Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пахман.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

Глава шестая Обязательства, происходящие от причинения ущерба

I. Неправое владение

II. Неправое пользование чужим имуществом

III. Потравы чужих угодий

IV. Различные случаи повреждения чужого имущества

V. Особенные основания права на возмещение ущерба

Независимо от общих понятий о правонарушениях, как источниках обязательств, равно как и от тех случаев, в которых действия, причиняющие вред и убытки, обсуживаются как нарушения тех или других договоров, здесь мы рассмотрим важнейшие виды самостоятельных правонарушений, насколько они имеют значение в области гражданского права, причем главное внимание обратим на нарушения собственности, а затем укажем и на некоторые особенные основания права на возмещение ущерба.

I. Неправое владение

Из ряда нарушений чужой собственности мы рассмотрим сначала неправое владение, хотя не всегда можно его отличить от случаев неправого пользования, о которых будет речь особо. Как по-видимому ни шатки понятия наших крестьян о собственности, но неприкосновенность ея находит повсюду ограждение и в народно - обычном праве. Последствия нарушения чужого владения не везде одинаковы. Случаи такого рода обсуживаются различно, смотря по самой обстановке правонарушения. Нельзя сказать, чтобы в началах обычного права проводилось строгое различие между самими предметами неправого владения, во, в виду некоторых особенностей по самой их природе, мы рассмотрим неправое владение сначала по отношению к недвижимым имуществам, а потом по отношению к движимым*(1096). При этом, конечно, будем останавливаться преимущественно на чисто-гражданской стороне этого рода правонарушения.

1) Что касается недвижимых имуществ, и в особенности земель, то нельзя не заметить, что, по отношению к неправому владению народный суд сознает различие между случаями владения недобросовестного, т. е.когда завладевший чужим имуществом знал, что оно принадлежит другому лицу, и владения добросовестного,-когда владевший чужим имуществом предполагал, что он владеет им по праву, хотя, по отношению к последствиям, между этими двумя видами владения, не проведено строгой юридической грани.

Юридические последствия недобросовестного владения неодинаковы. По общему правилу, завладевший чужою землею обязывается возвратить ее настоящему хозяину со всем посеянным на земле хлебом или посаженными в огороде овощами. Но посаженные на чужой земле плодовые кусты и деревья завладевший имеет право пересадить на свою землю. Так, в разрешение одного из подобных случаев, волостной суд постановил: так как жалоба просителя справедлива и действительно ответчик завладел излишней землей в огороде, то заставить ответчика пересадить смородинные кусты и яблони на другое место ему принадлежащее, а засеянную коноплю отрезать от ответчика в пользу просителя, за его самовольное завладение земли*(1097), хотя, надо заметить, истец просил только о том, чтобы ответчик принял яблони и смородник и пересадил на другое место. В другом подобном случае суд определил: самовольно засаженный ответчиком огород со всеми овощами предоставить в полное распоряжение просителя*(1098). Если на земле, находящейся в неправом владении, завладевшим возведены постройки или какиенибудь сооружения, то он обязан их снести, в противном случае они сносятся полицейскими мерами. Так, В. жаловался, что сосед его М., в небытность дома В., захватил у него избою и городьбою на 1% сажени усадебного места. Волостной суд определил: обязать М. избу и городьбу принять и провести межник по прежней линии, в противном случае все это сельскими полицейскими мерами сломать и место очистить*(1099). Или, напр., крестьянка Б, с дозволения общества, по приговору сельского схода, продала Р. в вечное владение и полное распоряжение усадебное место, в чем Р. имеет от нее засвидетельствованное в волостном правлении условие; между тем под 6 июня крестьяне Н. и В. на купленной Р. усадьбе поставили избу. Суд определил: приказать И. и В. непременно 7 июня избу перенести и усадьбу Р. очистить*(1100). Вообще из многих решений видно, что имущество, находящееся в неправом владения, возвращается тому, кто имеет на него право*(1101), при чем настоящий хозяин может требовать возмещения убытков за все время неправого владения. В этом смысле встречаем, напр., следующее решение: землю, причитающуюся отставному рядовому М., отобрать от кр. Д. и выдать М., а за невыдел земли в течении двух лет взыскать с Д. в пользу М. убытков всего три рубля*(1102). Вознаграждение присуждается не только за убытки, причиненные повреждением имущества, но и за всякие вообще убытки, которые завладевший им причинил хозяину, напр. за потраченное на ведение дела время и т. п.*(1103)

Таковы последствия недобросовестного владения чужим имуществом. В некоторых местностях неправо-владевший подвергается еще уголовной ответственности, напр. штрафу*(1104) или аресту*(1105), но случаи такого рода вообще весьма редки.

Заметим при этом, что к случаям недобросовестного владения относятся не только те, в коих имущество находится во владении постороннего лица, но и те, когда им завладевает сам хозяин, передавший его в пользование, напр. посредством арендного договора, третьему лицу. Так, в одном из случаев этого рода, волостной суд определил: подвергнуть И. штрафу 1 р. за самовольное допущение постройки теплицы на сданной им земле*(1106). Впрочем, такие случаи относятся собственно к договору найма имуществ по вопросу о нарушении наймодавцем прав нанимателя.

