
«Манифест» н.М.Муравьёва12
Существовало три редакции конституционного проекта, но основной считается последняя, составленная в 1825 г.13 В отличие от «Русской Правды» Пестеля, «Манифест» не стал программным документом, так как не был утвержден. Н. Муравьев не был последовательным сторонником монархии, допуская возможность установления республики.
Федеративное устройство, по мнению Н. Муравьева явилась бы гарантом от деспотии центра, и обеспечила бы сохранение свобод граждан.
Согласно проекту Н. Муравьева, государство делилась на отдельные федеральные единицы, которые Муравьев назвал “державами ”, со своими ”столицами” , законодательными и исполнительными органами власти, правом решать свои внутренние дела, но подчиняться центру. В составе держав предполагались уезды, а в них волости.
В «Манифесте» строгое разделение властей – на традиционные три ветви.
Высшим зaкoнoдательным органом власти в фeдeрации являeтся двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей(нижней палаты). Народному вече предоставляется право законодательной инициативы, объявление войны и заключения мира и других договоров с иностранными государствами.
Аналогичным образом строится и законодательная власть на местах- в державах. Она вручается двухпалатному Державному вече, состоящему из Державной думы и Палаты выборных.
Высшая исполнительная власть принадлежит императору.
Власть его наследственна- по прямой линии от отца к сыну, “но не от тестя к зятю ”. Женщины на престол не имеют прав.
Всякий законопроект должен читаться три раза в каждой палате. Одобренный Народным вече, законопроект требует утверждения его императором. Если император утвердит его или в течение 10 дней не возвратит обратно, то он получает силу закона.
Император назначает “глав ” “приказов ”: главу Казначейского приказа, Приказа Сухопутных сил, Приказа морских сил, главу Приказа внешних сношений . Хотя император является “ верховным начальником” сухопутных, морских и внутренних сил государства, однако, без санкции Народного вече, не имеет полномочий начинать войну или заключать мир.
Таким же образом на месте исполнительная власть в державе вручается держаному правителю. Державные правители избираются. Державный правитель так же, как и император, утверждает принятые Державным вече принятые Державным вече законопроекты.
Можно заметить, что устройство власти в проекте очень напоминает европейское, и не учитывает особенностей российской государственности.
Гражданство присваивалось за наличие ряда условий: возрастного ценза (“ не менее 21 года возраста ”), ценза оседлости, ”здравие ума”, исправность платежа общественных повинностей”, ”непорочность пред Законом”. Таким образом, малоимущие слои населения оставались без гражданства. При этом права гражданства могут быть утрачены на время- в случае предания суду, или банкротства, или “общественной недоимки ”и др.
Лишь к выборам низшего представителя местного управления- волостного старшины- допускались “все граждане без изъятия и различия”. Устанавливаемый Н. Муравьевым высокий имущественный ценз для участия в выборах и занятия должностей подвергался острой критике не только со стороны Пестеля и его единомышленников, но и членов Северного общества. Получается, что политическое равенство не гарантировалось.
При отмене крепостного права, тем не менее, помещичье владение сохранялось: “Земли помещиков остаются за ними ”. Крестьянину же выделялся помимо усадьбы небольшой участок земли в размере двух десятин на двор “для оседлости их ”, что заставляло освобожденного крестьянина идти в кабалу к своему прежнему владельцу, так как этой земли не хватало бы даже для прокорма семьи. (минимумом в XIX веке для крестьянской семьи было 4 десятины)14. Данный аграрный проект противоречив и незавершен, он не учитывает потребности основной массы населения-крестьянства , что ставит под сомнение его реальность. Судя по всему, реформа не улучшила бы его положения.
Как и “Русской Правде ” Пестеля, в проекте Муравьева весьма радикально
решался вопрос о введение демократических свобод и правах
личности. Сословия упразднялись, Провозглашались свобода слова и печати, занятий населения, а также свобода совести и вероисповедания.
Конституция Муравьева была более непоследовательна, нежели “Русская Правда” Пестеля. Несмотря на критику отдельных положений этого
проекта (в частности, имущественного ценза, решения аграрного вопроса)
членами Северного общества, этот проект не встретил принципиального неприятия, а предлагаемые другими членами движения поправки не затрагивали важнейших его основ.