Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЕЭП и перспективы валютного союза.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
88.06 Кб
Скачать

Еэп и перспективы валютного союза

Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России все настойчивее привлекает внимание белорусских деловых кругов. После свершившегося в нынешнем году Таможенного союза, в ночь на 1 января 2012 года промышленниками и предпринимателями трех государств будет произнесено немало тостов за успех работы в новых условиях ЕЭП, о которых имеется весьма смутное представление.

Ничего удивительного в этом нет: 9 декабря 2010 года главы государств-участников ТС подписали 17 документов по созданию ЕЭП, а для развития его нормативной базы нужно дополнительно разработать еще более полусотни новых соглашений. И до 2015 года заключить дюжину международных договоров, не считая разных инструкций, методик, критериев и т. п.

Положение осложняется и геополитической неопределенностью нового экономического образования. Изначально оно задумывалось не трех-, а четырехсторонним. Президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины первоначально заявили о намерении сформировать ЕЭП восемь лет назад, а 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.

На саммите в Астане 15 сентября 2004 года главы «четверки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.

Однако Украина начала тормозить процесс формирования ЕЭП. Когда к власти пришел Виктор Ющенко, руководство славянской соседки поставило во главу угла лишь идею Евроатлантической интеграции, а вступление в Евросоюз стало приоритетом номер. Уже в апреле 2005 года, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, Ющенко отметил: «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Похоже, немного изменений в украинской позиции и при Викторе Януковиче.

Некоторые белорусские эксперты в ходе заседания Республиканского совета деловых кругов (РСДК) 17 августа текущего года скептически высказывались в кулуарах в отношении перспектив ЕЭП без Украины.

В прошлогодней статье в немецкой газете «Зюддойче Цайтунг» премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс – ЕЭП от Владивостока до Лиссабона. Полет геополитической фантазии российского премьера еще более размыл контуры и ориентиры пространства евразийского. Тем не менее, на днях состоялось уже тридцатое по счету заседание Комиссии ТС, на котором ее члены заслушали информацию о ходе выполнения Плана действий по формированию ЕЭП. На заседании подчеркивалось, что в полной мере интеграционные соглашения начнут работать все же не с января, а с июля 2012 года.

В Концепции Единого экономического пространства сказано: «Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала через границы государств-участников». Практически тоже самое записано в Маастрихтских соглашениях начала девяностых годов прошлого века, создавших Евросоюз в его нынешнем виде.

О свободе перемещения рабочей силы уже известно следующее. Президент России Дмитрий Медведев месяц назад фактически узаконил гастарбайтеров из Беларуси и Казахстана. Он подписал Федеральный закон «О ратификации соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». Законодательным актом предусматриваются значительные преференции для мигрантов и членов их семей из стран ТС. Теперь работодатели могут приглашать их на работу без бюрократических проволочек.

Во многом ясна ситуация с товарами и услугами, а вот с перемещением капитала все обстоит гораздо сложнее. Одним из определяющих факторов для него является наличие или отсутствие валютного союза, сложившегося в ЕС (пусть и не в полном формате).

РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» принимает самое действенное участие в Республиканском Совете деловых кругов. Председатель БНПА Александр Швец полагает, что если бы ЕС двадцать лет назад мог вообразить себе нынешний долговой кризис еврозоны, то сама конфигурация Евросоюза была бы иной. Вообще, валютный союз – показатель зрелости экономической интеграции.

А нынешняя финансовая политика Беларуси может убить в зародыше любой возможный валютный союз в ЕЭП. Александр Швец назвал белорусский Минпром псевдовалютной биржей, которая,  в силу предоставленных ей полномочий, аккумулирует значительную часть обязательных для предприятий валютных отчислений и распределяет их по неизвестно каким критериям, что способно порождать многочисленные коррупционные схемы.

В Беларуси не самый подходящий для ЕЭП бизнес-климат

Нежелание властей идти на уступки бизнесу может оказаться плачевным для экономики Беларуси. К такому выводу пришли эксперты дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб» по результатам исследования о возможностях и опасностях для экономики страны в связи с ее вступлением в Единое экономическое пространство.

Заключение экспертов не таит больших сенсаций. Определяющим фактором успеха или провала Беларуси в ЕЭП станут условия ведения экономической деятельности.

«Использовать возможности интеграции в рамках ЕЭП с максимальной выгодой сможет тот, кто создаст наиболее приемлемые условия для ведения бизнеса. Ведь от этого прежде всего и зависит состояние экономики и ее конкурентоспособность. И в этой связи деятельность государства как раз и должна быть направлена на создание условий для бизнеса, повышения деловой активности», — констатирует аналитик «Либерального клуба» Никита Беляев.

Еще раньше к такому же выводу пришли и эксперты бизнес-сообщества. По их мнению, чем быстрее власти создадут конкурентоспособное законодательство, тем быстрее в стране улучшится бизнес-климат.

Исследование «Либерального клуба», в свою очередь, показало: Беларусь среди стран ЕЭП пока не является безусловным аутсайдером, как нет на сегодня и явного лидера по условиям для ведения бизнеса. У каждой из трех стран ЕЭП есть в этом плане свои недостатки и преимущества, и каждая имеет возможность вырваться вперед.

