Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методичка по социологии.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
717.82 Кб
Скачать

А. Н. Леонтьев Деятельность, сознание, личность

Наш язык хорошо отражает несовпадение двух поня­тий: слово «личность» употребляется только по отноше­нию к человеку и притом начиная лишь с некоторого эта­па его развития. Мы не говорим «личность новорожденно­го», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое при­обрел из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность – относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека. Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризую­щие индивида, не становятся особенностями его личности к примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для форми­рования личности огромно, даже больше, чем тип нервной системы (скажем, уравновешенность или неуравновешен­ность человека). Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности, ограничивает широкое и полнокровное общение с людьми. Но одни индивиды могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми.

Таким образом, никакие анатомические, физиологиче­ские или психические особенности не определяют форми­рование личности строго однозначно. Они – всего лишь предпосылки, но не составные части личности.

Личность формируют такие отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может существовать и природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной эко­логической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

Фундаментом личности выступают общественные отно­шения, но только такие, которые реализуются в деятель­ности. Не операции, ни действия, а именно деятельность характеризует личность, поскольку первые характеризуют саму деятельность.

А чем они различаются — действия и деятельность. Опе­рация письма, действия, связанные с чистописанием ни­как не могут быть связаны с личностью. Они выражают умственные навыки человеческого существа, владеющего языком. Но вот перед нами образ Акакия Акакиевича Башмачникова из повести Гоголя «Шинель». Переписывание казенных бумаг стало для него всепоглощающей страстью. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и пи­сал, писал... для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, – сообщает Гоголь, – он ложился спать, улыба­ясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пош­лет переписывать завтра».

Рутинные операции по переписыванию бумаг превра­тились во всепоглощающую деятельность, заняли централь­ное место, стали смыслом жизни, главным мотивом. А это означает, что в таком своем качестве – в качестве деятель­ности – операции письма выступили характеристикой личности. А другая деятельность, например, работа инже­нера, ничего не говорит о личности, что человек на работе думает о досуге. Именно досуговая, а не производственная деятельность стала главным смыслом жизни, всепоглоща­ющим интересом.

Следовательно, изучение приобретенных навыков, уме­ний и знаний ничего не расскажет психологу о личности. Он должен анализировать содержание деятельности, взаи­мосвязь и переплетение многих видов деятельности, кото­рыми занят один человек.

Зачатки личности обнаруживаются у дошкольников. Из­вестен такой эксперимент. Ученый ставил перед малышом задачу: достать удаленный предмет, не сходя с места. Как только ребенок принимался за решение, ученый уходил в соседнюю комнату и оттуда вел дальнейшее наблюдение. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш нару­шил правило: подошел к предмету, взял его и вернулся на место. Ученый тот час вошел в комнату, похвалил его и наградил конфеткой. Но ребенок отказался, а когда уче­ный стал настаивать, и вовсе заплакал. Почему? Ему стало стыдно? Награда оказалась не заслуженной в личностном смысле. Видимо, мы присутствуем при начале формирования того, что называют личностью.

Адаптировано по источнику. Психология личности. Тексты. – М.: 1982, с. 20 - 27.