Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_1_Poligamnye_braki.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
123.39 Кб
Скачать

Глава 2. Полигамные браки в мире

2.1. Полигамные браки в Таджикистане

«Правовой статус полигамных браков в странах мира различен. Несмотря на то, что в большинстве государств полигамия под запретом, такие брачные союзы признаются в полусотне стран. В ряде случаев — как правило в полиэтнических и поликонфессиональных обществах — этот вопрос отнесён к ведению властей провинций. Существует и около дюжины стран мира, где полигамные браки не разрешено регистрировать, однако уже заключённые признаются и не преследуются. Кроме того, иногда полигамия находится в положении юридически допустимого, но нежелательного явления.

Живучесть полигамии в исламской культуре объясняется тем, что сохранению традиции многоженства способствовали принципиальные положения Корана и шариата, регулирующие гендерные отношения.»8.

«Распространенность многоженства определялась не только экономическими возможностями населения, но и силой влияния исламской религии на гендерные отношения, а та, в свою очередь, — локально ограниченными условиями жизни и обычаями и, что немаловажно, особенностями социально-экономического положения женщины в данной местности. Многоженство в основном наблюдалось среди равнинных и проживавших в городах таджиков и узбеков. В их среде были прочны позиции официальной исламской идеологии, поддерживавшиеся институтами власти, в наиболее строгой форме существовало женское затворничество. В горных регионах ситуация была иной, о чем свидетельствуют этнографические материалы известных советских/российских исследователей. Так, М. С. Андреев отмечал, что многоженства не было в Хуфе и оно сравнительно редко встречалось среди населения Верхнего Пянджа. По данным Е. М. Пещеревой, в Ягнобской долине (верховья р. Зеравшан) этот обычай также не наблюдался»9.

Религиозный ритуал в современных полигамных брачно-семейных отношениях соблюдается по преимуществу формально, а права и обязанности сторон — в их традиционном шариатском толковании — в большинстве случаев игнорируются именно мужчинами, которые не считают себя особо обязанными содержать вторую/третью жену и их детей. По наблюдениям М. Хегай, материальная помощь вторым/третьим женам обычно оказывается в форме покупки одежды и продуктов. Эти покупки мужчины считают вполне достаточным доказательством того, что способны обеспечить семью.

«С типологически не отличимой ситуацией мы нередко сталкиваемся и в случае с мужчинами, выезжающими на заработки в Россию. Так, по опросным данным, 7% мужчин — трудовых мигрантов из Таджикистана женятся в России вторым браком и живут с российскими женами34. Интересна оценка подобных брачно-семейных отношений первыми женами. Из интервью с Н. (38 лет, сельхозработ-ница, Раштский район): «Да, у моего мужа там (в России. — С. К.) есть жена, он мне сам об этом говорил. Я его понимаю. Как же, мужчина не может так долго жить без женщины! (приезжает домой к первой жене раз в год на месяц-два. — С. К.). Одна женщина лучше, чем он будет со всеми. Да к тому же ему нужно стирать, убирать, готовить». В данном случае, как и в случае с мужьями на содержании, традиция многоженства становится ресурсом, который используют в качестве стратегии выживания не только женщины, но и мужчины.

В целом на уровне индивидуального и группового сознания статус вторых/третьих жен оценивается неоднозначно. Некоторые считают их временными женами, другие законными женами по шариату, большинство — просто любовницами. А вот как воспринимает свое положение одна из вторых жен: «...Меня устраивает муж: на один день в неделю, особой зависимости от него нет. Так вроде бы при муже и вроде свободна...».

Полигамные брачно-семейные отношения, практикуемые в современном таджикском обществе, по форме и содержанию во многом напоминают распространенные в европейских обществах гражданские браки, которые Игорь Кон именует серийной моногамией36. Полигамные семьи у таджиков легко создаются и соответственно легко распадаются. Судя по высказываниям информантов, брачные отношения со второй женой в большинстве случаев длятся недолго — от пяти месяцев до года. И обычно они обрываются сразу или вскоре после того, как о них узнает первая жена.