Казахстан хоть и провел успешно амнистию капитала, экономические реформы, но до сих пор не избавился от сложной системы лицензирования. В России действует полноценное свободное ценообразование, вместе с тем страна продолжает жить за счет средств, получаемых от продажи энергоресурсов. «Экономическая модернизация находится в вялотекущем состоянии. И в итоге отток капитала из России только за 2011 год составил 80 млрд. долларов», — констатирует Беляев.

Что касается Беларуси, то она, по словам эксперта, пребывает в летаргическом сне. Несмотря на успехи в сфере регистрации бизнеса, упрощение системы лицензирования, в целом картина не жизнерадостная. Сложная налоговая система, отсутствие свободы в ценообразовании отпугивают капитал.

Руководитель юридической фирмы «Брагинец и партнеры» Виталий Брагинец подчеркивает еще одну особенность: в Беларуси самые высокие юридические риски. «У нас невозможно предвидеть изменения в законодательстве, предсказать, какой будет правоприменительная практика», — отмечает эксперт.

Он подчеркивает, что многие нормы законодательства элементарно не соблюдаются властями. «Сейчас в различных форматах обсуждается вопрос соблюдения прав собственности. Но у нас достаточно правовых норм и инструментов для защиты этих прав. Просто теми инстанциями, госорганами, которые призваны обеспечивать законность, как раз и допускаются нарушения закона. Не бизнесом, не предпринимательством, а судами, прокуратурой, контролирующими и следственными органами», — подчеркивает Виталий Брагинец.

Безусловно, это негативно отражается на бизнес-климате и настораживает инвесторов. И уж окончательно удручает нежелание белорусских властей кардинально что-то менять.

Год предприимчивости (таковым согласно указу президента был объявлен 2011-й) потерпел фиаско. Президентская директива № 4 от 31 декабря 2010 года «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» выполнена хорошо если на 20%. И это особенно печально на фоне активных действий властей России и Казахстана как раз по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса.

«Россия и Казахстан нацелены на более решительное реформирование бизнес-климата, чем Беларусь, — заявляет экономист Ярослав Романчук. — Готовя очередной проект Национальной платформы бизнеса, мы хотели, чтобы на наши предложения ориентировались Россия и Казахстан. Но оказалось, что предложения наших партнеров по ЕЭП относительно реформирования бизнес-климата радикальнее и глубже».

Ежегодный вариант Национальной платформы бизнеса Беларуси готовится с 2006 года. Презентация проекта платформы-2012 состоится 29 февраля на 13-й Ассамблее деловых кругов в Минске.

«Деловые круги России и Казахстана, ознакомившись с нашей платформой, прямо сказали, что они от своих властей требуют намного больше, чем мы», — отмечает председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

По оценке аналитиков «Либерального клуба», в стремлении улучшить ситуацию и идти на уступки бизнес-сообществу лидирует Казахстан. В России деловое сообщество также активизировалось. В частности, общественная организация «Деловая Россия» нацелена провести налоговую революцию и убедить власти реализовать план «15-15-15», снизив НДС, налог на прибыль и социальный налог до 15%.

Как заявил Карягин, бизнес-круги Беларуси собираются внести в правительство предложения по аналогичному снижению налогов. Однако есть большие сомнения, что в ближайшие несколько лет власти пойдут на такое сокращение налоговой нагрузки. Более того, в целях наполнения бюджета они, скорее всего, будут стараться снять с бизнеса как можно больше налогов.

К тому же, как отмечает Виталий Брагинец, «на учет налогов бизнес работает 60% своего времени, и только 40% уходит на зарабатывание денег, на защиту своих интересов, на преодоление дури, бюрократизма. И если все это убрать, никто бы не обращал внимания на размер ставок налогов, все бы просто зарабатывали деньги». Беларусь, согласно исследованию «Либерального клуба», на первом месте в ЕЭП по общему числу налоговых выплат, которых насчитывается 18 (в России — 9, в Казахстане — 7). Белорусский бизнес тратит на налоговый учет 654 часа в год (в России — 290 часов, в Казахстане — 188 часов). При этом в Беларуси самая высокая общая налоговая ставка (в процентах от прибыли) — 62,8% (в России — 46,9%, в Казахстане — 28,6%).

Виталий Брагинец добавляет, что власти могут спокойно реализовать предложения по снижению налоговой нагрузки в рамках эксперимента, например в Минске. «Но, в конечном счете, это — потеря контроля над денежной массой и, что самое главное, потеря власти», — констатирует эксперт.

Естественно, «вертикали» это не очень нравится.

Тем не менее, представители делового сообщества Беларуси намерены продолжать диалог с властями и добиваться улучшения бизнес-климата. Именно в этих целях и разработан проект Национальной платформы бизнеса Беларуси-2012.

Документ разрабатывался с учетом основных вызовов, которые ставит наступивший год перед предпринимателями. Среди них — ЕЭП, стремительное падение покупательной способности населения, ослабление возможностей национального бизнеса на внутреннем рынке, угроза убыточности коммерческих организаций и предпринимателей в связи с резким повышением тарифов на энергоресурсы, штрафов, ставок аренды.