Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
68 почитайте просто.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
727.1 Кб
Скачать

Введение

Французская Республика - самая большая страна Западной Европы: её площадь достигает 551 тыс. км2.

Франция занимает крайнюю западную часть Европейского материка. На севере её отделяют от Англии неширокие проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, на западе она омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге - Средиземным морем. Большая часть сухопутных границ Франции проходит по высоким горам или иным природным рубежам: на юго-западе Пиренеи отделяют её от Испании, на юго-востоке по Альпам и Юре проходит граница с Италией и Швейцарией, а франко-германской границей служит Рейн, и только на севере низменности Франции незаметно сливаются с низменностями Бельгии. Столица - город Париж.

Население страны составляет 60,2 млн человек. Официальный язык - французский. Глава государства - президент. В настоящее время президентом Франции является Николя Саркози.

Удобство морских и сухопутных связей, расположение на перекрестке международных путей издавна усиливали экономические позиции Франции, что способствовало развитию её хозяйства, торговли и культуры. На протяжении многих столетий Франция играла важную роль как в мировой экономике, так и в международной политике.

Современная Франция - одна из наиболее развитых индустриальных стран: по объёму валового национального продукта она занимает четвёртое место после США, Японии и Германии. Это делает ее выгодным партнером, с которым необходимо в свою очередь налаживать продуктивные сотруднические отношения.

А потому нам представляется актуальным и необходимым рассмотрение внешне и внутреннеполитических проблем Франции на современном этапе.

1. Основные направления во внешней и внутренней политике Франции в начале XXI века

Внутренняя и внешняя политика Франции тесно взаимосвязаны, поэтому определенное влияние на внешнюю политику Франции уже при бывшем президенте Жаке Шираке оказывала складывающаяся в стране внутриполитическая ситуация. Стремясь получить в Национальном собрании подавляющее большинство своих сторонников, Жак Ширак назначил в 1997 г. досрочные парламентские выборы, которые принесли поражение голлистской партии. Большинство голосов было отдано социалистам, сформировавшим правительство. В результате французы получили третий в современной истории пример "сосуществования" президента и правительства, принадлежащих к соперничающим партиям. Это сказалось не только на внутренней, но и на внешней политике Франции, поскольку социалисты активно навязывали Шираку свое видение в этой области.

Превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним из полюсов современной международной системы, явилось для Франции важнейшей стратегической задачей в последние десятилетия XX в. Заняв в ЕС лидирующие позиции, она рассчитывает продолжать оказывать таким образом значительное влияние на мировую политику.

Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все страны Европы1. Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции, которую Франция, как и другие члены Евросоюза, считала в течение ряда лет не готовой к вступлению в ЕС по причине серьезных нарушений прав человека и слишком большой роли армии в политике этой страны.

Свою позицию относительно расширения Европейского союза на восток Франция аргументировала, с одной стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и в первую очередь на Центральную и Восточную Европу зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой - тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз.

В начале XXI века Франция внесла значительный вклад в формирование благоприятных условий для расширения ЕС. Во второй половине 2000 г, она председательствовала в Европейском совете и подготовила проект договора, подписанного в декабре этого же года на саммите ЕС в Ницце, который положил начало расширению Союза путем вступления в него 10 стран-кандидатов, а также предусмотрел некоторые институциональные реформы2.

Как уже говорилось, Франция принимает активное участие в реформировании ЕС. На саммите Евросоюза в Лакене в декабре 2001 г. было принято решение о создании особого органа - Конвента, который должен был разработать на основе учета различных точек зрения новую институциональную структуру ЕС. Председателем Конвента был назначен бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В результате полутора лет работы Конвент представил на саммите ЕС в Греции проект конституции Европейского союза, который затем был рассмотрен на сессии Межправительственной конференции в октябре 2003 г.

Задача, поставленная перед Конвентом, была чрезвычайно сложной, поскольку по проблеме институциональной перестройки ЕС существует множество часто взаимоисключающих точек зрения. Еще в мае 2001 г. бывший премьер-министр Л. Жоспен изложил французское видение принципов европейского строительства, в корне отличающееся от концепции канцлера Германии Г. Шредера. Если последняя предполагала коренную перестройку институтов ЕС в мощные наднациональные органы управления, в которых Германия, благодаря своему политико-экономическому и демографическому весу, рассчитывает занять командные позиции, то Франция, склонная к сильной централизованной власти внутри страны, хотела, чтобы институциональная система Евросоюза базировалась на независимых, суверенных государствах. Именно поэтому Франция высказалась против федеративного устройства ЕС, основанного на единой исполнительной и законодательной власти, против общеевропейского правительства. Властные прерогативы, по мнению французов, должны передаваться наднациональным институтам постепенно. Вместе с тем они признавали важность таких элементов федерации, как приоритет общеевропейского права, существование независимой Европейской комиссии, Европарламента, Европейского суда, единого рынка и денежной единицы. Французы предложили также создать такие новые инстанции как постоянный совет министров на уровне вице-премьеров, "экономическое правительство" зоны евро, интегрированную европейскую полицию, общую внешнюю и военную политику3. По поводу реформирования ЕС неоднократно выступал бывший президент Франции Жак Ширак, который поддерживал идею сильной Европы, способной влиять на международные дела и имеющей собственную конституцию. Центром принятия главнейших решений в Евросоюзе, по его мнению, должен оставаться Европейский совет глав государств и правительств.

