Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
300.56 Кб
Скачать

С.Л. Рыков

д.п.н., зав. кафедрой гендерного образования Современной гуманитарной академии

ЛИЧНОСТНАЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХЖЕНЩИН В ВОЕННО-

СОЦИАЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Анализ социальных процессов в современном обществе показывает, что место и роль женщин в социальных институтах радикально меняется в сторону расширения сфер их самореализации. Женщины все активнее проявляют себя как субъекты социальных, политических, профессиональных, семейных и личностных отношений. Только за 2005–2006 гг. президентами различных стран избрано четыре женщины: Ангела Меркель в Германии, Мишель Бачелет в Чили, Тарья Халонен в Финляндии и Эллен Джонсон-Серлиф в Либерии. Американская газета «The Sun» опубликовала в августе 2006 г. результаты исследования, в которых был сделан прогноз, что через 15 лет число женщинмиллионеров на планете превысит аналогичное число мужчин.

Усиление роли женщин касается и Вооруженных Сил России, в составе которых служат уже более 500 тыс. женщин, что равно населению таких крупных областных городов, как Курск, Мурманск или Иваново. Процесс феминизации армии усиливается и в связи с тем, что в молодежной среде среди подростков еще достаточно сильно ощущаются следы перехода к ры-

169

ночным отношениям в нашей стране, когда само слово «патриот» было ругательным, а такое проявление патриотических чувств, как служба в армии, считалось «слабостью» и «неумением решить проблемы». Но ниша молодых уклонистов в армии не пустует. Их место сейчас занимают женщины. Что же заставляет женщин идти в армию? Каковы мотивы их военнопрофессиональной ориентации? Проведенный анализ поступления на военную службу женщин показал, что основными элементами их мотивации являются следующие (рис. 1):

1 – возможность получить жилье – 3 %; 2 – более ранний выход на пенсию в 45 лет – 7 %;

3 – возможность устройства личной жизни (замужество) – 12

%;

4 – бесплатное медицинское обеспечение – 7 %;

5 – относительно высокое денежное содержание и льготы –

13 %;

6 – чувство долга перед Отечеством – 4 %; 7 – возможность самореализации себя как личности – 27 %; 8 – возможность трудоустройства - 19 %; 9 – возможность служебной карьеры – 8 %.

30

25

20

15

10

5

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

170

Рис. 1. Мотивы поступления на военную службу женщин

Если говорить о структуре профессиональной занятости женщин-офицеров, то в основном они представлены в медицинской службе (74,7%), каждая десятая – военный переводчик (11,3%), в войсках связи служат 8,7%, в финансовой службе – 3,8%. Незначительное представительство женщин среди преподавателей и научных сотрудников – 1,5% от общего количества всех женщин-офицеров. Всего же женщины могут служить в отечественных Вооруженных Силах по 172 специальностям.

Целенаправленное исследование ценностномотивационной сферы 1257 военнослужащих-женщин в 7 областях России по возрастному признаку показало ее выраженную динамику (табл. 1). Для большинства представительниц старшего поколения работа и семья являются главными ценностями жизни. Для женщин 25–30 лет приоритетными жизненными ценностями являются друзья и деньги. При этом 37% воен- нослужащих-женщин до 30 лет с достаточно высоким уровнем образования выразили большую по сравнению с женщинами 30–45 лет (12%) неудовлетворенность малосодержательным характером их профессиональной деятельности, не позволяющей развиваться личностно и профессионально.

Таблица 1.

Ценностные ориентации военнослужащих-женщин по возрастному признаку, %

Возрас-

 

Жизненные ценности военнослужащих-женщин

тные

 

 

 

 

 

 

 

се-

 

рабо-

дру-

свободное

деньги

здоро-

группы,

 

мья

 

та

зья

время

 

вье

лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До 25

11

 

2

21

9

42

5

25–30

30

 

13

11

7

21

18

30–35

32

 

15

10

6

16

21

 

 

 

 

 

 

 

 

171

35–40

33

14

8

4

18

23

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, в ходе проведенного исследования выявлено, что ценностные ориентации у военнослужащих-женщин более динамичны, чем у их коллег-мужчин, и они подвержены влиянию «волнового закона ценностных идеалов»: в различные периоды жизни и при различных условиях деятельности эти ориентации более активно детерминируются фазами «вызревания», «актуализации», «кульминации», «затухания» и «нейтрализации»1.

