- •Экономические проблемы и национальное самосознание
- •Э кономико-географические особенности хозяйственной жизни России
- •Менталитет личности в России и на Западе
- •Как складывалась хозяйственная история страны и по каким путям развивался творческий потенциал личности
- •Практические аспекты восстановления прерванной культурной традиции отечественных экономических исследований
Л. ГОРИЧЕВА,
кандидат экономических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН
Экономические проблемы и национальное самосознание
«Мы не будем каннибалами и отнесемся к своим историческим предкам с тем вниманием, которого они заслуживают»
С. Н. Булгаков
Сейчас в современном обществоведении сложилась ситуация, когда экономика оставляет свои претензии. На доминирование над философией и историей хозяйства и обращается к живой человеческой личности, проблемам ее личной ответственности и творческой воли. Такой подход к развитию экономической теории предполагает ее обогащение достижениями других общественных наук - социологии, истории, философии. Сфера экономических исследований расширится и с восстановлением и развитием культурных традиций либеральной русской экономической мысли - исторического нравственно-этического направления, у истоков которого стоял С. Н. Булгаков, предвосхитивший развитие многих направлений Социально-экономических наук. Данный подход рассматривает экономику как часть науки о человеке, а хозяйство - не только как процесс индивидуальный, но и родовой, исторический, как реализацию деятельного, творческого отношения человека к миру и исходит из положения о наследовании социальных и духовных явлений, определяющих тип хозяйствования. В центре такого исследования стоит человек как конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологических мотиваций.
И в этом аспекте можно утверждать, что каждая нация имеет свой менталитет. Автор разделяет концепцию менталитета, принятую в современной философии, ее положение о том, что это «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудно определимый исток культурно-исторической динамики»1. Национальный менталитет имеет ценностное ядро - константу, вокруг которой концентрируется обобщенный национальный тип человека.
Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления, производства и соответствующие мотивации.
Попытки насильственного воздействия на менталитет личности чрезвычайно пагубны и практически нереализуемы. Они вызвали раскол нации в России в XVII-XVIII вв. и наряду с другими факторами способствовали массовой люмпенизации населения в XX в.
И в настоящее время национальный менталитет незаметно, но существенно влияет на все процессы, происходящие в стране. Поэтому в наших условиях важно понять существо русского национального менталитета и формы его проявления, а также простую истину о безуспешности насильственного воздействия на него, навязывания чужой воли, даже если она была волей людей очень высокого уровня знаний и самых добрых и искренних намерений.
Но здесь следует понимать деликатность поставленного вопроса, ибо, по словам Г. Федотова: «Нет ничего труднее национальных характеристик. Они легко даются чужому и всегда отзываются вульгарностью для «своего», имеющего хотя бы смутный опыт глубины и сложности национальной жизни»2.
Еще более сложным представляется анализ национального в экономике. Но сейчас, когда время заново поставило вопрос национальной идентификации России в новых экономических условиях, необходимость подобных исследований очевидна. Обратимся к прошлому России.
В начале XX в. два видных исследователя истории экономической жизни России - глава партии кадетов Милюков и выдающийся экономист Туган-Барановский - заявили: «Мы имели другую историю, но с падением крепостного права отличие российского хозяйственного строя от западного исчезает, получает развитие новая хозяйственная система - капитализм. Мы такие же». Но вся дальнейшая история России показала, насколько не правы были даже такие известные личности. И не в последнюю очередь ошибочность подобной постановки вопроса была связана с недооценкой влияния национального в экономике.
Поэтому вполне правомерным представляется анализ истории формирования русского и западноевропейского менталитетов в аспекте их отношения к основным социально-экономическим институтам - государству, праву, экономике.
В процессе анализа необходимо обратиться к трудам Булгакова, Бердяева, Ильина, Леонтовича, Милюкова, Туган-Барановского, Франка, а также работам советских ученых - Аверинцева, Гуревича, Полякова, Рашковского, Тарле и др.