Франция стала одним из главных инициаторов формирования общеевропейской внешней политики и политики безопасности, прекрасно понимая, что строительство Европейского союза, как одного из мощных полюсов современного мира невозможно, если это объединение не будет иметь единой внешней политики, вырабатываемой соответствующим институциональным органом, и единой политики в области обороны, подкрепленной силой европейской армии. Бывший президент Франции Ж. Ширак неоднократно высказывался в пользу разработки "большой европейской политики"4.

Формирование общей внешней политики и политики безопасности было предусмотрено еще в Маастрихтском и Амстердамском договорах. Проблемы единой политики в области обороны Франция стремилась решить, действуя по нескольким направлениям. НАТО продолжала оставаться для европейцев главным гарантом их безопасности. С приходом к власти президента Ширака Франция предприняла ряд шагов по нормализации отношений с НАТО и возвращению в эту организацию. Французское руководство заявило о своем намерении участвовать в работе по обновлению альянса и решению проблем гармонизации действий ЗЕС и НАТО.

Замысел Парижа заключался не в том, чтобы совсем вытеснить американцев из Европы, а в том, чтобы европейцы могли коллективно проявлять себя и отстаивать свои взгляды в рамках НАТО посредством создания внутри блока "европейской компоненты". Бывший президент Ж. Ширак предложил американцам передать командование силами НАТО в Средиземноморье европейцу при сохранении ими общего стратегического командования Европой и Атлантикой. Однако Соединенные Штаты ему в этом отказали под предлогом того, что Средиземноморье и Ближний Восток входят в зону их интересов. В результате французы приостановили возвращение в военную организацию альянса.

Одновременно с попытками "европеизировать" НАТО французы предприняли попытки активизировать деятельность Западноевропейского союза. Они рассчитывали превратить ЗЕС в военную организацию Евросоюза и обеспечить, насколько это возможно, его автономный от НАТО статус. Однако другие члены ЗЕС, в частности представители Великобритании, прямо заявляли, что это никогда не произойдет. Таким образом, французы вынуждены были констатировать, что "европейцы ни коим образом не готовы ни в политическом, ни в финансовом отношениях сделать необходимые усилия, чтобы создать оборону, способную заменить НАТО"5.

В мае 1996 г. на Берлинской сессии Совета НАТО было принято решение о предоставлении ЗЕС возможности организовывать и выполнять военные операции в Европе, в которых Соединенные Штаты сочли бы для себя нежелательным участвовать. Но и в этих условиях ЗЕС оставался бы в полной зависимости от воли командования НАТО. Определенные надежды связывали французы с активизацией роли ОБСЕ, которая, по словам бывшего министра иностранных дел Ю. Ведрина, должна стать осью всей системы европейской безопасности6. Однако все робкие шаги европейцев в сторону независимости в военной области наталкивались на упорное сопротивление американцев, прочно удерживающих рычаги влияния на Европу через механизмы НАТО.

Именно поэтому французы продолжали выдвигать новые инициативы в области европейской обороны. Вместе с другими членами ЕС они постоянно создавали на многосторонней основе отдельные военные соединения. Это Еврокорпус, Еврофор, Евромарфор, Европейская авиационная группа. В конце 1998 г. на встрече в Сен-Мало Франция и Англия обнародовали совместный проект создания европейских мобильных сил для самостоятельного участия в операциях на Европейском континенте, где не будут задействованы силы НАТО. Французы опять высказались в пользу автономности этих сил от альянса. Однако под давлением США они были вынуждены отказаться от таких планов. Было принято решение о создании Европейских сил быстрого реагирования в составе 60 тыс. человек на базе Еврокорпуса. До недавнего времени вопрос о создании европейских вооруженных сил упирался в отсутствие средств. Но в мае 2003 г. Евросоюзом было заявлено, что 15 стран - членов ЕС инвестируют 20 млрд. евро в оборону Европы7.

На франко-германском саммите в Баден-Бадене эти страны договорились о более тесном сотрудничестве в военной области - по космическим спутникам, об общих инициативах в НАТО, о вооружениях, обмене военными соединениями и др. Это сотрудничество, по мнению обеих стран, могло стать ядром будущей оборонной политики ЕС. В конце апреля 2003 г. на "мини-саммите" ЕС в Брюсселе Франция, Германия, Бельгия и Люксембург заявили о своем желании "подготовить почву для европейской обороны"8. Участники встречи сразу же оговорились, что не собираются создавать конкуренцию НАТО. В то же время речь снова зашла об автономии ЕС. Четыре участника встречи в Брюсселе предложили другим европейским странам поддержать любое из семи сформулированных ими конкретных предложений, которые включают создание; европейского командования стратегическим транспортом; европейской войсковой части ядерной, бактериологической и химической защиты; европейской системы срочной гуманитарной помощи; европейских центров военного образования; коллективного центра планирования и проведения операций; многонационального генерального штаба, а также выработку предложений для Конвента. Стремясь оградить новые предложения от нападок со стороны США, бывший президент Ширак заявил о необходимости существования как сильной Европы, так и сильных Соединенных Штатов, связанных прочным союзом. Однако вряд ли эта новая инициатива будет одобрена американцами, которые подозревают, что интегрированная Европа создается против них, и "не прочь разобщить европейцев, чтобы властвовать"9. Как стало ясно, раскол в Евросоюзе по этим проблемам уже наметился, поскольку часть стран-кандидатов в члены ЕС продемонстрировали свою верность линии Соединенных Штатов.

