Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

13

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
179.52 Кб
Скачать

В.И. Бодруг-Лунгу

д.ист.н., доцент кафедры педагогических наук Молдавского государственного университета, президент «Гендер-Центра»

ГЕНДЕРНЫЕ

СТЕРЕОТИПЫ И ИЗМЕНЕНИЕ

ПОВСЕДНЕВНОСТИ (ОПЫТ МОЛДОВЫ)

Республика Молдова находится на сложном этапе своего развития. Политические и социально-экономические трансформации по-разному влияют на жизнь людей, вынуждая пересматривать и приспосабливаться или отстаивать общественные и личные нормы, ценности, традиции, отношения. Серьезному переосмыслению подвергаются и гендерные отношения.

В обществе наблюдается определенная конфронтация старых, традиционных ценностей и идей (отстаивающих патриархатные отношения) с новыми, современными (нацеленными на гендерное равенство). Однако патриархатные гендерные стереотипы демонстрируют чрезвычайную живучесть, их прочное укоренение в сознании большинства людей способствует их активному воспроизводству из поколения в поколение, ограничивая возможности самореализации личностей мужчин и женщин. В то же время радикальные социальноэкономические изменения в обществе ведут к определенным трансформациям гендерных стереотипов.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать, как изменение повседневности влияет на существующие гендерные стереотипы в сфере семейных отношений, как складывается

219

процесс гендерной социализации мужчин и женщин в Молдове.

Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные преставления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения

исоциальных ролей1. Специалисты предлагают объединить описываемые в литературе гендерные стереотипы в три группы2.

Первая группа гендерных стереотипов – это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. Традиционно считается, что «нормальная» женщина должна выйти замуж и иметь детей

ичто все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни – дом, рождение детей, ответственность за взаимоотношения в семье. Мужчинам же предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различия-

1См.: Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика. 1992. С. 16.

2См.: Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004.

220

ми в содержании труда. Традиционно считается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер и составляет экспрессивную сферу деятельности. Мужчинам же отводится инструментальная сфера деятельности, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.

Исходя из того, что для большинства женщин и мужчин жизнь проходит в основном в рамках семьи и на работе, а также учитывая тот факт, что семья все еще является основной ячейкой общества, попытаемся на отдельных примерах рассмотреть влияние гендерных стереотипов на жизнедеятельность в данной сфере.

Прежде всего следует отметить, что семья выступает и в качестве субъекта, и в качестве объекта процесса гендерной социализации. С одной стороны, семья является важным инструментом гендерной социализации своих членов и очень часто напрямую способствует воспроизводству гендерных стереотипов в обществе. В то же время семья испытывает на себе результаты данного процесса. В повседневной семейной жизни часто происходит несовпадение ролевых ожиданий и ценностных ориентаций, приводящих к конфликтам между супругами. Причем чем более независимо и самостоятельно пытается жить женщина, выходя за рамки традиций, тем острее переживаются эти конфликты.

Многие эксперты считают, что в Молдове семья (традиционная) находится сегодня в кризисном состоянии. Выражается это, прежде всего, в снижении количества браков (7,0 нa 1000 граждан) и в высоком уровне разводов (4,1 нa 1000 граждан), снижении рождаемости (более чем на 50% в 1990–2003 гг.), росте количества детей рожденных вне брака (около 25% в 2003 г.)3, росте количества монопарентальных семей и гражданских браков, увеличении случаев домашнего насилия и др. Некото-

3 Матей К. Международный день народонаселения и развитие демо-

графических политик в Молдове // Univers Pedagogic. 2005. 2. С. 20– 21.

221

рые связывают эти процессы с существующими политическими

исоциально-экономическими проблемами в стране, другие склонны связывать их с эмансипацией женщин, с вопросами гендерного равенства. Это своеобразный симбиоз формального признания необходимости гендерного равенства в контексте прав человека и, в то же время, ссылки на необходимость вернуть женщину в семью и, соответственно, укреплять ячейку общества, традиции. В дискурсах представителей различных культур доминирует тема женщины-матери, семьи. Сам факт обсуждения данной темы представляется важным, но необходимо также принять во внимание, что происходит это опять-таки за счет повышения требований к женщинам, практически переноса на них ответственности за проблемы общества.

