Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ch2

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
164.22 Кб
Скачать

ной российской ситуацией и довел их до логического конца, дав картину ужасающих последствий социального неравенства в обществе. Критика полицейско-бюрократической системы венча- лась призывом к свержению самодержца. Революционный эффект книги был усилен событиями Французской революции, с ходом которой совпадало ее появление. Екатерина II отправила Радищева в ссылку в Сибирь, из которой его в 1896 г. вернул Павел I. Александр I вернул Радищеву все права и привлек к работе над законами. Начало либерального царствования обмануло Радищева, но не надолго: раньше многих иных он понял тщетность надежд на совершенствование, ограничение самодержавия в Россия и в 1802 г. добровольно ушел из жизни.

Николай Иванович НОВИКОВ (1744–1818) начал свою общественную деятельность как журналист. На страницах журналов «Трутень» и «Живописец» выступил с критикой темных сторон русской жизни: невежества, лености, социальной несправедливости, эксплуатации крестьян – так рано проявилась обличительно-социальная направленность деятельности Новикова. Идею равенства людей он выводил из христианства. Новиков разделял общие антиклерикальные настроения, но при этом постоянно подчеркивал связь своих взглядов с христианством.

Центральный интерес и предмет забот Новикова составлял человек; его гармоническое бытие в реальном мире, его внутреннее благополучие Новиков связывал не с успехами разума, а с нравственным состоянием. Новикова следует отнести к русским гуманистам, взгляды которого выражают все особенности бытования гуманистических идей в России. Русский гуманизм проповедовал первенство морали над разумом и основное значение в становлении и развитии личности отводил нравственным нача- лам. При этом Новиков оставался чрезвычайно религиозным че- ловеком. Все проблемы совершенствования человека, его жизни, а также проблемы общества он связывал с религиозно-нравствен- ными ценностями христианства.

Нравственные искания были характерны в первую очередь для русского масонства, поэтому не случайно Новиков приобщился к масонской тайне и с 80-х гг., когда центр масонства переместился в Москву, стал во главе московского масонства. Основная задача общества заключалась в деятельном исправлении природы человека, а в дальнейшем и общества путем нравственного самосовершенствования каждого человека в поле истинного

74

христианства, деятельной взаимопомощи и филантропии. Русское масонство можно отнести к общественным религиозно-эти- ческим течениям в России второй половины XVIII в.

Популярность масонства объясняется тем, что в нем общество нашло защиту от церковного диктата и распространявшегося нигилизма одновременно. Масонство удовлетворяло таким образом потребность внецерковного религиозного самоопределения, поощряло религиозные искания человека в лоне христианства: поиски внутренней церкви, истинного христианства, поиски путей непосредственного общения с Богом. Масонство соответствовало секулярным процессам, проходившим в русском обществе. Его питали реакция на нравственное оскудение официальной церкви, с одной стороны, и нравственный разлом в обществе, с другой, поэтому в русском масонстве доминировали религиозно-нравственные искания. В рамках масонской системы розенкрейцерства русские масоны развивали религиозно-философскую доктрину, тесно связанную с натурфилософией, которая в свою очередь отдельными сторонами смыкалась с оккультизмом.

Хотя масонство и вызывало острую неприязнь православной церкви, само же оно реально существовало в традициях православия, правда, рассматривая церковный обряд как внешний и подготовительный шаг к истинному религиозному откровению. Масонство делало упор на внутренней религиозности, сосредотачивало внимание верующего на мистическом богопознании, развивало учение о сокровенной жизни человека, о внутреннем и внешнем человеке, о внутренней церкви. Масонство раскрывало ценность духовной внутренней жизни человека и призывало к сосредоточению на внутренней жизни.

В философском плане масонская доктрина концентрировала внимание на человеке, но человеке, в совершенствовании своем стремившемся к Богу. Потому масонство как идейно-философс- кое течение неоднозначно, оно воплотило элементы теологизма и антропоцентризма. Это именно «светская религия». На бесконечном пути к Богу на первом плане сосредотачивались проблемы самопознания, формировались понятия личностной самодостаточности. Масонство воспитывало культуру рефлексии, расширяло интеллектуальные запросы общества, вводя в читательский оборот массу до сих пор неизвестной западноевропейской рели- гиозно-мистической и философской литературы.

75

Основными источниками масонства были западные мистикипантеисты: Я.Беме, Экхарт, Сен-Мартен, Пордечь, И.Арндт, Ф.Кемпийский, Э.Сведенборг, К.Эккартскаузен и др. Нельзя сказать, что в русском масонстве была сильна творческая переработка европейской религиозно-мистической литературы. Эклектизм является отличительной особенностью масонской доктрины, акценты которой менялись в зависимости от внутренних условий, национальных и социально-политических особенностей государства.