Кроме того, говоря о внешней и внутренней политике, следует отметить, что Франция, одна из самых больших и могущественных европейских стран, создала значительную колониальную систем, сравнимую с британской или испанской. Со временем она сошла с исторической сцены, однако, отнюдь не бесследно. В мировом океане разбросаны острова, принадлежащие Франции, во многих странах Африки и некоторых государствах Америки французский язык является одним из официальных, а то и единственным официальным. Обращает на себя и серьезный престиж французской культуры: везде знают и ценят французские вина, французское искусство и французскую кухню. Так что французская империя и поныне продолжает свое существование - только теперь она в большей мере размещается не на (гео) политической, а на (гео) культурной карте мира.

Вся эта система "культурного влияния" поддерживается множеством механизмов. Оказываются задействованы и заморские владения, и взаимодействие с бывшими колониями, и распространение французского языка. Каждый из этих факторов является очень важным во внешней политике Франции. И главной проблемой здесь является поддержание престижа французской культуры и французского языка. Но проблема эта пока успешно разрешается.

Эти "осколки" бывшей колониальной системы наиболее тесно связаны с Францией: они до сих пор остаются в её составе. Их нельзя назвать колониями: жители всех заморских территорий являются полноправными гражданами Франции, независимо от того, являются они потомками французских переселенцев или представителями коренного населения. Жители заморских владений пользуются правом свободного перемещения по территории Франции и Евросоюза, однако, жители иных стран для посещения заморских владений должны получать отдельную визу.

Формально заморские владения Франции представлены четырьмя заморскими департаментами (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), тремя заморскими территориями (Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские владения в Южной Антарктике) и территориальными коллективами, имеющими особый статус (Майотта, Сен-Пьер и Микелон, Новая Каледония). Заморские владения Франции - в основном островные. Исключением является лишь Гвиана, находящаяся на северо-востоке южноамериканского материка. Благодаря заморским владениям Франция присутствует практически по всему миру: в Индийском (Реюньон, Майотта, Антарктические территории), Атлантическом (Сен-Пьер и Микелон, Гвиана, Гваделупа, Мартиника), и Тихом (Уоллис и Футуна, Новая Каледония, Французская Полинезия) океанах. 10

Заморские владения Франции являются образцами существования французской системы государства в различных регионах Земли. В этом качестве они имеют большое значение для Франции, наглядно показывая сопредельным странам и их жителям успехи французской модели государства. В той или иной степени эту роль выполняют все заморские владения (кроме Антарктических территорий), однако наиболее эта роль заметна у Сен-Пьер и Микелона и у Майотты.

Франция очень ревностно относится к чистоте своего национального языка и его присутствию в мире. Если поначалу французский язык распространялся за счёт наличия у Франции значительной колониальной империи, то после её распада потребовался новый механизм сохранения присутствия французского языка в мире. Таким механизмом стала Международная организация франкофонии - французский аналог британского Содружества наций, - являющаяся, однако, не политической, а скорее культурно-образовательной организацией.

Эта организация появилась не сразу. Сначала в 1950 г. во Франции был создан Международный союз франкофонных журналистов и СМИ. Позже, в 1960 г. сотрудничество началось на государственном уровне: были созданы Конференция министров образования и Конференция министров молодёжи и спорта франкофонных стран11. Примечательно, что создание этих конференций инициировалось не из Парижа, а интеллигенцией и государственными деятелями бывших колоний, прежде всего писателем и первым президентом Сенегала Леопольдом Сегаром Сенгором. Он высказал идею об объединении африканских стран, которые ориентированы на дальнейшие, основанные на культурной и языковой общности, связи с Францией.

К настоящему моменту сеть подобных институтов разрослась и вылилась в полноценную международную организацию. Её членами являются 55 государств, причём далеко не все из них когда-либо входили в состав Французской империи. Например, в организацию входят в качестве членов Болгария, Албания, Румыния и Молдавия, а Литва, Чехия, Словакия, Словения и Польша имеют в организации статус наблюдателей. Членство Канады и её провинций Квебек и Нью-Брансуик рассматривается по отдельности. При этом входят в организацию не все бывшие колонии, например, в неё не входит Алжир.

Развёрнутая и многоступенчатая система взаимодействия Франции со странами мира способствует экспансии французской культуры, эффективной внешней и диаспоральной политике, а также заметно облегчает ситуацию с иммиграцией и регулированием иностранной рабочей силы. Кроме того, в современном мире подобная система является эффективной системой противодействия англо-саксонской культурной экспансии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]