
- •1. Народно-хоровое направление.
- •2. Культурологическое направление.
- •3. Этномузыкологическое направление.
- •1). Воссоздание этнографического контекста. Здесь следует ответить на вопросы: где, когда, кем, как и зачем исполнялось фольклорное произведение (то есть место, время, состав исполнителей, функция).
Галина Сысоева: Кто вы, хранители фольклора?
06.05.2009, 16:52
О
б
основных проблемах в системе
фольклористического образования
размышляет профессор Воронежской
государственной академии искусств,
зав. кафедрой этномузыкологии, руководитель
фольклорного ансамбля "Воля" Г.Я.
Сысоева.
Сегодня, как никогда, мы наблюдаем в обществе интерес к традиционной народной песне и как к факту живого народного бытового искусства, и как к предмету музыкально-этнографического исследования. Но, что самое неожиданное, традиционная песня все чаще заявляет о себе как о профессиональном искусстве, претендуя, с одной стороны, на филармоническую сцену, а с другой - активно участвуя в музыкальных и фольклорных фестивалях, массовых увеселительных празднествах, свадьбах, юбилеях, встречах, проводах.
Основные традиционные механизмы трансмиссии (передачи) фольклорного творчества - в семье, в общине - утрачены. Сейчас этой проблемой занимаются специалисты новых профессий - культурологи, этномузыкологи, фольклористы. Поэтому следует задуматься о том, кто, как, чему и для чего готовит музыкантов, профессионально занимающихся фольклором?
Сегодня в образовании сформировались три направления, существенно различающиеся задачами обучения, методами и результатами. Речь пойдет только о тех специалистах, которые считают, что они занимаются именно традиционным музыкальным искусством. В каждом из направлении музыканты обучаются комплексно: и как исполнители, и как исследователи, хотя составные части в каждом из направлении имеют разные пропорции.
1. Народно-хоровое направление.
Народно-хоровое направление представлено отделениями в музыкальных училищах и музыкальных вузах. Оно обеспечивает подготовку специалистов для профессиональных монументальных народных хоров и их подражателей в среде художественной самодеятельности. Это искусство, благословленное М.Е. Пятницким в начале ХХ века, за годы советской власти научилось быть плакатным, письменным, авторским со всеми вытекающими последствиями: явная и скрытая обработка напевов, текстов, стилизация костюмов, надуманность композиций и всё - под флагом европеизации народного музыкального мышления.
Парадокс: народная песня в народном хоре перестала быть народной и отказалась и от всего, что составляет сущность и главную специфику фольклора - устности, традиционности, анонимности, импровизационности. А главное - искусство народного хора искажает сущность самобытного русского народного языка!
Профессиональное народное искусство переводит язык традиционной культуры на язык современной массовой культуры, из сферы быта - в сферу искусства. К этому надо относиться так же, как если бы некто вышил бисером картину Васнецова "Три богатыря": угадать можно, но другая техника исполнения порождает у зрителя и другие образы, и другие ассоциации.
И вот вдруг мы сегодня наблюдаем нечто необыкновенное: в народных хорах, которые по-прежнему не отказываются от курса на профессионализацию народной песни, стал заметен разворот в сторону фольклора не как к цитатному роднику, а кактрадиционной исполнительской манере. Причин у такого новообращения много, вот главные из них:
1) мода на фольклор, поскольку он наименее идеологизирован, а народный хор, в отличие от фольклорного ансамбля, в представлении массового слушателя ассоциируется с рупором советской идеологии и считается проводником коммунистической политики;
2) мобильность фольклорного ансамбля, так как художественная самодеятельность, убитая перестройкой, не в состоянии обеспечить существование больших народных хоров, гораздо легче содержать мобильный фольклорный ансамбль;
3) проблемы "репертуарного голода" в народном хоре в связи с резким сокращением композиторов и поэтов-песенников, сочиняющих для народного хора.
Всё это и заставило хоровиков-народников активнее работать с фольклорным материалом.
Особенно заметны новые тенденции в народно-хоровом образовании. Кроме больших народных учебных хоров, практически в каждом учебном заведении созданы и учебные фольклорные ансамбли, которые стремятся не отходить от расшифровки, импровизировать, использовать диалектное произношение слов. Однако - за редким исключением - радикальной перестройки на народный тип мышления не происходит. И по-прежнему выпускники народно-хоровых отделений вузов и особенно училищ выходят с дипломами, не имея адекватного представления ни о народных обрядах и праздниках, ни о народной жизни, ни о народной песне, ни о народной манере, ни - тем более - о народном музыкальном мышлении. Главная причина - в учебных планах и программах, которые по-прежнему ориентируются на былую славу и популярность профессиональных народных хоров и фольклор не изучают, а используют.
На отделениях народного хора очень мало часов отводится на народное творчество, не проводится экспедиционная практика по сбору фольклорного материала, этнографии нет вообще в учебных планах (может, поэтому сценический антураж к песне часто вопиюще противоречит этнографическому контексту). Студенты не знают или игнорируют местные (узколокальные) особенности исполнительской манеры, поскольку практически не используют в своей работе фонограммы песен в исполнении носителей традиции.
При таком подходе к фольклорному материалу, когда главным исполнительским принципом является не правдивость, а красивость, рождается авторский фольклор. А куда ведут такие эксперименты, мы уже знаем.
Главный упрек, который можно предъявить фольклорным ансамблям, появившимся на народно-хоровых отделениях - это отсутствие связи с живой традицией. Но там, где такая проблема решается, коллективы добиваются поразительных результатов, как, например, в фольклорном ансамбле "Межа" Тверского музыкального училища (руководитель - И.Н. Некрасова) или в фольклорном ансамбле "Воскресение" Губкинского музыкального училища в Белгородской области (руководитель - А.В. Горбатовская). Ансамбли держат твердый курс на аутентичный фольклор благодаря энтузиазму руководителей и вопреки государственному образовательному стандарту, в котором и слов-то таких нет!