Возрастающая роль и влияние церкви в жизни общества, с одной стороны, способствует консолидации общества, но относительно гендерного равенства воспроизводит патриархатные стереотипы и дискриминацию4. Вопросы гендерного равенства рассматриваются как посягательство на целостность семьи, эмансипация женщин представляется как причина девальвации семейных ценностей. Женщинам вменяется в вину желание быть более независимыми от мужчин, совмещать профессиональные и семейные обязанности, требование к мужчинам

– активнее участвовать в воспитании детей, в домашней работе

идр.

Среди наиболее распространенных стереотипов в сфере семейных отношений является утверждение, что «мир женщины – дом, а дом мужчины – весь мир». Традиционное разделение труда внутри семьи закрепляет за мужчиной ведущую роль – главы семьи, кормильца, добытчика, а жене отводится подчиненная роль – «хранительницы домашнего очага». Общеизвест-

4 Следует отметить, что большое влияние на содержание современных гендерных стереотипов все еще оказывает христианская традиция, рассматривающая женщину как источник зла, как носительницу греха.

222

но, что работники продают свою рабочую силу на рынке труда в обмен на зарплату. Домашний же труд, которым в основном занимаются женщины, непосредственно на зарплату не обменивается, и это создает основу для его мистификации, способствует живучести представлений о том, что домашний труд не является, собственно, трудом, что главная роль в семье принадлежит тому, кто приносит в дом заработанные деньги. Учитывая, что традиционно (исторически) в роли работников преимущественно выступали мужчины, это задавало «главенство» мужчинам и создавало определенную семейную иерархию власти и подчинения, которая привела к неравному разделению труда и ресурсов в семье.

Однако, на фоне политических и социальноэкономических трансформаций, растущей экономической миграции населения, в особенности женщин5, наблюдаются определенные изменения данных установок. Традиционное утверждение «мужчина – добытчик» сегодня теряет свою былую значимость. Существенно расширяется содержание формулировки «жена – хранительница домашнего очага», включая и традиционно мужскую функцию «добытчика», взвалив на нее, таким образом, двойную ответственность за семью. Здесь же следует отметить, что массовый отъезд женщин на заработки за рубеж

5 Среди положительных сторон миграции: обмен жизненным опытом, включая семейные отношения; расширение культурного кругозора; накопление финансовых ресурсов и соответственно улучшение материального положения семей; снижение социально-экономического напряжения в стране, связанного с растущим уровнем безработицы. Среди негативных аспектов: отток работоспособного населения, особенно высококвалифицированных специалистов – что составляет потери людского и финансового характера (многие получили образование за государственный счет); отъезд молодежи (70% уехавших 16–29 летнего возраста), составляющей «будущее страны»; отъезд женщин, что влияет отрицательно на демографическое положение; распад семей; появление поколения детей «социальных сирот» с живыми родителями, но фактически без их ласки и внимания; ухудшение здоровья населения в результате тяжелой (часто нелегальной) работы и др.

223

«застал врасплох» и мужчин, и женщин. Так, многие мужчины, «потеряв» традиционный статус кормильца семьи, оказались морально не готовыми к трансформации данной роли и взвалить на себя нелегкую ношу «хранителя семейного очага», со всеми вытекающими функциональными обязанностями. Мужчины признают, что им нелегко в ситуациях, когда основным кормильцем становится жена, и уж совсем тяжело, если в семье работает только она. В то же время абсолютное большинство мужчин считают, что независимо от того, работает жена или нет, прежде всего на женщине лежит ответственность за порядок в доме, приготовление пищи, уход и воспитание детей6.