Данное направление экономических исследований практически не получило распространения в нашей науке. Поэтому автор не ставит перед собой цель дать исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы, а, скорее, рассмотреть в самых общих чертах проблему национального в экономике, расширить сферу экономического анализа.
Формирование русского и западноевропейского менталитетов
Первые жители России, славяне, пришли на берега Днепра и Оки с запада Европы; первая государственная власть - с севера Европы, религия - с юго-востока Европы. Но при этом Россия, оставаясь частью Европы, не повторила идентично ход развития большинства европейских стран, а обрела собственное национальное лицо. Так каковы же истоки и исторические особенности формирования русского и западноевропейского менталитетов?
Основой формирования русского и западноевропейского менталитетов было христианство. Христианство выработало понимание свободного хозяйственного труда, воспитало внутренний суверенитет личности, обусловленный свободой воли. Его аскеза труда — «это та духовная сила, которой утвержден фундамент всей европейской культуры»3. Но в рамках христианского мировоззрения исторически выделились западно и восточнохристианские направления, и в каждом из них есть существенные для формирования национального менталитета и идеи общества особенности.
Западнохристианское направление берет начало от Рима, его права, государственности, понятия частной собственности. Основной теологический вопрос этого направления — права человека, а идея общества - правовое устроение социальной жизни.
Главным же для восточнохристианского направления был поиск смысла жизни. И основной идеей организации общества стало внутреннее преобразование личности (отметим ее неэкономический примат). Идея внутреннего преобразования личности во многом обусловлена влиянием Востока, где «ценность личности - не ее свобода, а нечто иное - глубина ее представлений о таинственных первоосновах бытия и о сокровенной причастности внутреннего опыта человека этим первоосновам»4.
Рассмотрим в самом общем виде исторические особенности формирования автономной личности как основного субъекта рыночных отношений. Даже самая общая линия развития Запада: Средневековье - Ренессанс - Реформация - Просвещение - Новое Время - это линия восходящего развития индивидуализма личности. Если «Я» Средневековья соответствует корпоративному свойству человека и в отношении к Богу он лишь член корпорации, то уже в эпоху Реформации его «Я» - это уже «Я» светского или религиозного индивидуализма, «Я» человека, ведущего светски активную жизнь. А Просвещение и Новое Время принесли признание политических, экономических, правовых и религиозных свобод человека как его естественных прав. Хозяйство, экономика начинают формировать человека как экономически активного субъекта.
Церковь отделена от государства и принимает активное участие в социальной деятельности по воспитанию личности. Максима протестантизма - «Кратчайший путь к Богу через труд», лютеранства - «Свобода и ответственность», кальвинизма - «Любовь к ближнему и социальная сторона организации личности».
Воспитанный веками религиозно-этический индивидуализм смягчил социалистические идеи, возникшие как научный социализм в XIX в., и не дал развиться социалистическому радикализму в Европе, а способствовал построению современного социализированного капитализма.
Историческая магистраль развития экономического индивидуализма России выглядела так. Киевская Русь - Северо-Восточная Русь - Татаро-монгольское нашествие — Московская Русь - Империя.
Сопоставление магистралей исторического развития Европы и России выявляет совершенно очевидные различия. Русская историческая магистраль - это смена политической организации общества, личность в ней не проявляется. Ренессанс отсутствовал, на это время в России пришлось национальное возрождение на православной основе. Западноевропейский индивидуализм отвергнут православием как «проявление человеческой гордыни». Идеи Просвещения, сводившие бытие к элементарно нужному и полезному, были восприняты лишь незначительной частью дворянских верхов и осуществлялись «не столько как рационализация и крен разума, сколько как вера в разум и культ рационального»5.
Некоторое развитие индивидуальность личности получила в России позже (среди дворянства — с середины XVIII в., среди крестьянства - с середины XIX в.) в процессе экономической либерализации сверху на светской основе, когда хозяйство стало занимать совершенно иное место в жизни общества. Этот процесс шел не по линии церкви. С XVIII в. она была фактически подчинена государству.