Что касается владения добросовестного, то и здесь, конечно, применяется то правило, что имущество от владельца отбирается и возвращается настоящему хозяину*(1107). Если, однако, добросовестный владелец засеял или засадил овощами землю или огород, то в первом случае хозяин обязан возвратить ему семена*(1108), а во втором разделить овощи пополам*(1109). Возведенные на чужой земле добросовестным владельцем постройки он обязан снести*(1110).

2) Что касается неправого владения движимым имуществом, то сюда относятся случаи всякого рода завладения чужими вещами, будет ли то просто присвоение или кража, а также грабеж. Хотя в народном сознании различается собственно похищение от иных случаев присвоения, но по отношению к юридическим последствиям редко проводится строгое различие при обсуждении дел подобного рода. Относящиеся сюда случаи, если рассматривать их с точки зрения науки, большей частию принадлежит к области права уголовного; но они касаются и гражданского права по вопросу об обязанности вознаграждения хозяина или просто возврата вещи. С этой же точки зрения нет, конечно, надобности в научном разграничении случаев, влекущих за собою гражданскую ответственность, от случаев, в коих применяется и ответственность уголовная, тем более, что по преобладающему народному воззрению присвоение чужой вещи, даже в виде похищения, не всегда признается за преступление в собственном смысле и потому, в значительном- большинстве случаев, не влечет за собою никакого наказания*(1111), а имеет лишь то последствие, что на виновного возлагается обязанность возвратить украденное или отнятое, или же вознаградить за причиненный ущерб, так что, судя по содержанию напечатанных решений волостных судов, можно сказать, что по крайней мере две трети случаев подобного рода оставлены без всякого наказания.

Гражданские последствия кражи и присвоения заключаются прежде всего в обязанности виновного возвратить вещи их хозяевам, а если украденное или присвоенное растрачено виновным и возвращено быть не может, то волостные суды присуждают потерпевшему цену украденных или присвоенных вещей. Если украденная вещь находится в руках похитителя, но в испорченном виде, то она оставляется у него с тем, что он обязывается судом уплатить хозяину цену вещи*(1112).

Цена украденной вещи взыскивается не только в том случае, когда доказано, что вещь украдена тем лицом, на которое указывает потерпевший, но и в том, когда известное лицо подозревается в краже; при недостаточности улик ответчик освобождается только от уголовной ответственности. Так, по одному из подобных случаев суд определил: хотя Г. и заподозревается в краже у Е. имущества, но полных улик в виду не имеется, а потому, не подвергая Г. личной ответственности, взыскать с него 10 р. и удовлетворить Е.*(1113)

Из некоторых решений волостных судов видно, что с виновных в краже взыскивается не простая цена вещи, а, гораздо большая; так, по одному делу суд постановил: за ущерб г-ну С., сделанный Р. (украл восемь снопов овса) взыскать за каждый сноп по 3 рубля*(1114). Излишек против стоимости украденной вещи следует рассматривать как вознаграждение за убытки. На этом же, по-видимому, основании волостные суды присуждают иногда взыскать с виновного двойную цену украденной вещи*(1115), а иногда, весьма впрочем редко, обязывают виновного возвратить вещь и уплатить потерпевшему тройную ея цену; так, в одной местности записано следующее правило: "за воровство присуждают к общественным работам или штрафуют деньгами; кроме того вор обязан возвратить украденную вещь и тройную ее стоимость"*(1116).

Независимо от возврата вещи или уплаты ея цены, с укравшего или присвоившего вещь взыскиваются еще убытки, напр. заведение дела, на исправление украденной вещи и т. п. В пользу потерпевшего назначается иногда и особый штраф*(1117).

За воровство, учиненное несколькими лицами, виновные отвечают перед потерпевшим по правилам солидарной ответственности: каждый из виновных может быть подвергнут обязанности уплатить, за себя и за других, полную стоимость украденного, но с своей стороны имеет право требовать с остальных по соразмерности. Так, десять человек сделали покражу овощей; из них пойман один В.; суд постановил; взыскать с В. в пользу Ш. 33 руб., а В. пусть ведается с бежавшими*(1118). Когда же все виновные на лицо, то взыскание распределяется между ними поровну; так напр. суд решил: взыскать с четырех лиц, прикосновенных к делу, за шесть украденных дубков, распределив взыскание поровну с каждого*(1119).

Стоимость украденных вещей взыскивается не только с лиц, учинивших кражу, но и с тех, кто обязаны были смотреть за вещами и хранить их, как напр. с извозчиков, сторожей, если виновные не известны*(1120). За несовершеннолетних отвечают их родители*(1121), но иногда только в половинной части*(1122).

Независимо от гражданских последствий завладения чужими вещами, иногда на кражу и присвоение, - на последнее впрочем реже, - смотрят как на преступление и потому подвергают виновных наказанию, как напр, аресту, штрафу в пользу волостных сумм, училищ, богоугодных заведений и пр., а чаще телесному наказанию. Встречаются, хотя и редко, весьма оригинальные наказания за кражу; так напр. волостной суд определил подвергнуть крестьянку штрафу 1 р. в пользу мирских суш, и в пример другим, для стыда, провесть ее с курицею чрез село, а похищенных кур отдать по принадлежности*(1123), или: навесить вору на шею снопов (украденных им) овса и проводить улицею между крестьянами, дабы осрамить его*(1124), и т. п.; позорящие наказания подобного рода, известные и в других местностях*(1125), мало-помалу выходят из употребления.