционная.

По итогам занятий студенты-магистры пишут письменную работу (анализ одного произведения) и сдают зачет в форме коллоквиума.

Содержание спецкурса

1. Введение. Понятия «литературный андеграунд», «литература эмиграции», эмигрантская литература. Эстетические критерии альтернативного искусства и социальное поведение писателя как дополнительный повод вхождение в андеграундную или эмигрантскую субкультуры. Оппозиционность андеграундного искусства по отношению к национальному искусству, андеграунд как проводник инонационального влияния. Двойная оппозиция эмигрантской субкультуры: оппозиция официальному искусству в метрополии и оппозиция инонациональной культуре, в которой оказалась русская эмигрантская культура. Различие трёх волн русской эмиграции в ХХ веке.

2. История возникновения русского литературного андеграунда 1960-1980-х годов и история возникновения третьей русской эмиграции1970-1980-х годов.

Период литературного андеграунда. Зарождение эстетической оппозиции в годы «оттепели», её отличие от идеологической (диссидентской) оппозиции. Отказ от социального утопизма и поиск нового языка («стилистические разногласия» с основным потоком официальной и социально ориентированной протестной литературой). Возникновение «самиздата» («Синтаксис» А. Гинзбурга) и «тамиздата» (публикация прозы Б. Пастернака, А. Синявского, Ю. Даниэля).

Усиление социального давления на свободу слова (суды над писателями) в середине 1960-х годов и втягивание творческой интеллигенции в политический диалог с властью. Правозащитное движение, важнейшие диссидентские издания («Белая книга». «Хроника текущих событий», сборник «Из-под глыб»), «письма» и обращения как попытка формировать общественное мнение.

Развитие авангардного, нереалистического искусства как основа эстетического андеграунда 1950-х – начала 1970-х годов: кружок Черткова, «ленинградский авангард», «лианозовцы», СМОГисты и др.

Второй – эмигрантский – период русской альтернативной литературы. Отказ от диалога с властью диссидентского движения, «тамиздат» как выражение апелляции писателей Советского Союза к мировой культурной общественности. Высылка А. Солженицына и отъезд И. Бродского, А. Синявского как начало новой волны эмиграции творческой интеллигенции. Персональный способ эмиграции и причины разделённости русской писательской эмиграции. Основания для выделения эмигрантской литературы (литературы писателей-эмигрантов и писателей андеграунда в Советской России). Центры русской эмиграции третьей волны и основные издательства и издания литературы третьей русской эмиграции.

3. Судьба и творчество А. Солженицына как проявление характерных черт русской эмиграции и как особое личностное и творческое поведение, альтернативное принципам третьей русской эмиграции.

Значение публицистической деятельности А. Солженицына в формировании диссидентского движения. Солженицын как центр почвеннического (этико-религиозного) крыла диссидентства, в отличие от западнического (либерально-демократического. Вклад Солженицына в общественную жизнь метрополии и диаспоры (фонды, издания, библиотеки и пр.).

Проза Солженицына в соотношении с социально-аналитической реалистической прозой и с экзистенциальной прозой 1950-1960-х годов.

Реалистическая художественная проза Солженицына в период «оттепели»: «В круге первом», «Раковый корпус». Художественно-документальная проза Солженицына: социальная и философская проблематика «Архипелага Гулага»; «Бодался телёнок с дубом». Синтетическая поэтика прозы периода эмиграции: «Красное колесо».

4. Д. Гандлевский как знаковая фигура андеграудной культуры. Образ времени, психология и социология диссидентства в его гипертексте «Бесконечный тупик».

4. Русская религиозно-философская проза 1960-1970-х годов как продолжение традиций русского религиозного экзистенциализма. Причины неопубликованности в Советском Союзе, поэтика интеллектуальной философской прозы. Традиции русского философского романа в прозе В. Максимова – «Карантин», «Семь дней творения», «Ковчег для незваных». Спор с христианской этикой в прозе Ф. Горенштейна: «Искупление», «Псалом»; социально-психологический роман «Место».

