Неоимпрессионизм
Событием последней выставки импрессионистов в 1886 г. стали не картины уже известных публике мастеров, а полотно «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» молодого художника ЖОРЖА-ПЬЕРА СЁРА (1859—91), приглашённого Камилем Писсарро. Новое течение в живописи, которое представлял Сёра, вначале причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, дивизионизмом и пуантилизмом.
Неоимпрессионизм (от греч. «неос» — «новый») — течение, связанное с импрессионизмом и развивающее его. Цель неоимпрессионизма — заключить живописную интуицию импрессионистов в рамки научного метода, гарантирующего от возможных ошибок. В понятии «дивизионизм» (от фр. division — «разделение») заключалась суть метода Жоржа Сёра, основанного на законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нужный цвет, соединяя световые лучи, — следовательно, художник может не пытаться смешивать этот цвет на палитре. Достаточно просто наносить составляющие свет цвета в определенных сочетаниях на полотно. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки. Поэтому технику неоимпрессионистов называют также пуантилизмом (от фр. point — «точка»).
Жорж Сёра родился в семье парижского зажиточного чиновника. Отец большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки). Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера - замкнутость, независимость и скрытность.
Закончив Школу изящных искусств, он предложил Салону в 1884 г. свое первое большое (два на три метра) полотно «Купание в Аньере» (128), сюжетом для которого послужила сцена отдыха рабочих на берегу Сены, в предместье Парижа. Художник стремился к идеальной красоте, гармонии линий и тонов, возвышающей простое событие до ритуального действа. Хотя при написании этого полотна Сера не использовал технику пуантилизма (которую еще не успел разработать), впоследствии художник дописал некоторые части картины, используя точки контрастных цветов, чтобы создать вибрирующий, светящийся эффект. Например на шляпу мальчика были добавлены точки оранжевого и синего цветов. Отвергнутое Салоном, полотно было выставлено в «Салоне независимых» и стало первым значительным произведением Сера. Моне назвал выставку «причудливым карнавалом мазил»!!! Дега называет пуантилизм мозаикой сумасшедшей обезьяны. Насколько мелок и узок творческий мир!» — подумал Сера. Как говорит насмешник Эдгар Дега, «чтобы не наплевали на ваш талант, надо встать в стаю». Но Жорж Сера не зубаст и не хочет в стаю... Сера думал: неужели в жизни не осталось места верности?.. Когда от Дега все отвернулись, а критики писали, что его балерины — лишь упитанные ляжки и грязные шиньоны, разве не пришел он к Сера и Синьяку за поддержкой? Тогда их метод казался ему перспективным. А Писсарро? Его величали «импрессионистом-огородником, специалистом по капусте». В поисках новых идей он тоже пришел к пуантилизму. Что ж, как пришел, так и ушел... Но зачем же поливать грязью старых друзей?
В течение следующих двух лет Сера работал над полотном «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» (129). Написанию картины предшествовало множество рисунков с натуры и живописных эскизов, запечатлевших поиски моделей и пейзажа. Главное отличие этой картины от «Купания в Аньере» было в изменившейся манере письма. В этой работе художник впервые использовал разработанный им новый художественный метод, основанный на законах спектрального анализа. Сёра отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. Эту технику часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термин «дивизионизм». Написанная мелкими мазками, картина словно выткана из огромного количества оттенков. Все фигуры расположены лицом к зрителю или в профиль. Позы скованны, лица не видны, однако бросаются в глаза детали: обезьянка, собачки, зонтики, трости, трубка и сигара. Застывший, словно по мановению волшебной палочки, пейзаж окутан странным, нереальным воздухом. На ее создание художник потратил почти два года.
Законченная работа, впервые показанная в 1886 г. на восьмой выставке импрессионистов, вызвала недоумение, восторг и споры. Критики назвали картину «манифестом живописи и знаменем новой школы». Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов; поэтому для обозначения созданного им метода возник термин «неоимпрессионизм».
Техника дивизионизма (пуантилизма) была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков. С оптической точки зрения Сёра изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Причем главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый декоративный эффект.
Его новая манера произвела в Париже фурор. У двадцатичетырехлетнего живописца неожиданно появились ученики и последователи, в числе которых оказался даже знаменитый Камиль Писсарро. Есть у Сёра и рисунки – «Портрет Эдмона-Франсуа Аман-Жана» (129а).
В последующие шесть лет Сера создал одну за другой несколько картин, отметивших этапы развития созданного им течения - «Натурщицы» (130) - Его новая картина представляет интерьер мастерской художника, в котором в трех различных позах изображена одна натурщица. На стене слева видна картина художника "Гран-Жатт" - своего рода цитата, эхо полемики двухлетней давности. В этой картине Сёра изменил манеру исполнения: теперь точки стали еще мельче и поставлены были еще плотнее друг к другу, «Парад» (131), «Канкан» (132) – критики назвали эту картину «детским изображением хореографических забав, просто уморительной мазней», «Пудрящаяся женщина» (133) – это портрет Мадлен. Поль Гоген, увидев на выставке эту картину, презрительно хмыкнул: — Надо же, в каком окружении мои полотна! Хотя, кто знает, может, будущее за этими картонками!.. — И театрально ткнул в работу Сера.
Значительную часть наследия Сёра составляют небольшие по размеру пейзажи - «Мост в Курбевуа» (134), «Порт-ан-Бессен» (135), «Сена в Гранд-Жатт» (136) и марины («Ла-Манш в Грандкамп» (137), «Маяк в Онфлере» (138) — с середины 1880-х гг. художник проводил летние месяцы на морском побережье, возвращаясь в Париж только с приближением зимы. Критики встретили картины Сера в штыки. Пейзажи заклеймили «антиживописной мешаниной».
