Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Инста реферат.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
744.63 Кб
Скачать

Основная часть

СТРУКТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ 

ЭКОНОМИЧЕСКОГО  США

(конец XX – начало XXI веков) 

 

Рассматриваются основные тенденции развития ведущих отраслей американской экономики в последней четверти ХХ века. Анализируются инвестиционная, инновационная и инфраструктурная составляющие зрелой рыноной экономики в преддверии глобального экономического кризиса.

На рубеже ХХ и ХХI вв. наблюдается относительное ослабление позиций США в мировом хозяйстве, в основе которого лежит целый ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них: сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, а также рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и в ряде наукоемких производств. Экономика США отягощена нарастающим дефицитом государственного бюджета за счет огромного увеличения военных расходов и политики сокращения основных бюджетообразующих налогов. Вместе с дефицитом растет и государственный внутренний долг, для покрытия которого приходится выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекаются денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл.увеличившись за последние 20 лет более чем в 5 раз и превысив половину ВВП страны. Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образование, науку, транспорт, жилищное строительство и социальное вспомоществование.

Ныне лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, уровню научно‐технического потенциала, мощной и разветвленной системой мирохозяйственных связей в торговле, инвестиционной и банковской сферах. Стоит вспомнить, что хозяйственные успехи США обусловлены прежде всего тем, что в 90‐е годы их участие в мировых интеграционных процессах превратилось в мощный, динамичный фактор, воздействующий на их собственное экономическое развитие, динамичный фактор, воздействующий на их собственное экономическое развитие, которое сегодня уже невозможно без использования глобальных факторов производства. Важную роль в экономическом росте США в 90‐е годы сыграло также Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

Оценивая динамику американской экономики, следует помнить, что США обладают самым крупным в мире научно‐техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития экономики и Социальные последствия экономического кризиса в России – 2009 год конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые (табл. 1). Государственные ассигнования составляют 44 % этой суммы, 51 % ассигнуют частные корпорации, остальные 5 % составляют собственные средства университетов и колледжей, а также поступления от правительств штатов, местных органов власти и неприбыльных институтов.

Огромную роль в обеспечении высокой результативности НИОКР в США играют такие факторы, как: накопленный опыт организации и управления НИОКР, тесное взаимодействие этой сферы со всеми другими областями экономической жизни, позитивное отношение предпринимателей к активному использованию передовых достижений науки и техники в качестве главных конкурентных преимуществ в стране и за рубежом. США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких технологий или наукоемкой продукции. Только 11,6 % взрослых американцев имеют образование ниже среднего, получение которого занимает 8 и менее лет обучения в школе.

Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США стало развитие информационной инфраструктуры, выполняющей функции Центрального информационного банка данных для всей экономики. В основе информационной инфраструктуры лежит созданная комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. Помимо производства ЭВМ и их программного обеспечения эта отрасль охватывает создание устройств и систем для передачи информации (оборудование связи, Интернет, электронная почта), ее тиражирование (светокопировальное оборудование, печатающие устройства для ЭВМ и персональных компьютеров), выпуск периферийного оборудования (дисплеи, терминалы, сканеры, и пр.). Кроме того, в ее состав включаются все виды услуг, поддерживающие функционирование ЭВМ и другого информационного оборудования.

Начиная с 80‐х годов в США идет целенаправленный процесс формирования информационной инфраструктуры. Он происходит на основе интегрирования информационной техники различных видов в информационные системы, каждая из которых контролирует определенную группу объектов, и последующее объединение этих систем в общенациональную и международную сеть.

О масштабах информационной инфраструктуры в США свидетельствуют тот факт, что во второй половине 90‐х годов в стране на 1000 человек приходилось около 350 компьютеров, которые были установлены как в государственных учреждениях, так и в частных компаниях и университетах. Количество персональных компьютеров к концу десятилетия составляло 22,6 млн. единиц. Всего на долю США (по состоянию на середину 90‐х годов) приходилось более 41 % всех работающих в мире компьютеров. Только в средних школах за период 1985 – 1997 гг. их было установлено 6.2 млн. единиц. В 1997 г. 78 % всех государственных школ страны имело доступ к сети Интернет.

