Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доктринальное и легальное определение несостоят...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
195.07 Кб
Скачать

V. Концепция процедуры.

С позиции ученых - сторонников данной концепции, несостоятельность - это определенное финансовое состояние должника на определенный момент времени, а банкротство рассматривается как процедура ликвидации и продажи имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью и нецелесообразностью продолжения его деятельности.

Аналогичную точку зрения высказывает Е.С. Юлова. По ее мнению, "банкротство следует рассматривать в качестве совокупности применяемых к должнику мер, предусмотренных законодательством о банкротстве, в то время как несостоятельность - как определенное финансовое состояние должника" <1>. Автор выделяет развернутый перечень признаков, позволяющих ограничить процедуру банкротства от иных мер, применяемых в соответствии с законодательством о банкротстве. Исходя из понимания процедуры банкротства как совокупности мер, Е.С. Юлова обосновывает необходимость включения в содержание понятия банкротства кредитных организаций мер по предупреждению банкротства в качестве досудебных процедур.

--------------------------------

<1> Юлова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 13 - 14.

В экономической литературе несостоятельность (банкротство) нередко определяется как юридическая процедура, направленная на удовлетворение требований кредиторов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Словарь современной экономической теории Макмиллана / Под общ. ред. Д.У. Пирса; Пер. с англ. М., 1997. С. 46.

Особый интерес в контексте обозначенной проблемы представляет точка зрения Б.С. Бруско, рассматривающего несостоятельность в качестве явления, имеющего констатирующий (статический) оттенок, а банкротство, отличающееся динамическими характеристиками, - в качестве процедуры, представляющей собой установленный порядок действий, а также осуществления всевозможных мероприятий конкурса <1>. Теоретическая и практическая значимость такого подхода заключается в признании социального характера института несостоятельности, создающего механизм урегулирования противоречий между субъектами отношений несостоятельности, неизменно возникающих в связи с недостаточностью имущества должника для погашения требований кредиторов.

--------------------------------

<1> См.: Бруско Б.С. Указ. соч. С. 28 - 29.

VI. Несостоятельность (банкротство) как форма юридической ответственности.

Сторонники данной концепции рассматривают признание субъекта банкротом в качестве вынужденного принудительного прекращения его деятельности, которое, с одной стороны, есть реализация максимально возможного риска, а с другой - наступление наивысшей степени ответственности субъекта, поскольку он отвечает самим своим существованием <1>.

--------------------------------

<1> См.: Предпринимательское право. Курс лекций: Учебник / Под ред. Н.И. Клейн. С. 77.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Данной норме ГК РФ соответствуют ст. 124 - 149 Закона о несостоятельности 2002 г., определяющие общий порядок проведения конкурсного производства. Конечной целью данной процедуры является ликвидация должника, признанного банкротом. Указанная ликвидация является мерой гражданско-правовой ответственности, предусмотренной действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве).

А.Б. Агеев в связи с изложенным отмечает: "Может показаться, что ликвидация несостоятельного должника не должна относиться к мерам гражданско-правовой ответственности, поскольку в данном случае речь не идет о применении мер имущественного характера. Однако меры гражданско-правовой ответственности не сводятся только к имущественным... Иными словами, меры гражданско-правовой ответственности могут носить и неимущественный характер. В этом случае основанием для применения названных мер служит не нарушение договорных обязательств или возникновение обязательств из причинения вреда, а прямое указание закона, в рассматриваемом случае - Закона о банкротстве" <1>.

--------------------------------

<1> Агеев А.Б. Банкротство как форма юридической ответственности // Законодательство. 2001. N 2. Заметим, что позиция данного автора основывается на точке зрения, имеющей место в науке гражданского права, согласно которой к мерам гражданско-правовой ответственности, предусмотренным ГК РФ, можно также отнести отказ в охране прав в случае злоупотребления ими (ст. 10 ГК РФ), ограничение дееспособности гражданина (п. 1 ст. 30 ГК РФ) и др. (см., напр.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. Т. I. С. 433 (автор главы - Е.А. Суханов)).

Не приводя детальной аргументации обозначенной позиции, отметим, что возможность применения в отношении должника процедуры конкурсного производства, ликвидационной по своей сути, доказывает исключительный характер института несостоятельности (банкротства), применение которого представляется необходимым лишь в тех случаях (исключительных), когда исчерпаны возможности обычного искового порядка разрешения конфликта между должником и кредиторами. Уточняя эту позицию, некоторые авторы утверждают, что "ликвидацию должника, признанного несостоятельным (банкротом), едва ли можно отнести к мерам гражданско-правовой ответственности, поскольку последняя предполагает возложение дополнительных обременений имущественной сферы правонарушителя посредством применения принудительной силы государства" <1>. В связи с этим делается вывод о том, что "банкротство предполагает организационную ответственность несостоятельного должника в виде ликвидации" <2>.

--------------------------------

<1> Бруско Б.С. Указ. соч. С. 49. Подобной точки зрения придерживается Е.Г. Дорохина, полагающая, что "в этом случае (в случае, если рассматривать правоотношение банкротства как меру юридической ответственности) происходит смешение принудительного исполнения обязанности с мерами юридической ответственности" (см.: Дорохина Е.Г. Природа правоотношения несостоятельности (банкротства) // Журнал российского права. 2006. N 5). Критикуя позицию А.Б. Агеева относительно определения сущности правоотношения банкротства как формы гражданско-правовой ответственности, А.С. Гутникова отмечает, что признание должника банкротом может и не быть результатом противоправного, виновного поведения лиц, ликвидация должника сама по себе не носит имущественный характер, и если ее рассматривать как санкцию, то она может быть отнесена к санкции личного порядка" (см.: Гутникова А.С. Правовое регулирование открытия и проведения конкурсного производства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9).

<2> Там же. С. 49.

Являясь комплексным институтом права, конкурсное право обладает рядом особенностей, вытекающих из привнесения публично-правовой составляющей в канву отношений несостоятельности.

Если возложение мер гражданско-правовой ответственности напрямую зависит от усмотрения управомоченного лица, то в рамках конкурса речь идет совершенно об иных основаниях применения ответственности.

Данное отличие проистекает из разницы в целях возложения ответственности: если в рамках гражданских правоотношений основной целью является защита интересов конкретного лица - участника имущественного оборота, то в рамках конкурса - и общества в целом, поэтому и размеры, и пределы ответственности строго регламентированы. Так, даже в том случае, если конкурсный кредитор откажется от заявленных требований о признании должника банкротом, это еще не будет означать завершение процесса банкротства, поскольку в конкурсный процесс вовлекаются не только частноправовые, но и публичные интересы.