Последняя картина Сера «Цирк» (139) не была закончена Сера. В этой картине художник решил использовать только три краски: желтую, красную и синюю. Все остальные оттенки он собирался получить из правильно подобранных точек этих цветов. Он показал её на выставке в виде эскиза, за что критика опять обрушилась на него. Этого удара он уже не вынес и через 9 дней умер.
Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, — вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех - товарищами».
Скрытность Сера распространилась и на его личную жизнь. В 28 лет году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Как юная Мадлен была хороша! Такие пышные красавицы только на картинах Ренуара встречаются. Как тут устоять? В его годы художники Монмартра флиртуют напропалую, но Жорж был робок с женщинами и опыта общения с ними почти не имел. Да и откуда? Вся его жизнь ушла на поиск "верного разделения цвета и научно обоснованной манеры живописного письма». Именно такую задачу Сера поставил перед собой еще в пятнадцать лет. С тех пор юноша не только рисовал, но и изучал оптику, химию, физику.
Сера скрывал роман и от друзей, и от родных. Сотни раз он уговаривал себя, что обязан жениться на Мадлен Кноблох, но так и не убедил... В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сера дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, — Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали. Сера не был счастлив – его избранница оказалась весьма сварливой и глупой женщиной, абсолютно не интересующейся живописью. И как только они вообще могли сойтись — такие разные? Ее интересовала только она сама. В квартире вечно валяются разбросанные корсеты и сантиметры всех цветов радуги — Мадлен по десять раз на дню меряет талию, сверяясь с цифрами в модных журналах. В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сера «сгорел» — как предполагается, от менингита. Прожил он всего 32 года.
Сёра был очень оригинальным теоретиком и, несмотря на раннюю смерть, успел создать новое направление в живописи, сразу же завоевавшее популярность и признание. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер.
Отойдя от импрессионизма, неоимпрессионизм превратился в художественное течение, отразившее одну из сторон творческих поисков конца XIX в. Благодаря интеллектуальности и новому подходу к технике живописи он превратился в значительное явление искусства и оказал влияние на художественную жизнь XX столетия.
Самым рьяным последователем Жоржа Сёра стал ПОЛЬ СИНЬЯК (1863—1935), (139а) с именем которого связано дальнейшее существование неоимпрессионизма. Этот художник был его пропагандистом, написал несколько статей и до конца жизни оставался верен его принципам.
Поль Синьяк родился в 1863 г. в Париже в семье процветающего владельца шорной лавки, художника-любителя. Унаследовав после смерти отца значительное состояние, решил посвятить себя живописи. Синьяк не получил систематического художественного образования, будущий мастер учился живописи, главным образом, копируя полотна старых мастеров в Лувре. После посещения нескольких выставок импрессионистов Синьяк начинает подражать манере Клода Моне. В 1884 г. Синьяк выступил одним из инициаторов создания Общества независимых художников, а также организатором его ежегодных выставок, получивших название «Салон Независимых». На первой выставке общества он познакомился с Жоржем Сёра, с которым тесно подружился. Синьяк с энтузиазмом воспринимает стремление Сёра синтезировать достижения импрессионистов в области цвета с новыми научными открытиями в оптике - «Резервуары для газа в Клиши» (140). Возглавив после смерти Сера группу неоимпрессионистов, Синьяк в дальнейшем верно следовал ее творческим принципам. Работал мастер в различных жанрах - «Натюрморт с книгой и апельсинами» (141), «Завтрак» (142) - В пейзаже Синьяк непосредственнее и искреннее, чем в фигурных композициях, где его живописный темперамент в большей степени скован программными установками и теориями. Фигуры людей в картине «Завтрак» кажутся навеки застывшими в своих позах, здесь все неподвижно, даже свет и воздух, и само время словно остановилось..
Однако лучшими его работами являются морские пейзажи, пленяющие не только красотой, но и знанием темы - «Мыс Ломбар» (143), «Дорога в Сен-Тропезе» (144). Дело в том, что Синьяк был заядлым мореходом. Сменив за свою долгую жизнь тридцать две лодки, Поль избороздил атлантическое и средиземноморское побережье Франции, плавал у берегов Бельгии, Голландии, Англии, Италии и даже Турции. Побережья, гавани, порты, корабли и лодки написаны им с любовью и преклонением перед водной стихией - «Тихий вечер в Конкарно» (145). Одной из лучших марин Синьяка считается полотно «Красный буй» (146), названное критиками из журнала «Искусство модерна» «песней света и солнечного бытия». Синьяк писал также виды Парижа и других городов, при этом неизменно старался ввести в свои картины воду с зыбкими, многоцветными, искрящимися отражениями - «Дома в Сен-Тропезе» (147). «Сухопутные» пейзажи в творчестве мастера относительно редки - «Бульвар Клиши в Париже» (148). В этой группе нередко присутствует мотив зонтичной сосны (пинии). Одна из лучших картин этой серии — «Большая сосна в Сен-Тропезе» (149). Творчество Синьяка — пример поразительной последовательности. Более полувека он трудился в искусстве, и все это время горячо исповедовал неоимпрессионизм. Художник исполнял свои полотна, скрупулезно и методично заполняя картинную плоскость строго упорядоченными небольшими мазками, напоминающими точки - «Женщины у колодца» (150). Особое место в наследии Синьяка занимают труды по искусству. Он автор книги «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899). Его перу принадлежит монография, посвященная пейзажисту Йонгкинду (1927), а также ряд предисловий к каталогам выставок художников различных направлений.
Неоимпрессионизм как художественное течение отразил одну из сторон творческих поисков конца XIX в. Интеллектуальность и новый подход к технике живописи не только превратили его в значительное явление искусства, но и позволили ему влиять на художественную жизнь начала XX столетия.