7. Русское старчество

Волна обмирщения и секуляризации, охватившая русское общество, не могла не затронуть глубинные творческие силы церкви. С упразднением патриаршества русская церковь вступала в качественно иной этап своего существования: церковь потеряла свой, если не совершенно независимый, то формаль- но-независимый голос и окончательно вошла в подчинение светской власти. До конца XVII в. государственную политику определяла церковная идея «Москва – Третий Рим». Петровские преобразования положили начало формированию новой, светской, национальной идеологии молодой и сильной России-империи.

Церковно-политическая идеология уходит в прошлое, церковь вынуждена осмыслить свою новую роль в государстве и обществе. Наиболее творческие силы церкви, развивающие монастырскую духовную традицию преп. Сергия Радонежского, Нила Сорского, заволжских старцев, приходят к осознанию мистического предназначения церкви. Они преодолевают религиозно-политические претензии, внутренне отходят от верховной власти, сосредотачи- вая церковное сознание на внутренней духовной жизни церкви, на ее мистическом призвании служить преображению мира.

Наиболее яркими представителями переломных процессов внутренней церковной жизни были св. Тихон Задонский и старец Паисий Величковский. Св. Тихон ЗАДОНСКИЙ (1724–1782) на 41 году жизни оставил епископство в Воронеже и ушел в Задонский монастырь монахом-отшельником. В книге «Сокровище духовное, от мира собираемое» он выразил стремление духовного служения миру и преображения мира силою мистического напряже-

76

ния. В преображении жизни он видел главную задачу церкви. Это путь духовного делания, подвижничества в миру. Св. Тихон Задонский воплотил опыт «живого богословия». Его сокровенные беседы и сочинения давали «живое ощущение света Христова в мире» (Зеньковский). Его идеи оригинальны, он органично воспринимал как мотивы западной мистики, в частности, особо по- читаемого им И.Арндта, так и восточнохристианской.

В русском старчестве сосредоточились творческие силы русской церкви; часто направленность их духовной жизни не совпадала со способом существования церковной иерархии. К пустыням в поисках духовной поддержки стекались и интеллигенция, и народ. Одним из ярких представителей русского старчества XVIII в. был пр. Паисий ВЕЛИЧКОВСКИЙ (1722–1794). Иноком он ушел через Молдавские скиты на Афон и там приобщился к восточнохристианской мистической традиции, полу- чил прекрасное богословское образование. От Паисия Велич- ковского идет традиция русского старчества, он возрождает монашество в России как род духовного подвижничества. Стар- чество посвящает себя устроению духовной жизни человека. Старчество XIX в. уже тесно связано с религиозной русской философией, с религиозно-нравственными исканиями русской интеллигенции.

***

Таким образом, развитие философских идей в России в XVIII в. мы рассматриваем в нескольких срезах.

Во-первых, это так называемая академическая философия, философия, представленная курсами духовных академий и университета. Проблема на сегодняшний день далеко не разработанная, но, очевидно, до творческого развития философии уровень академической науки был далек. Философские курсы академий и университета положили начало собственно философии.

Во-вторых, специфичность общественного развития определила российскую ситуацию в области философствования, когда реальную значимость философии имеют мораль, проповедь, мировоззрение. Идеи, волновавшие общество XVIII в. и соответствовавшие уровню его общественного сознания, составили дру-

77

гой источник развития русской философской культуры. Здесь

истоки религиозно-нравственной и историософской детерминанты отечественной философии.

Третья линия развития русской философии, в конце XIX в.

соединившаяся с первыми двумя, шла в русле религиозной, рели- гиозно-мистической традиции. Отчасти она опиралась на право-

славную церковную догматику, но и продолжала развивать ре-

лигиозно-мистические и мистико-пантеистические идеи.

Эти три линии русской философии, определяющие философскую культуру России XVIII в., а именно академическая

школа, социальное философствование и религиозная философия, будут развиваться и в XIX в.

Библиография

1.Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX–XX вв. Л., 1989.

2.Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.

3.Русская философия второй половины XVIII в. Свердловск, 1990.

4.Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952.

5.Ничик В.М.Феофан Прокопович. М., 1977.

6.Кашуба М.В. Георгий Конисский. М., 1979.

7.История философской мысли в Московском университете. М., 1982.

8.Уткина Н.Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII в. М., 1971.

9.Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971.

10.Макагоненко В.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII в. Л.; М., 1951.

11.Радлов Э.Л. Гельвеций и его влияние в России. Пг., 1917.

12.Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.

13.Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI– XVIII веках. М., 1963.

14.Шкуринов П.С. Философия России XVIII в. М., 1992.

15.Donnert E. Politische Ideologie der russischen Gesellschaft in Ara der anfgeklarten Absolutismus. B., 1976.

16.Walicki A. A history of Russian thought from the Enlightenment to Marxism. Stanford, 1979.

17.Marker G. Publishing, printing and the origins of intellectual life in Russia 1700– 1800. Princeton, 1985.

18.Hartel H.-J. Byzantinisches Erbe und Orthodoxie bei Feofan Procopovic. Wurzhug, 1970.

78

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]