Исторический экскурс. Анализ участия женщин в воинских формированиях различных общественных систем показывает,

что «ткань истории женщин соткана не менее плотно, чем ткань истории мужчин»2. Традиция участия женщин в воинских формированиях государств идет с давних пор и не является феноменом XXI в. Участие женщин в делах армий мира эволюционизировало в ходе нескольких исторических этапов, трансформируясь от гетеризма3 «походных подруг» в рабовладельческом обществе, материально-бытового обеспечения «обозных женщин» в феодальном обществе, частичного участия в профессиональной воинской деятельности в ходе индустриального (капиталистического) этапа к позициям эгалитарного под-

1 См.: Вовченко О.М. Ценностные ориентации современной молодой женщины: Автореф. дис. канд. фил. наук. М: Институт молодежи, 1991; Чернова И.И. Социальное восприятие духовных ценностей современными женщинами: Дис. канд. социол. наук. М.: АОН, 1991; Рыбцова Л.Л. Теоретико-методологические подходы к анализу ценностных ориентаций женщин // Российская женщина: пять лет спустяЕкате-

ринбург, 1999. С. 7–14.

2Бок Г. История, история женщин, история полов // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М.: МЦГИ, 2000.

3Гетера – буквально в переводе с греческого «подруга» – специально образованная и обученная культуре общения незамужняя женщина, выполняющая наряду с сексуальной функцией семейно-бытовые и духовно-рекреативные обязанности, в том числе и в ходе военных походов.

172

хода4 к военно-профессиональной деятельности в современных условиях5. Документально установлено, что в древнем Китае отряды женщин охраняли императора6. Применительно к европейским армиям начальный период участия женщин в военных походах можно отнести к временам Пелопонесской (431–404 гг. до н.э.) и Коринфской (395–387 гг. до н.э.) войн. Уже в IV в. до н.э. в Афинах и Спарте женщины присутствовали в вооруженных формированиях греческих войск.

Первые сведения о женщинах-воительницах, отраженные в исторической литературе, связаны с амазонками7. Упоминания об амазонках имеются уже у древнегреческого историка Геродота (ок. 490– 425 гг. до н.э.) в описании войны между ними и древними греками-эллинами8. География распространения «женских военных поселений» достаточно широка: от Южной Америки с Ливией до Персии с Новой Гвинеей. На территории нынешней России, по данным древнегреческого географа и историка Страбона (63–23 гг. до н.э.), амазонки были в районах Ростовской области9, Пятигорска и предгорьях Кавказа у реки

4Эгалитаризм (от франц. еgalite – равенство) – совокупность взглядов, отражающих равенство мужчин и женщин в определении условий и специфики социальной и профессиональной самореализации и развития личности.

5См.: Понуждаев Э.А. Феминизация общества и армии: сущность, содержание, социальный механизм. Монино: ВВА им. Ю.А. Гагарина, 1999. С. 131.

6Великанова М. Хранительницы тел // Московский комсомолец. 2000. 30 сентября. С. 7.

7В некоторых источниках (включая «Британскую энциклопедию» и наш Словарь Брокгауза и Эфрона) утверждается, что термин «амазонки» происходит от слов «а» – без и «мазон» – грудь, что означает «безгрудые» (по преданию, амазонкам при рождении выжигали правую грудь, чтобы она не мешала стрельбе из лука).

8Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. 5-е изд. / Пер. с нем. В.И. Рамма. СПб.: Изд-во Южно-Русского книгоиздательства Ф.А. Йогансона, 1898. С. 402–403.

9Подтверждено последними археологическими раскопками, см.:

173

Терек10.

Участие женщин в военных конфликтах. Проблема «жен-

щина на войне» является одной из наименее изученных и противоречивых по методологической постановке в отечественной науке. Исходя из этого, научно-теоретический и методологический анализ профессиональной самореализации военнослу- жащих-женщин в районе боевых действий мы проводили на основе трех основных теорий: теории малых групп (Р.Л. Кричевский), теории гендерной идентичности (З. Фрейд) и теории гендерноролевой сегрегации11 (Ш. Берн).