Больших масштабов достигла принципиально новая отрасль американской экономики – компьютерные специализированные услуги. Эти услуги предоставляли в середине 90‐х годов более 75 тыс. фирм. Объем операций отрасли возрос с 3,4 млрд. в 1972 г. до 184,4 млрд. долл. в 1996 г. Ясно, что такого рода процессы создают принципиально новые возможности для функционирования всего общественного производства.

На современном этапе научно‐технического прогресса размер и уровень развития отечественного рынка не только остается мощным фактором мирового влияния США, но и приобретает новое значение. В условиях высокой степени обеспеченности собственными сырьевыми ресурсами США получили новое преимущество благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым существенно уменьшилась зависимость США от внешних источников снабжения сырьем. Более того, в современных условиях резко возрастает зависимость поставщиков сырья от экономики США и других развиты стран.

Экспорт товаров по сравнению с другими странами имеет невысокий удельный вес в национальном производстве США ‐ около 1/10 валового продукта этой страны, тогда как для европейских стран его значение обычно в два – три раза выше. Главная причина в том, что США, обладая значительной территорией с различными климатическими зонами, получают большие выгоды с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики. В него вовлечены в основном прибрежные и приграничные штаты; 1/3 экспорта дают всего четыре из них – Калифорния, Техас, Вашингтон и Нью‐Йорк. А если к ним добавить Мичиган, Луизиану, Огайо и Иллинойс, то на эти восемь штатов придется уже половина экспорта США. В среднем на экспорт, прямо или косвенно, идет около 15 % продукции промышленности, в том числе 1/4 металлов, 1/5 химикалий и машины. Экспортные ориентиры более значимы в сельскохозяйственном производстве. США экспортирует примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. В промышленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор. Это отрасли обрабатывающей промышленности, на них приходится почти 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 – по двигателям и турбинам, свыше 2/5 ‐ по самолетам.

Импорт играет все более растущую роль в США не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияния которой охватывает ныне практически всю экономику США. За счет импорта удовлетворяется порядка 20 % потребностей США в текстиле, стали и ряде других видов важной для хозяйства продукции.

США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции – им принадлежало в 1990 г. 9 % всего рынка наукоемкой продукции за пределами США. США принадлежит 70 % мирового рынка программного обеспечения для ЭАМ. Реализация интеллектуальной продукции, различных видов научно‐технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских корпораций.

В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых заграничных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. Источником финансирования инвестиций в 80 – 90‐е годы является чистый приток иностранного капитала.

Сеть международного производства, созданную посредством прямых заграничных инвестиций, принято называть в экономической литературе второй экономикой. По своему производственному, научно‐техническому и финансовому потенциалу она существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствований ближайших конкурентов США в этой области ‐ Западной Европы и Японии. Уже в середине 80‐х годов на 20 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях было занято более 6,5 млн. рабочих и служащих, что составляло четверть всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих американским ТНК. Объем продаж товаров и нефинансовых услуг заграничными филиалами и подконтрольными фирмами соответствовал одной трети товарооборота материнских компаний и приносил порядка одной трети прибыли.

Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в растущей производственной кооперации материнских компаний с зарубежными филиалами. Среди машиностроительных компаний получили развитие ʺглобальные конвейерыʺ по выпуску унифицированной продукции на мировой рынок, а также производство по ʺзамкнутому циклуʺ (выпуск товаров для американского рынка на зарубежных сборочных предприятиях, принадлежащих ТНК, из узлов и деталей, поставляемых с предприятий материнских компаний). Создание ʺзамкнутого циклаʺ производства только в 12 развивающихся странах обеспечивает американским ТНК

получение дополнительных прибылей в размере 2‐3 млрд. долл. ежегодно.