Внаши дни мужчинам все труднее справляться с возложенными на них гендерными стереотипами ролями кормильца семьи, добытчика (среди них также немало безработных, получающих зарплаты ниже, чем у жен и т.д.). Но в обществе попрежнему ожидается от мужчин быть сильными, обеспеченными, крутыми и т.д. Утверждение «мужчины не плачут» ограничивают их эмоциональную самореализацию. В то же время традиционный акцент на здоровье матери и ребенка в области репродуктивного здоровья привел к отстранению мужчин от ответственности в данной сфере, таким образом, вся ответственность за рождение и жизнедеятельность ребенка возлагается на мать.

Врезультате непосильной «моральной ноши» и ряда других факторов многие из мужчин «ломаются»; среди мужчин резко вырос уровень алкоголизма и уровень смертности от суицида. Например, только в 2004 г. в результате суицида пострадали 97 женщин и 506 мужчин (в пять раз больше)7.

Приведенные данные и другие цифры, как например семилетняя разница в продолжительности жизни мужчин и женщин,

6См.: Барометр гендерных отношений 2006. Республика Молдова, Ки-

шинэу, 2006. С. 28.

7Женщины и мужчины в Республике Молдова: Статистический сборник. Кишинэу, 2005. С. 16.

224

индикаторы по различным заболеваниям, послужили отправной точкой для оппонентов гендерного равенства относительно необходимости возврата женщин к домашнему очагу, их ответственности за здоровье нации. Нередко на разных уровнях можно услышать изречения типа «Берегите мужчин!», «Мужчин умирает больше, их не хватает, какое там гендерное равенство!?». В то же время простой анализ отдельных параметров здоровья мужчин и женщин в Молдове высвечивает любопытную картину: в стране ежегодно рождается больше мальчиков, чем девочек, но умирает мужчин больше чем женщин. Согласно статистическим данным, мужчины чаще всего умирают от туберкулеза дыхательных путей (большей частью в результате курения), от инфаркта миокарда, от несчастных случаев, отравлений и травм: например, в 2004 г. от случайного отравления алкоголем было зарегистрировано 12,3 случая смерти мужчин на 100000 человек населения трудоспособного возраста, или в пять раз больше, чем женщин8. Таких примеров, к сожалению, немало, что позволяет сделать вывод о том, что мужчины менее ответственно относятся к собственному здоровью, многие критические ситуации вызваны прежде всего безответственным поведением, которое можно было предотвратить.

Как видим, гендерные стереотипы имеют далеко идущие последствия и для мужчин, и для женщин. Одним из эффективных способов их преодоления может быть активное вовлечение мужчин в воспитание детей и участие в домашней работе: улучшение отношений в личной жизни будет способствовать улучшению их психического здоровья.

В контексте вышеизложенного представляется крайне необходимой организация гендерного просвещения мужчин и женщин, пересмотра их традиционного статуса, взаимоотношений, норм поведения и т.д. Особое внимание следует уделить молодежи.

8 Там же. С. 15.

225

Исследование, проведенное среди студентов, подтверждает тот факт, что в Молдове происходят определенные трансформации в менталитете молодого поколения относительно распределения гендерных ролей, семейных ценностей, сексуальности и др.9.

Прежде всего следует отметить, что для большей части респондентов (67%) семья представляет ценность; в то же время 27% признали, что семья видится ими больше как источник стресса, 6% опрошенных – в неопределенном состоянии. Важным условием создания семьи и девушки, и юноши отметили наличие любви, взаимопонимания среди партнеров, преданности, отдав, таким образом, приоритет моральным ценностям. В то же время отмечено возрастание влияния материального фактора в сравнении с предыдущими годами10. Так, абсолютное большинство респондентов отметило необходимость наличия отдельной жилплощади для семейного счастья. Данная позиция – еще один аргумент в пользу большей практичности нынешнего молодого поколения по сравнению со старшими поколениями, которые нередко жили по принципу «с милым рай и в шалаше».

