Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Для зачётной экскурсии - экскурсия сокр.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
181.25 Кб
Скачать

Начало экскурсии в центре зала Торжественных заседаний

Несвиж – один из старейших городов Беларуси. Именно здесь сохранились уникальные архитектурные памятники, которые создал Джованни Мария Бернардони (1541-1605) – ученик итальянских зодчих Джакомо Бароцци да Виньолы и Джакомо делла Порта. (В галерее портретов указывается архитектор).

Одним из памятников является ратуша, древнейшая среди ратушных построек, сохранившихся на территории нашей страны. Она была центральным элементом городской площади. Её строительство начато, по мнению многих исследователей, именно по проекту Бернардони, после получения Несвижем Магдебургского права.

[Магдебургское право – это совокупность юридических норм, определявших сословно-правовое положение горожан в условиях феодального общества. М.п. давало городам самоуправление, судебный иммунитет, налоговые льготы, право владения землёй, льготы в ремесленной и торговой деятельности горожан, освобождало от воинской повинности. В городах с М.п. горожане освобождались от феодальных повинностей, создавались выборные органы самоуправления и городского суда (магистрат), устанавливался порядок избрания городской власти и её функции, основные нормы гражданского и уголовного права для горожан, нормы судопроизводства, налогообложения, торговой деятельности, деятельности ремесленных цехов и купеческих объединений].

Группа переходит к стенду, где представлены копии привилеев, выданных городу в конце XVI века.

Соответствующий привилей был подписан 23 апреля 1586 г. в Гродно королём Речи Посполитой и Великим князем Литовским Стефаном Баторием (В галерее портретов указывается Стефан Баторий). В привилее говорится: “... даётся право Тевтонское или Магдебургское, то самое, которое горожане как в королевстве, так и в Великом Княжестве Литовском употреблять привыкли. Граждане несвижские ни по какому другому праву не должны привлекаться, и ни в какой суд, кроме Магистрата Несвижского, не должны быть вызываемые...”.

Одновременно Несвиж получил и свой герб. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчёркивалась его независимость от княжеской или королевской власти. Герб Несвижа представлял собой щит, разделённый на две части: в правой – 10 косых полос голубого, красного и золотистого цветов, а в левой, золотистого цвета, – половина чёрного орла. Из привилея: “з одное стороны – орла половину чорного, яко бы вдолж перетятого, з зуполным носом, з другое стороны – десять линей, уверх крывовынесеных прыровнываючы тые места Несвижские во всих справах, вольнастях и свободах головным местом нашым, Корунным и месту Великого князьства Литовского Виленьскому”.

18 июня того же года владельцем Несвижа князем Николаем Христофором Радзивиллом “Сироткой” был подписан ещё один привилей (Демонстрируется портрет князя). Согласно с последним привилеем, городское руководство было обязано построить “каменную ратушу” (польск. Ratusz от немецкого Rathaus – здание, в котором располагались органы городского самоуправления).

Первое графическое изображение Несвижской ратуши дошло до нас на гравюре Томаша Маковского (около 1604 г.) (Демонстрируется портрет гравёра). В так называемом «Киевском альбоме» Д.М.Бернардони сохранился лист с планом ратушных фундаментов конца XVI – начала XVII вв.

История ратуши интересная, увлекательная, полная разных событий. Строительство Несвижской Ратуши было завершено около 1596 г. Во время Северной войны здание горело – его восстановили в 1752 г.

Прямоугольная в плане 2-х этажная постройка с 6-ти ярусной башней над входом; два верхних яруса – восьмерики, башня завершена гранёным куполом. Фасады почти лишены декора, кроме простых карнизов. Окна прямоугольные. Торговые ряды, перестроенные в середине 18-го в. (первоначально они размещались симметрично с двух сторон ратуши с арочными брамами на торцах), окружали здание с трёх сторон, ячейки – лавки переориентированы проёмами на площадь. Внутренний П - образный дворик использовался для подвоза и разгрузки товаров.

В так называемый «Магдебургский период» (конец XVI в. - 1836 г.) в подвалах ратуши находилась тюрьма, на первом этаже – торговые лавки, городская весовая, где находились городские весы и контрольные бочки, которыми мерили зерно, помещения для стражников, склад оружия для городского ополчения, специальное место для хранения пожарных инструментов. Второй этаж отводился под учреждения магистрата. Тут размещались большой зал рады, зал суда, канцелярия, казна, кабинеты войта и бурмистров. Здесь же хранился городской архив с административными книгами и привилеями, данными городу королями и Радзивиллами.