В целом ситуацию с полигамными браками следует признать неблагополучной. Вторые/третьи жены и их дети бесправны: государство отказывает религиозному браку в легитимности, следовательно, его участники не являются субъектами гражданско-процессуальных действий. Касаясь данной проблемы, З.Диноршоева подчеркивает, что нормы шариата, регулирующие многоженство, не отвечают социально-культурным запросам современного таджикского общества. С одной стороны, они заметно устарели, с другой, пропитались теми распространенными в таджикском обществе традиционными гендерными нормами, идеалами, стереотипами, которыми воспроизводится пренебрежительное, даже уничижительное отношении ко «второму полу» в семье и в обществе»10.

Одна из главных причин устойчивости многоженства заключается в том, что на протяжении веков существовавший в таджикском обществе патриархальный гендерный порядок определял жизнь женщины исключительно в семье и в рамках семьи. Известно, что семья в традиционном обществе играла особо важную роль в жизни индивида, с ней были связаны практически все способы удовлетворения человеческих потребностей. По свидетельству известного русского этнографа М. С. Андреева, остаться без мужа женщине, способной к замужеству и деторождению, считалось у таджиков чем-то совершенно недопустимым, непохвальным и даже греховным. Вне семьи и семейно-родственных отношений женщина просто не воспринималась социальным субъектом. Она входила в публичное пространство опосредованно, через мужчину — отца, брата, сына, дядю и других родственников-мужчин. Но главным действующим лицом в ее жизни всегда был муж. Символично, что у таджиков синонимом понятия «муж» — понятие «счастье». В обыденном сознании это означало, что женщина может быть счастливой и благополучной, только имея мужа и детей. И поскольку женщина практически ничем не владела, замужество действительно оказывалось ее чуть ли не единственным ресурсом. Оно давало женщине постоянное жилье, имущество, социально-экономическую защиту, приносило детей. Через мужа женщина обретала социально значимый статус, став женой кого-то, именем этого кого-то получала признание в обществе. И сейчас многие женщины, несмотря на плохие отношения с мужьями, не разводятся, потому что быть хоть за каким-то мужем лучше, чем остаться разведенной и одинокой. Пока муж есть — они признаны социальным окружением и уважаемы.

«Социально-трудовая активность таджикских женщин и повышение их образовательного уровня в советский период во многом послужили катализаторами ослабления традиционных брачно-семейных отношений. Оплачиваемый обществом труд в некоторой степени предоставлял женщине экономическую независимость от мужа и других членов семьи. К тому же патримониальная гендерная политика советского государства не оставляла ее и ее детей без социальной помощи, что в свою очередь могло отразиться на выборе женщины, жить с плохим мужем или разводиться. Как это ни кажется парадоксальным, но разводы помогают сохранению многоженства. В самом деле, разведенная женщина обычно заключает повторный брак с уже женатым мужчиной. Эта ситуация похожа на наблюдаемые в европейских культурах: одинокая женщина обычно становится любовницей уже женатого мужчины. Большинство разведенных женщин возвращаются в дом своих родителей, так как многие из них не могут отстоять свое законное право на часть жилья и имущества бывшего супруга. В итоге они ищут себе новых мужей, чтобы обрести жилье и содержание. Все это, в сочетании с потребностью в эмоциональном сочувствии, тепле и сексуальном удовлетворении, и побуждает к тому, чтобы стать второй женой.

В постсоветский период тенденция к ослаблению традиционного порядка усиливается. На фоне происходящих рыночных перемен трудовая активность женщин возросла во много раз, их вклад в обеспечение семей стал более ощутимым. Складывается пока еще немногочисленная группа экономически самостоятельных женщин. Однако и они полагают счастье неполным без «легитимного» мужчины, и для них брак — пусть даже с женатым мужчиной — обязательный атрибут социального статуса»11.

Кодекс 2004г. прямо не запрещает полигамию, поскольку как объяснил король, он не вправе «ни разрешить то, что запретил Аллах, ни запретить то, что он разрешил», однако закрепляет весьма жесткие требования.

Прежде всего женщина (или ее опекун) может требовать, чтобы в брачном договоре было оговорено условие о моногамности брака. Если в брачном договоре нет такого условия, то при исключительных обстоятельствах возможна биогамия. При этом муж обращается в суд с просьбой разрешить ему вступить в такой брак. Суд должен убедиться, что объективные причины оправдывают такое намерение и что муж располагает достаточными ресурсами для того, чтобы в равной мере обеспечить все потребности двух семей (ст.41). При этом за женой закреплено право требовать развода с выплатой всего причитающегося ей материального содержания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]