Сам по себе вопрос профессиональной самореализации женщин в период войн и военных конфликтов ставился достаточно давно. В греческой культуре мы находим первые факты научной постановки гендерных проблем воинской деятельности. Так, Платон отмечал важность присутствия на поле брани близких по духу для мужчин женщин как средство психологической поддержки: на глазах у любимых, утверждал Платон, воин будет неспособен отступить, проявить малодушие и тем более покинуть поле сражения12. Он также обосновывал необходимость дифференцированного подхода к учету природных задатков человека в общественно-полезной деятельности независимо от принадлежности пола: «А разве иная женщина не имеет способностей к ... военному делу, тогда как другая совсем не воинственна?»13. Исходя их этого, Платон не только допускает, но и

Аверьянов А. Амазонки жили на Дону // Вечерний Ростов. 1997. 8 февраля. С. 1.

10Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Антропологическое исследование: 5-е изд.; перераб. / Пер. с нем. В.И. Рамма. СПб.: Изд. Южно-Русского книгоиздательства Ф.А. Йогансона, 1899. С.

11Под гендерно-ролевой сегрегацией понимается распределение социальных ролей по половому признаку.

12См.: Платон. Избр. диалоги. М., 1965. С. 130.

13Платон. Государство // Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. С.

174

считает необходимой совместную воинскую деятельность мужчин и женщин, чтобы «они вместе стояли на страже государства, раз они на это способны»14.

В письменных источниках древних цивилизаций Греции, Индии и Рима упоминается о том, что у кельтов, германцев, сарматов и иных индоевропейских народов женщины не только выполняли функции материально-бытового и сексуального сопровождения, но и непосредственно участвовали в боевых действиях, оказывая целенаправленное морально-психологическое воздействие на воинов-мужчин. Некоторые из них даже возглавляли воинские формирования. В работе «О происхождении германцев и местоположении Германии» отмечается, что «неоднократно дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться женщины»15. Римский историк Тацит (ок. 58–ок. 117) в «Анналах» описывает кельтское войско, противостоящее римлянам. В его составе было много женщин. И это настолько сильно потрясло римских солдат, что они, впервые встретившись с женщинами в бою, «словно окаменев, подставляли свои неподвижные тела под сыплющиеся на них удары»16. Кроме того, нахождение во время военных походов мужчин их жен, по мнению Томаса Мора, являлось «предпосылкой высокой боеспособности армии»17. На аналогичную тенденцию указывали и при ведении оборонительных боев: «Во время осады женатые солдаты выглядят более предпочтительно и готовы выполнять обязанности более тщательно, нежели холостяки», – свидетельствовал очевидец военной организации феодальной эпохи18.

251.

14Там же. С. 252.

15Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Соч.: В 2-х т. Т. 1. Л.: Наука, 1969. С. 357.

16Тацит Корнелий. Анналы // Соч.: В 2-х т. Т. 1. С. 265.

17Мор Т. Утопия // Утопический роман XVI–XVII веков. М. : Худ. литера-

тура, 1971. С. 123.

18См.: Понуждаев Э.А. Социально-философские проблемы адаптации

175

У сарматов, населявших Центральную Азию с V в. до н.э. по II–IV вв. до н.э., все молодые девушки были обязаны участвовать в боевых действиях, поскольку «они не могли выходить замуж до тех пор, пока не убьют в бою врага»19.

Родиной феминизированной армии является Англия. Именно здесь в 1653 г. появились первые женские военные госпитали, состоящие из жен солдат и рассчитанные на 350 раненых. Они имели в своем штате 29 женщин20. А в 1917–1919 гг. в составе английских вооруженных сил были сформированы Женские королевские военно-воздушные силы, Королевский вспомогательный корпус ВМФ и Женский легион секции автотранспорта в количестве 100 тыс. человек21.

В России образ женщины-воина имеет давнюю историческую традицию. Н. Карамзин в «Предании веков» отмечает, что уже в 626 г. н.э. древние византийские летописцы свидетельствовали: при осаде Константинополя греки находили между убитыми русичами женщин в доспехах. В.И. Немирович-Данченко в книге «О русских женщинах» пишет о том, что «первобытные славянки неожиданно пугали врагов во время боя, неистово, с мечами в руках врываясь между сражающимися»22. Княгиня Ольга, которую в «Книге Степенной царского родословия» называли «праматерью всех князей русских», имела в Киеве свою дружи-

женщины к военно-авиационной деятельности: Метод. пособие. Мони-

но, 1994. С. 10.