Большой ущерб был нанесён зданию в городском пожаре 1836 г.: башня уменьшилась с шести до четырёх ярусов, пострадали помещения второго этажа. Ремонтные работы велись с разной степенью интенсивности почти до заката существования Российской империи. Приблизительно с 1849 г. более 10 лет в Ратуше размещалась православная церковь, и даже готовился проект перестройки здания магистрата под православный храм. С этого времени и до конца XIX века большинство помещений использовались не по назначению. В 1894 г. Городская Дума была преобразована в Городское общественное управление. С конца XIX века и до 1939 г. в здании вновь разместились органы городской администрации: городская Ратуша и городская Дума, поветовое староство, полицейская и городская управы. Интересно, что в отдельные периоды ратушный зал использовался для театральных постановок и выступлений фокусников. Во время ВОВ на втором этаже располагалась администрация местного самоуправления; на первом этаже находились помещения учительской семинарии, спортивный зал, городская библиотека. После 1945 г. в ратуше разместился районный Дом культуры, позднее – Дом пионеров и школьников, детская библиотека, «вечерняя» школа.

Новую жизнь Несвижская ратуша получила после реставрации, которая проводилась с 1997 по 2004 гг. В Беларуси, кроме Несвижа, ратуши сохранились только в Чечерске, Слониме, Шклове и Витебске и ни в одной из них не сохранилась обстановка. Поэтому, в качестве аналогов при реставрации и восстановлении интерьеров здания использовались ратуши на территории бывшей Речи Посполитой (Торунь, Познань, Краков, Сандомир и т.д.). В интерьерах 2-го этажа здания после реставрации разместилась музейная экспозиция «Городское самоуправление Несвижа в XVIII – п.п. XIX вв.». Экспозиция рассказывает об основных функциях органов местного самоуправления в обозначенное время, их значении в жизни горожан, знакомит посетителей с интерьерами зала торжественных заседаний, зала суда, скарбницы и кабинета войта.

Зал Торжественных заседаний или зал Рады.

Зал Рады был самым большим помещением магистрата и исполнял административную функцию. Здесь проходили заседания городской Рады, а также проводились важнейшие торжества города.

В соответствии с нормами Магдебургского права белорусские горожане избирали органы самоуправления. В частновладельческих городах в состав магистрата входили: войт, бурмистры, радцы, лавники и городской писарь.

Право избрания войта в Несвиже принадлежало горожанам, а утверждение (из 2-х кандидатов) – князю. Войт, в свою очередь, из определённых на собрании горожан кандидатов, утверждал бурмистров, радцев и лавников. В составе магистрата оставались и те, кто избирался раньше. Это создавало положение, при котором члены магистрата «сами себя пополняли».

Главные требования, которые предъявлялись к кандидатам – это на «вряд обирати людей годных, набожных, смелых…». После выбора на должность все лица – войт, бурмистр, радцы и лавники, в присутствии владельца города и всех мещан, приносили присягу в соответствии с клятвой, описанной в Магдебургском праве. После этой торжественной процедуры они считались допущенными к исполнению своих обязанностей, и «урад мески» начинал полностью функционировать. Согласно магдебургскому праву, Рада во главе с бурмистром должна была собираться в ратуше «не меньше одного раза в неделю, или столько, сколько будет нужно». Предметом обсуждения на этих заседаниях должны были служить общие интересы города, «умножение общего добра», «предупреждение потерь», решение возникших проблем, установление мер по предупреждению дороговизны на продукты питания. По Магдебургскому праву Рада должна была принимать нужные меры для предупреждения в городе беспорядка, заботиться о безопасности жителей, «оберегать вдов и сирот», истреблять азартные игры. Разбирала гражданские дела несвижан.

В компетенцию Рады входили вопросы финансовой политики, охрана города. Беспокоилась она и о торговле, организации базаров, следила за соответствием мер и весов. Раде должны были быть «во всём послушны все ремесленники города». Полномочия Рады продолжались обычно год. Для выслушивания отчёта («слушание личбы») собирался весь состав Рады. После утверждения отчёта войтом функции Рады считались законченными. Проходили новые выборы.

Получив Магдебургское право, несвижане освобождались от феодальных повинностей – заготовки сена, выделение повозок и др., которые они несли до этого вместе с сельскими жителями, от суда и власти государственных служащих. Однако взамен на политические и общественные свободы, горожане возложили на себя другие обязанности. Они должны были ремонтировать и обновлять оборонительные сооружения – каждый год «с каждого пляца оседлого насыпать по пруту (4,87 м) земляной насыпи вала». На фортификационные работы деньги выделяли из городской казны. Общественные военно-оборонительные работы осуществлялись сообща всеми мещанами. Кроме того, согласно статьям Магдебургского права, в городе была организована охранная служба и служба борьбы с пожарами. Существовало также городское ополчение.

