Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на вопросы СНГ.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
1.37 Mб
Скачать

[Править]Символика

Символом победы над ГКЧП стал российский триколор, который широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. После поражения ГКЧП, постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 года[76], бело-сине-красный исторический флаг России был признан официальным национальным флагом РСФСР.

Другим символом событий стал балет «Лебединое озеро», который демонстрировался по телевидению между экстренными выпусками новостей[77].

В массовом сознании действия ГКЧП были ассоциированы с чилийским путчем Пиночета. Так Анатолий Александрович Собчак назвал ГКЧП хунтой[6], а Язов попытался дистанцироваться от этого образа, заявив: «Пиночетом я не буду».[78]

Флаги России, использовавшиеся во время событий противниками ГКЧП

бело-лазорево-алый триколор, впоследствии - национальный и государственный флаг РСФСР[79][80]

бело-сине-красный(исторический) национальный[81] флаг Российской империи[82][83][84]

флаг Российской империи «для частного употребления»[85]

флаг гербовых цветов Российской империи[86]

государственный флаг РСФСР 1954 года, из которого вырезана советская символика[87]

[Править]Предположение о сговоре Горбачёва и гкчп

Высказывалось предположение, что в сговоре с ГКЧП был сам Горбачёв, который знал о консервативном лобби в кремлёвском руководстве.

А. Е. Хинштейн в книге «Ельцин. Кремль. История болезни» пишет:

За день до отъезда, 3 августа, собрав узкую часть Кабинета министров, Горбачёв произносит загадочную фразу: «Да, ситуация трудная, но мы пойдем на все, включая введение чрезвычайного положения»[20]. И потом, когда 4 августа сажают его в самолёт, он ещё раз повторяет эти странные установки. «При необходимости действуй решительно, но без крови», — напутствует Михаил Сергеевич остающегося на хозяйстве вице-президента Янаева.

— [88]

1 Февраля 2006 года в интервью телеканалу «Россия» Борис Ельцин заявил о Горбачёве:

И во время путча он был информирован обо всём и всё время ждал, кто победит, те или другие. В любом случае он примкнул бы к победителям — беспроигрышный вариант

— [89].

Валентин Варенников и другие участники ГКЧП заявили что Горбачев перед отлётом в Форос сказал им: «Вы принимайте любые меры, какие посчитаете нужными»[90], а когда они там с ним встречались он им сказал: «Ну черт с вами! Делайте что хотите!»[21][91]. В беседе с заместителем главного редактора журнала «Журналист» Виталием Челышевым Геннадий Янаев заявил:

Начало 1991 года. Предусматривалось 4 варианта введения чрезвычайного положения. Первый — в Москве и других регионах, второй — по всей стране. Третий — прямое президентское правление в столице и отдельных территориях. И четвёртый — прямое президентское правление по всей стране. Эти четыре варианта были Горбачеву доложены. И он сказал: «Хорошо. Пусть пока полежит…»

Скажите, зачем он 4 августа улетает в Форос — при такой-то ситуации в стране? Смешно. Неужели нельзя было после подписания Союзного договора уйти в отпуск… Он улетает. А 3 числа, перед его отъездом, проводится заседание кабинета министров, и на этом заседании Горбачев говорит: «Да, ситуация трудная, но мы пойдем на все, включая введение чрезвычайного положения.» И документы, которые были обнародованы 19 августа нами, ГКЧП, это же документы, которые готовили для ГОРБА-ЧЕ-ВА! Не могли мы за одну ночь эти документы изготовить! Понимаете, какая вещь. У меня-то до сих пор складывается впечатление, что он подталкивал нас к этому"[37].

В 2001 году в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera бывший член ГКЧП В. Крючков заявил, что 18 августа, когда «группа товарищей» посетила Форос, пытаясь склонить Горбачёва одобрить их план, то Горбачёва больше всего беспокоил Ельцин («для Горбачева самой важной проблемой был Ельцин, он всегда его очень боялся», — утверждал бывший глава КГБ). Крючков также заявил: «И когда наши товарищи стали прощаться с Горбачёвым, он сказал: „Давайте! Действуйте!“»[2][92]. Данная версия, однако, не подтверждается другими источниками,[41] согласно которым Горбачёв «не соглашался ни на что, никакие аргументы на него не действовали». Президент проводил гостей словами: «Ну и м…и же вы!» и пожал им на прощание руки, поскольку они согласились с его предложением вынести вопрос о положении в стране и возможном введении ЧП на сессию Верховного Совета.[38]

В 2011 году Юрий Прокофьев, первый секретарь Московского городского комитета КПСС, заявил, что в марте 1991 года на совещании у Горбачева была образована комиссия во главе с Янаевым по введению чрезвычайного положения в СССР.[21][93][94] Анатолий Лукьянов утверждает, что на этом совещании у Горбачева был фактически создан ГКЧП, так как в состав комиссии вошли все будущие участники ГКЧП.[95] Геннадий Янаев неоднократно заявлял, что документы ГКЧП были разработаны по поручению Горбачева[1][20]. Горбачёв утверждает, что прорабатывались практические шаги по реализации Закона СССР 1990 года «О правовом режиме чрезвычайного положения» в рамках Конституции СССР и это не означает его согласия с незаконными действиями членов ГКЧП.[24]

В августе 2011 года на большой пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» Горбачев признался, что знал о возможности путча, его об этом предупреждали, но он считал, что важнее предотвратить кровопролитие и, тем более, гражданскую войну[96][97].

Член ГКЧП, маршал Дмитрий Язов:

Горбачев выжидал, кто победит. Это все вранье, что у него связи не было, что приемник нашел и антенну из веревочки делал. И мобильная связь была специальная - «Кавказ». И ядерный чемоданчик. Мы прилетели к нему 21 августа, но нас он не принял, а минут через 20 - 30 прилетели Силаев, Бакатин - реакция противоположная. И только потом согласился встретиться с Лукьяновым и Ивашко. Потом Горбачев передал через своего представителя Крючкову, чтобы он с ними летел в самолете, специально чтобы разъединить нас. Больше мы не виделись.[15]