Известно, что традиционно сексуальные отношения супругов практически не обсуждались; существовали двойные стандарты относительно сексуального поведения мужчин и женщин: к добрачным и внебрачным отношениям мужчин относились снисходительно, в отношении женщин применялся принцип табу. Однако и эта область семейных отношений подвергается изменениям. Среди молодежи наблюдается более либеральное отношение к добрачным сексуальным отношениям (всего 10% высказались против) и гражданскому браку (48% – за). При-

9См.: Папук Б., Бодруг-Лунгу В. Семья в контексте современных трансформаций // Научные труды Молдавского госуниверситета. Кишинэу, 2006. Т. 3. С. 449. Исследование проводилось в январе-феврале 2006 г., было опрошено 500 респондентов (250 девушек и 250 юношей) из Молдавского госуниверситета и Технического университета.

10Подобное исследование было проведено в 1998 г.

226

чем если восемь лет назад «за» высказались в большинстве своем городские ребята, то сейчас позиции девушек и юношей приблизились, независимо от места происхождения. Здесь же следует выделить тот факт, что абсолютное большинство респондентов отметило важность сексуальной совместимости для семейной жизни, признав и за женщинами возможность инициировать сексуальные отношения в семье (раньше приоритет был исключительно за мужчинами). Среди причин, приведших к либерализации взглядов и поведения молодежи, были названы расширение информационных границ, ослабление моральных устоев, желание жить по-другому нежели родители, эмансипация женщин, практически свободный доступ к порнопродукции, др.

В то же время отмечено, что изменение отношения молодежи в сторону расширения свободы выбора брачных партнеров и форм совместной жизни происходит на фоне достаточно жесткого противостояния старших поколений11. В качестве примера можно привести обсуждение вопроса о включении лиц, живущих в гражданском браке, под юрисдикцию Закона о предупреждении и пресечении насилия в семье12, когда многие восприняли данное предложение как посягательство на устои традиционной семьи и, прежде всего, женщины после 40 лет.

Наблюдается любопытная тенденция, когда дети сами начинают выступать воспитателями своих родителей, особенно что касается жизненных ценностей. Сегодняшние родители подрастающего поколения, являющиеся носителями традиционных ген-

11В 2005–2006 учебном году при поддержке международных организаций в систему образования в 1–12-х классах был введен предмет «Жизненные навыки», с темами по сексуально-репродуктивному развитию и т.д. Однако под давлением представителей церкви и консервативных кругов школьные учебники по данному предмету были изъяты из школ, предмет ликвидирован, несмотря на протесты учащихся. Следует отметить, что учащимся удалось привлечь на свою сторону и многих родителей.

12Проект данного закона был принят в первом чтении парламентом Молдовы в июле 2006 г.

227

дерных представлений, испытывают проблемы в воспитании детей в новых условиях. Расхождение ценностей, отношение детей к родителям сказываются и на их идентификации. Как отмечают педагоги, лишь немногие подростки хотят быть похожими на своих родителей, на мать или отца. Причины могут быть разными, но среди них следует также отметить ограниченное число положительных образцов для подражания. Специалисты указывают на тот факт, что особенно мальчики испытывают дефицит положительных моделей поведения, в том числе моделей отцовства и супружества. По-прежнему острой остается проблема поднятия престижа отцовства как с точки зрения потребностей девочек и мальчиков, так и в качестве одного из возможных способов самореализации мужчин13.

Результаты исследования показали также, что относительно распределения гендерных ролей большинство девушек и юношей, в принципе, высказались за установление партнерских отношений в семье. Молодые люди признали важную роль обоих партнеров в материальном обеспечении семьи, в то время как раньше традиционно это составляло приоритет за мужчинами. Наблюдается тенденция признания важности и трудности домашней работы. Отмечено возрастающее желание совместно решать бытовые вопросы, участвовать в совместных покупках. В то же время немало юношей и девушек признали, что приготовление еды, стирка и глажка составляет удел женщин, в то время как мужчинам были отведены в основном ремонтные работы.

Абсолютное большинство респондентов согласно с тем, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя. Но все же большинство ребят предпочитают возиться с детьми во время отдыха. С мамой все также связана роль обеспечения нормальных условий развития ребенка (кормление, гигиена и т.д.).

Относительно стратегий воспитания будущих детей про-

13 См.: Гендерная педагогика и психология. Саранск, 2005. С. 49.

228

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]