Все жители Несвижа, которые построили дома на городской земле, как на Старом, так и на Новом месте, имели охранные (сторожевые) и военные обязанности. Горожане участвовали в военных “пописах” и учениях – “муштрах”. Каждый год все взрослые мужчины принимали участие в соревнаваниях стрелков на приз “короля курка”. Эти соревнования проводились в торжественной обстановке, в “шыхгаузе” – определённом месте для стрельбы за монастырём бенедектинок. В число первой четвёрки, как правило, входили князь, его жена, губернатор несвижского замка и войт. Князь и его жена могли передавать право первого выстрела любому человеку.

После первой четвёрки стреляли члены магистрата и все жители города, которые имели оружие. Когда пуля попадала в середину мишени, счастливого стрелка объявляли на целый год “королём курка”. В ратуше ему торжественно подносили бархатный пояс с серебряными пластинами. Имя победителя записывали в магистратскую книгу, его освобождали от некоторых налогов и разрешали свободно изготовить определённое количество пива и браги.

В конце XVIII века произошли разделы Речи Посполитой. Несвиж отошёл к Российской империи по второму разделу в 1793 году. В соответствии с Указом Сената № 22141 от 15 апреля 1866 г. Ратуша в Несвиже была «упразднена». Новой «городской думе» в отличие от магистрата отводились очень ограниченные функции: подача сведений (губернским властям) о «таможнях», дела о цехах и ремесленниках, рассмотрение вопросов об усыновлении, опекунстве, выверка мер и весов и так далее. Царская власть сделала всё возможное, чтобы органы городского самоуправления были всегда под бдительным наблюдением высших инстанций: губернского магистрата, губернского управления и губернатора.

Демонстрируется стенд, где представлены документы, связанные с данным историческим периодом.

Стены зала Торжественных заседаний украшает портретная галерея. Известно, что в главных залах ратуш вывешивались портреты королей Польши и Великих князей Литовских. В нашей портретной галерее представлены портреты тех людей, которые оставили заметный след как в истории и культуре Несвижа, так и всей Беларуси. С некоторыми мы уже познакомились.

Демонстрируются портреты.

Барбара Радзивилл – жена польского короля и Великого князя Сигизмунда Августа Ягелончика. Была коронована 7 декабря 1550 г. Но уже была больна и через несколько месяцев умерла. Существует версия, что Барбару отравили. По легенде после смерти её душа поселилась в Несвижском замке. Романтической любви Барбары и Сигизмунда посвящены многочисленные художественные произведения. Она осталась в истории нашей земли, как единственная женщина из рода Радзивиллов, которая была коронована. Может быть, именно поэтому народные предания «перенесли» Чёрную даму в Несвиж – город, который стал символом могущества рода Радзивиллов.

Николай Радзивилл «Чёрный». В 1547 г. получил от императора Священной Римской империи Карла V титул князя «Священной Римской империи на Олыке и Несвиже» для себя и своих потомков. При Радзивилле «Чёрном» в 1562 году в Несвиже был издан знаменитый «Катехизис» Сымона Будного (первая книга на белорусском языке, изданная в Беларуси). Также известен как основатель несвижского архива. Привилей на хранение в замке важнейших документов ВКЛ издал король Сигизмунд Август в 1551 году.

Михаил Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Франтишка Урсула Радзивилл. Благодаря этим людям город возродился после шведского нашествия (1706 г.). Они привели в порядок и увеличили замковую библиотеку, обновили типографию. Создали капеллу и театр – первый на территории Беларуси. Основали большое количество мануфактур.

Матей Радзивилл – сын второй жены князя «Рыбоньки». Долгие годы жил в Несвиже. Именно тут он попал в благоприятные к своим музыкальным способностям условия. Как драматург дебютировал в 1784 г., когда к приезду короля Станислава Августа Понятовского в Несвиже была поставлена опера «Агатка» (либретто М. Радзивилл, музыка Я.Д. Голанда). Также известны другие его произведения: дивертисмент, соната, серенада, 6 полонезов. Увлекался поэзией.

Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку» – сын князя «Рыбоньки» и Франтишки Урсулы. Возродил в Несвиже в 1767 году кадетский корпус. При Пане Коханку в составе театра была драматическая труппа актёров, а также группа итальянских певцов, балет, новый состав капеллы (44 человека). В парке «Альба» создал деревню, которая напоминала небольшое своеобразное государство. Жители носили национальную одежду, пели народные песни, разговаривали только на белорусском языке. В 1782 году также в «Альбе» по проекту Л.Лутницкого был возведён дворец «Альтана».