
- •Радиационный фон земли Естественный радиационный фон Земли
- •Антропогенный радиационный фон
- •Аномальные естественные и антропогенные территории повышенной радиоактивности
- •Аномальные территории повышенной естественной радиоактивности среды
- •Территории повышенной радиоактивной загрязненности среды от проведения ядерных взрывов
- •Аварийное радиоактивное загрязнение среды
Радиационный фон земли Естественный радиационный фон Земли
Он складывается из излучений от рассеянных в почве, воде, воздухе радионуклидов, возраст которых совпадает с возрастом планеты. К таким радионуклидам относятся калий-40 (40К), уран-238 (238U), торий-232 (232Th) и продукты распада тория и урана, радона (219-282Rn), радия (226Ra). Второе место в формировании радиационного фона занимают космические излучения, третье — короткоживущие радионуклиды, образующиеся в верхних слоях атмосферы при взаимодействии газов стратосферы с потоком ядерных частиц высоких энергий, из разных областей Вселенной.
Первичным геологическим источником большинства радионуклидов фона являются верхние слои литосферы (граниты, сланцы, песчаники и др.), постоянное преобразование которых под воздействием сапрофитной микрофлоры почв, воды, воздуха, перепадов температур ведет к миграции излучателей в почву, растительность, животный мир (табл. 1.1).
Незначительный вклад в метаболизм среды вносят радионуклиды, образующиеся в верхних слоях атмосферы под воздействием потока нейтронов космического происхождения. Скорость образования — 0,2 ат./(см3 • с) — и последующее содержание в среде наиболее велики для трития (3Н) и углерода (14С) — 2,5 ат./(см3•с). Общее расчетное количество трития в биосфере (бесцветного газа, включенного в те же звенья метаболизма, что и водород) составляет (92,5—185,0) • 1016 Бк, из которых 65 % содержатся в океане, остальные — в почве и последующих звеньях миграции. Содержание естественного трития в продуктах питания крайне невелико (порядка 14—26 Бк/кг).
Содержание 14С в среде несколько выше. Расчетное суммарное количество его в биосфере составляет 8,5 ЭБк (Экса = 1×1018), при этом в атмосфере содержится 1,6 %, в почвах — 4, в верхних слоях океана 2,2, в глубинных 92, в донных отложениях 0,2 %. Углерод является наиболее активным метаболитом среды, всасывается в растения непосредственно из воздуха в составе углекислого газа. В организм человека поступает с пищей, водой (99 %), воздухом (< 1 %). Коэффициент усвояемости углерода равен 1. Средняя удельная активность органических структур (в том числе и продуктов питания) составляет 230 Бк/кг.
Оба радионуклида — мягкие β-излучатели с родственными звеньями метаболизма равномерно распределены в тканях при несколько большей тропности к жировым структурам.
Наибольшие размеры фотон-электронных потоков (поглощенных доз) получают клетки тканей от равномерно распределенных в организме «мягких» β-излучателей (радиоактивных водорода, углерода, калия). Некоторые преимущества в формировании доз имеют клетки с максимальной функциональной активностью — скоростью обмена веществ.
Радионуклиды уранового, ториевого рядов отличаются меньшей тропностью к биологическим тканям. Проникая, тем не менее, в организм по эволюционно отработанной цепочке, эта группа излучателей фиксируется в костных структурах. Большие энергия (~5МэВ) и плотность потока испускаемых α-частиц, взаимодействие с которыми завершается реакциями, протекающими по типу фотоэффектов (возбуждение при незначительной доле ионизации электронных оболочек), ведет к локальной эффективной (ОБЭ = 20) активации обменных процессов, о чем свидетельствует эволюционно сформировавшаяся локализация и функции «избирательно захватывающих» изотопы систем: нейроэндокринная регуляция обмена, кроветворение.
Внешние радиационные воздействия, дополняющие стабильный спектр внутреннего облучения, складываются из излучений космических, фотонных и корпускулярных (преимущественно нейтронных), а также от естественных радиоактивных γ-излучателей вне организма (стены жилья, скопившиеся инертные газы, почва).
Космические излучения, благодаря уникальной, сложившейся за миллионы лет структуре атмосферы, являются видоизмененными первичным галактическим (93 %) и солнечным потоками частиц высоких энергий. Энергия потока частиц галактического происхождения, преимущественно протонов, составляет в среднем 100 МэВ, достигая 1014 МэВ, солнечного — 20 МэВ. Помимо протонов, большая часть которых огибает Землю благодаря ее магнитным полям (защитная функция которых зависит от широты, снижаясь к полюсам и возрастая к экватору), в состав первичного космического излучения входят протонно-нейронные обломки ядер с атомными номерами 3 — 5, 10—19, 20. Интенсивность первичного космического излучения периодически меняется вследствие 11 -летнего цикла солнечной активности, возрастая в период всплеска солнечной активности в два-три раза и более.
Помимо магнитных полей, потоки космических излучений резко снижают радиационные протонные пояса планеты — относительно узкий экваториальный (расположенный на расстоянии 1,2 — 8,0 земных радиусов от поверхности Земли) и более обширный, простирающийся от экватора до широт 30 — 60 град. Окончательное изменение спектра первичного потока космической радиации происходит при взаимодействии его с озонным слоем на высоте 20 км над уровнем моря. Первичное космическое излучение здесь полностью преобразуется в фотонное, но при сохранении потока нейтронов, возрастающего как с подъемом на высоту, так и с перемещением к Северу или к Югу от экватора. В связи со снижением мощности гравитационных полей и радиационных поясов планеты суммарная эквивалентная доза космического излучения меняется соответственно от 35 мбэр на экваторе до 140 — 800 мбэр на полюсах.
Очевиден резкий рост радиационного фактора с подъемом на высоту, в том числе и на высоту обитаемых адаптированных районов планеты.
Существенный вклад в дозу внешнего облучения вносят строительные материалы жилищ, стены и крыши которых являются эффективными экранами космического излучения. Вместе с тем в помещениях вследствие усложнения геометрии излучателей (стен, пола, потолка) и роста мощности потока фотонного излучения от современных строительных материалов дозы могут резко возрастать, превышая естественный фон в два—шесть раз.