Становление и развитие международного производства привело к трансформации содержания внешней торговли. Благодаря развитию международной кооперации все более значительная часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю – движение товаров и услуг через границы между подразделениями одной и той же компании, расположенными в разных странах. Так, создание на территориях развивающихся стран сборочных цехов привело к тому, что более 10 % товарооборота США с этими странами приходятся на внутрифирменные поставки по схеме ʺСША – развивающиеся страны – СШАʺ.

Главным фактором длительного экономического подъема 90‐х годов стал рост частных инвестиций. На его счет приходится более 30 % прироста ВВП после 1991 г. – это самый высокий показатель за все послевоенные периоды циклических фаз роста. Однако затем начался бурный рост ввоза капитала в страну, главным образом из Японии и Европы, и теперь иностранные капиталовложения в США лишь немногим меньше американских инвестиций за рубежом. Ныне США являются не только крупнейшим кредитором мира, но и крупнейшим должником. В основе специфической денежной политики США лежит международная роль доллара, который остается главным резервным и расчетным средством в мировой валютно‐финансовой системе.

Инвалютные резервы центральных банков других стран на 61 % состоят из долларов, почти 2/3 расчетов в мировой торговле осуществляется в долларах. Доллар служит мерой ценности многих важных товаров на мировом рынке, именно в американской национальной валюте до сих пор производится 3/4 международного банковского кредитования.

До настоящего времени доллар служил единым эталоном, на который равняются все валюты разных стран. Хотя официально мерилом ценности валют служит СДР (специальные права заимствования), ее роль остается формальной, и на практике все участники международных расчетов продолжают ориентироваться на доллар. Причиной этого служит потребность международного обмена в едином универсальном расчетном средстве, диктуемая возрастающим единством товарного производства в мировом хозяйстве. Эффективно удовлетворить эту потребность в существующих условиях может только национальная валюта страны, которой принадлежит лидирующая роль в мировом хозяйстве, и США отвечают этим требованиям.

Изменения курса доллара влекут за собой глубокие последствия и для США, и для других стран. Повышение его курса относительно уменьшает объем экспортной выручки в долларах, нередко влечет за собой более значительное, чем изменение валютного курса, падение мировых цен, особенно на сырье. Напротив, снижение курса доллара служит мощным средством, способствующим росту американского экспорта и оттеснению конкурентов США на внешних рынках. Одновременно сдерживается импорт товаров и услуг в США вследствие эффекта роста цен.

Американское хозяйство опирается на мощный внутренний рынок ссудного капитала. Кампании и государство не только выступают крупнейшими мировыми кредиторами, но и в широких масштабах используют ссудный капитал других стран.

Этот капитал поступает в США на основе рыночных интересов, привлеченный более высокой доходностью, надежностью помещения, перспективами будущего роста. В мировой конкуренции за финансовые ресурсы США побеждают благодаря своему мощному потенциалу, генерирующему экономический рост на новой технологической основе, а в организационном плане этот перелив обеспечивается емкостью и высокой степенью совершенства внутреннего финансового рынка, способного принимать и размещать 100 – 150 млрд. долл. в год из‐за границы. Масштабы внутреннего кредитного рынка являются мощным фактором влияния США на мировое движение денежных ресурсов. В начале 90‐х годов объем кредитных ресурсов, распределяемых этим рынком, превысил 1000 млрд. долл. ежегодно, что значительно превышает величину кредитного рынка любой из других развитых стран.

В условиях тесного взаимодействия денежных рынков, фактической их интеграции в мировой рынок кредитных ресурсов события на денежном рынке США, повороты кредитно‐денежной политики страны существенно влияют на общее положение дел в мировой экономике и ее валютно‐финансовой сфере.

Исключительные исторические и географические условия позволили США по многим параметрам опередить другие государства, сформировав свою рыночную модель развития. Это не означает, что американский путь, американская рыночная модель являются идеальными, сами по себе требующими всемирного распространения. Но факт остается фактом – по общим показателям экономической эффективности и относительной экономической устойчивости США не знают себе равных в мире. Не случайно сегодня, когда фактически весь мир стал на рыночные рельсы экономического движения вперед, американский опыт находится под пристальным вниманием.