5. Реалистическая психологическая и экзистенциальная проза в соотношении с реалистической прозой 1960-1970-х годов (Ю. Трифонов); проблема причин непубликации. Ю. Даниэль «Искупление», Ф. Кандель «Коридор», А. Львов «Двор», Г. Владимов «Верный Руслан», «Генерал и его армия».

Интеллектуальная поэтика психологической прозы (в сравнении с прозой А. Битова): Б. Фальков «Десант на Крит», Ф. Розинер «Некто Финкельмайер», «Ахилл бегущий», Б. Хазанов «Час короля», «Антивремя».

6. Проза социального гротеска как проявление просветительской (учительской) традиции социального реализма.

Разоблачение социального абсурда и руссоистской концепции естественного человека в прозе В. Войновича: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Путём взаимной переписки».

Отражение низовой массовой культуры в прозе Ю. Алешковского: «Книга последних слов», «Кенгуру», «Маскировка».

Социологические модели в прозе А. Зиновьева: «Зияющие высоты», «В преддверии рая»

7. А. Синявский – теоретик и творец «эксцентрической прозы». Ранняя гротесковая фантасмагорическая проза: «Графоман», «Пхенц», «Любимов». Литературно-критические статьи Синявского («Искусство и действительность», «Литературный процесс в России» и др.) – обоснование эстетики игры как сущности художественного творчества. Проза «лагерного» периода - синтез художественности и эссеистики: «Голос из хора», «Прогулки с Пушкиным», «В тени Гоголя»). «Крошка Цорес» - проблема соотношения этики и эстетики в искусстве.

8. Русский абсурдизм – возрождение художественных экспериментов обэриутов. Эстетика безобразного и поэтика словотворчества в прозе Вл. Казакова (романы «Ошибка живых», В честь времени»), драмах А. Амальрика («Конформист ли дядя Джек», «Моя тётя живёт в Волоколамске»).

8. Модернистский миф о бытии. Б. Вахтин («Одна абсолютно счастливая деревня»), А. Волохонский, З. Зиник («Перемещённое лицо», «Руссофобка и фунгофил»).

Сюрреалистическая проза Ю. Мамлеева (рассказы, «Русские сказки»).

Словесное мифотворчество Саши Соколова («Школа для дураков», «Между собакой и волком»).

9. Русский постмодернизм 1960-1980-х годов – разрушение мифа о советской и западной (американской) действительности.

Трагедия демифологизации реальности и культуры в прозе Вен. Ерофеева («Москва-Петушки», «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»).

Постмодернистская деконструкция в прозе В. Аксёнова конца 1960-1970-х годов («Остров Крым», «Ожог», «В поисках грустного бэби»).

Эстетика эпатажа и элементы натуралистической поэтики в прозе Э. Лимонова («Это я, Эдичка», автобиографическая трилогия – «У нас была великая эпоха», «Подросток Савенко», «Молодой негодяй»).

Минималистская проза С. Довлатова («Зона», «Заповедник», «Ремесло»).

Культурологические проблемы и поэтика метатекста в прозе М. Берга «Рос и я», З. Зиника «Лорд и егерь».

10. Эмигрантство как экзистенциальный и эстетический выбор И. Бродского.

Вхождение Бродского в русскую поэзию 1960-х годов – эстетическое диссидентство. Ориентация на англоязычную поэтику и метафизическую эстетику; философия поэтического языка. Три периода в эволюции поэтической системы Бродского: начало 1960-х годов – рубеж 1960-1970-х годов – конец 1970 – 1990-е годы. Постмодернистская картина мира и экзистенциальное мироощущение. Диалог разных культур и разных дискурсов в поэтическом тексте. Метатекстовый принцип построения текста. Проблема ассимиляции поэтического сознания Бродского в англоязычной культуре.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]