19См.: The New Encyclopedia Britannica.Vol.18. Chicago: University of Chicago, 1988. P. 691.

20См.: Robinson G. Wounded Sailors and Soldiers in London during The First Dutch War (1652–1654 ) // History Today. 1966. Vol. 16. 1. P. 38–47.

21См.: Mitchel D. Women on the Warpach. (The Story of Women of the First World War.) L.: Cape, 1966. P. 221–222.

22Немирович-Данченко В.И. О русских женщинах: Приложение к книге // Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина. Ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов Земного шара. СПб., 1885. С. 641–

176

ну и успешно осуществляла военные походы против непокорных соседей. Предания о ростовских князьях повествуют о женщинах

– княжне Феодоре Пужбольской и Дарье Ростовской, дочери князя Андрея Федоровича, доблестно сражавшихся вместе с мужчинами на Куликовом поле23.

Первый документ, касающийся службы женщин в армейских подразделениях, зафиксирован в России в петровскую эпоху. Именно в это время в Уставе воинском 1716 г. (глава 34) было закреплено право женщин на службу в армии в военных госпиталях.

Однако до середины XIX в. женщины России, в основном, не принимали активного участия в боевых действиях армейских подразделений и не носили оружия. Исключения составляли показные формирования из женщин, отражающие капризы российских императриц. В 1787 г. к визиту Екатерины II в Таврию в Балаклаво-греческом батальоне генерала Чанони из 100 «благородных жен и дочерей господ офицеров» по приказанию светлейшего князя Г. Потемкина была сформирована «амазонская рота», которой командовала Елена Ивановна Сарандова24. Но это формирование носило скорее экзотический, чем военный характер.

В связи с тем, что в боевых частях женщинам служить не разрешалось, многие из них из патриотических соображений «прорывались» в армию под мужскими именами и фамилиями. Так, в конце XVIII в. под именем убитого брата Александра ротой улан командовала Саша Тихомирова, прослужившая в кавалерии 15 лет. Первая российская женщина-офицер, дочь гусарского ротмистра Надежда Александровна Дурова в 1807 г. поступила юнкером в Конно-Польский уланский полк под фамилией Соколов. Российские женщины, награжденные в годы

23См.: Иванова Ю.Н. Женщины России в войнах Отечества. С.8.

24См.: Армия и культура. 1993. 3. С. 21–23.

177

Первой мировой войны орденом св. Георгия, получили такую возможность лишь в образе мужчин. З.Ф. Смирнова при вручении числилась как унтер-офицер Евгений Макаров, Е.К. Цебржинская – под фамилией Цетнерского в должности фельдшера 186-го Асландузского пехотного полка. Ольга Шидловская – как блестящий гусар 4-го Мариупольского полка Олег Шидловский, у которого два брата служили в 102-м Вятском пехотном полку. Антонина Пальшина – кавалер двух Георгиевских крестов

– воевала в 9-й сотне кавалерийского полка Кубанской дивизии и 7-м пехотном Севастопольском полку под именем Антона.

Целенаправленное изучение опыта моральнопсихологической подготовки советских войск в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. свидетельствует о том, что в целях формирования боевого духа мужчин в ходе боя в состав «мужских» подразделений вводили наиболее подготовленных в боевом отношении женщин, которые своим личным присутствием не позволяли мужчинам проявлять слабость духа. «Фронтовые источники показывают, – отмечает в своем исследовании В.Я. Слепов, – что там, где среди воинов находилась женщина, мужчины вели себя более мужественно и смелее в сложной ситуации боя»25. Ярким примером таких ситуаций может служить факт ввода в состав танкового десанта в тыл врага в 1942 г. комсорга батальона Героя Советского Союза М.С. Демидовой, которая лично выбирала добровольцев для опасного рейда26. Большой воспитательный эффект на мужчин производили также встречи женщин 586-го, 587-го и 588-го авиационных полков с мужчинамиофицерами. «Наша часть ПВО, – вспоминает в этой связи Н. Журавлев, – была по соседству с женским авиаполком Героя Советского Союза М. Расковой. Мы часто с восхищением слушали отважных летчиц, и это сильно влияло на нашу дисциплини-

25См.: Слепов В.Я. Воспитание у советских воинов коммунистического отношения к женщине: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1966. С. 43.

26Там же.

178

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]