Упор на традиционные атрибуты свободного предпринимательства ‐ конкуренцию, рынок, частную собственность, устойчивые ʺправила игрыʺ бизнеса и государства – не стал самоцелью американского общества. Постепенно в стране складывалась так называемая смешанная экономика, ставшая надежной основой экономического роста, а также способствующая в значительной мере поддержанию социальной стабильности в американском обществе конца ХХ столетия. Смешанная экономика формируется прежде всего на основе многообразия форм собственности и видов предпринимательства, сочетания и взаимодействия рыночных принципов с экономическими функциями государства и внутрифирменным управлением в крупных компаниях.

К началу XXI века экономика США пришла с весьма впечатляющими результатами. Более восьми лет продолжался устойчивый экономический рост, который в реальном исчислении в 1998 г. составил 3,6 %. ВВП страны достиг астрономической величины в 8,5 трлн. долл. Впервые за последнюю четверть века безработица опустилась ниже 5 %‐го уровня (4,6 % в 1998 г.). Занятость только за 1998 г. возросла на 3,2 млн. человек. Инфляция в 1998 г. опустилась до 1.6 % в годовом исчислении, то есть до минимального за более чем 30‐летний период уровня. 1998 год стал поворотным и на фронте борьбы с бюджетным дефицитом: после рекордного подъема в 290,4 млрд. долл. в 1992 г. (4,7 % ВВП – один из наиболее высоких показателей после 1982 г., когда он превысил 6 % ВВП) в 1998 г., закончившимся 30 сентября, положительная сальдо федерального бюджета составило около 70 млрд. долл., или примерно 0,9 % ВВП США.

Отчетливо проявились тенденции роста производительности труда. Так, в частном секторе экономики рост производительности труда составил в 1998 г. 2,6 %, а всего за период 1990 – 1998 гг. ежегодные темпы ее прироста в США были равны 1,1 %. Улучшились и многие социальные показатели. По мимо снижения безработицы сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 15,1 % в 1993 г. до 13,7 % в 1997 г. После 1992 г. выросли реальные доходы всех категорий населения, и прежде всего его беднейших слоев. В частности, в период 1993 – 1996 гг. среднегодовые темпы роста доходов самых малообеспеченных слоев американского общества (20 %) составили 2,2 %, в то время как доходы наиболее обеспеченных слоев (20 %) за тот же период увеличивались со среднегодовым темпом 1,7 %; темпы прироста доходов остальных групп со ʺсредним достаткомʺ выросли соответственно в 1,4; 1,5; 1,3 %. В 1998 г. располагаемые личные доходы населения выросли на 3,7 %. В 1997 г. была повышена минимальная заработная плата – до уровня 5,15 долл. в час.

Одной из важнейших черт экономического развития США, связанной с распространением нового этапа НТР, стала ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, его способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям американского населения. Это было достигнуто за счет распространения, как в материальном производстве, так и в сфере услуг, техники и технологии новых поколений, основанных на использовании микроэлектроники и особенно микропроцессоров. В течение последней четверти ХХ века в США ведущую роль заняли шесть основных типов новой производственной техники и технологии: промышленные роботы, станки с ЧПУ, гибкие автоматизированные системы, системы автоматизированного проектирования, комплексы обрабатывающих центров с САПР, а также ЭВМ всех типов. Техника и технология на микроэлектронной основе оказали огромное влияние на банковскую и страховую отрасли, полностью революционизировав финансовую сферу.

В начале второго десятилетия нового века американские аналитики прогнозировали среднегодовой прирост ВВП на уровне 2,4 ‐ 2,8 % с возможными колебаниями от небольших минусовых значений до 5 – 6 %. Как глубокий экономический кризис, так и годовая инфляция порядка 10 – 12 % представлялись маловероятными. Однако ситуация сложилась иначе.

Сегодня экономика ведущей страны мира проходит жесточайшую проверку на прочность сформированного в течение второй половины ХХ века эталона развитой рыночной экономики.