
- •4. Основные этапы перестройки
- •5. Съезд Народных Депутатов 89-91
- •6. Политический кризис в ссср в к. 1990 г. Новоогарёвский процесс. Создание проекта ссг.
- •[Править]ссг-конфедерация
- •I. Основные принципы
- •II. Устройство союза
- •III. Органы союза
- •IV. Заключительные положения
- •7. События 19-21 августа 1991 г. Создание гкчп.
- •Цели гкчп
- •[Править]Противники гкчп
- •[Править]Предыстория
- •[Править]Развитие основных событий
- •[Править]Дальнейшие события
- •[Править]Противостояние гкчп в Ленинграде
- •[Править]Реакция на события
- •[Править]Символика
- •[Править]Предположение о сговоре Горбачёва и гкчп
- •1 Февраля 2006 года в интервью телеканалу «Россия» Борис Ельцин заявил о Горбачёве:
- •[Править]Роль Альфы
- •[Править]Мнения участников событий
- •[Править]Значение
- •После августовских событий
- •9. Концептуальные основы миротворчества в снг
[Править]Предыстория
17 июня Горбачёв и лидеры девяти республик согласовали проект Союзного договора. Сам проект вызвал резко отрицательную реакцию у силовиков из Кабинета Министров СССР: Язова (Армия), Пуго (МВД) и Крючкова (КГБ).
20 июня в Берлине Госсекретарь США Джеймс Бейкер предупреждает министра иностранных дел СССР Александра Бессмертных со ссылкой на разведданные о возможном заговоре с целью отстранение Горбачёва от власти и причастности к нему премьер-министра Павлова, министра обороны Язова и председателя КГБ Крючкова[2][37][38]. Аналогичную информацию посол США в Москве Мэтлок передаёт Горбачеву[37].
20 июля — Президент РСФСР Борис Ельцин издал указ о департизации, то есть о запрещении деятельности парткомов на предприятиях и в учреждениях.
29 июля в Ново-Огарёве конфиденциально встретились Горбачёв, Ельцин и президент Казахстана Н. А. Назарбаев. Они наметили подписание нового Союзного договора на 20 августа.
2 августа Горбачёв в телеобращении объявил, что подписание Союзного договора намечено на 20 августа. 3 августа это обращение опубликовано в газете «Правда».
4 августа Горбачёв отправился отдыхать в свою резиденцию в районе посёлка Форос в Крыму.
16 августа председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, находящийся в отпуске на Валдае, разговаривает по телефону с секретарем ЦК КПСС О. С. Шениным, работает над текстом своего заявления о недопустимости подписания договора о Союзе Суверенных Государств.
17 августа — Крючков, Павлов, Язов, Бакланов, Шенин и помощник Горбачёва Болдин встречаются на объекте «АБЦ» — закрытой гостевой резиденции КГБ по адресу Теплостанский проезд, 1а. Принимаются решения ввести ЧП с 19 августа, потребовать от Горбачёва подписать соответствующие указы или уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Янаеву, Ельцина задержать на аэродроме «Чкаловский» по прилёту из Казахстана для беседы с Язовым, дальше действовать в зависимости от результатов переговоров.[38]
[править]Начало событий
18 августа в 8 часов утра Язов сообщает своим заместителям Грачёву и Калинину о предстоящем введении чрезвычайного положения.
13:02. Бакланов, Шенин, Болдин, генерал В. И. Варенников и начальник 9-го управления КГБ Юрий Плеханов[2] вылетают с аэродрома «Чкаловский» на военном самолете ТУ-154(бортовой номер 85605)[39], закрепленным за министром обороны Язовым в Крым для переговоров с Горбачёвым, чтобы заручиться его согласием на введение чрезвычайного положения. Около 17 часов они встречаются с Горбачёвым. Горбачёв отказывается дать им своё согласие.[38][40][41]
Мы в Чрезвычайном Комитете договорились, что группа поедет в Крым к Горбачёву для того, чтобы его склонить к принятию решения о введении чрезвычайного положения. … Другой целью нашего приезда в Форос к Горбачёву было сорвать намеченное на 20 августа подписание нового союзного Договора, который, по нашему мнению, не имел никаких правовых основ. 18 августа мы с ним встретились, где, как известно, ни о чём не договорились.
— В. Варенников, интервью
Следует отметить, что Варенников настаивал на том, что Горбачёв все же не возражал против введения чрезвычайного положения, а лишь не хотел брать на себя такое решение:
Словом, наша встреча закончилась ничем. Её результаты были весьма туманными, как это бывало вообще в большинстве случаев, когда Горбачеву приходилось принимать решение по острым вопросам или просто говорить на тяжелую тему. В заключение он сказал: «Черт с вами, делайте, что хотите. Но доложите мое мнение». Мы переглянулись — какое мнение? Ни да, ни нет? Делайте что хотите — а мы предлагали ввести чрезвычайное положение в определенных районах страны, где гибли люди, а также в некоторых отраслях народного хозяйства (на железной дороге например). То есть он давал добро на эти действия, но сам объявлять это положение не желал.
— В. Варенников, В.Варенников. "Неповторимое", Книга 6
По словам О. Д. Бакланова, Горбачёв заявил членам ГКЧП, что не может ехать в Москву, потому что он сидит в корсете и у него отнялась нога. Также президент сказал им, что в любом случае прилетит в Москву на подписание договора, даже если ему отрежут ногу.[2]. В 16:32 на президентской даче были отключены все виды стационарной связи, включая канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР[38].
[править]Версия Геннадия Янаева
По версии члена ГКЧП Г. И. Янаева, 16 августа на одном из спецобъектов КГБ СССР в Москве состоялась встреча Министра обороны СССР Язова и Председателя КГБ Крючкова, на которой обсуждалась ситуация в стране. 17 августа на том же объекте прошла встреча в том же составе, на которую был также приглашен Председатель правительства СССР Валентин Павлов. На ней было решено направить группу членов Политбюро ЦК КПСС в Форос, чтобы потребовать от Михаила Горбачёва немедленного введения чрезвычайного положения и не подписывать новый Союзный договор без проведения дополнительного референдума. 18 августа около 20:00 Янаев прибыл в Кремль, где прошла встреча с группой членов Политбюро, вернувшихся из Фороса от Горбачёва.
…мне несколько раз звонили в автомашину начальник аппарата президента Болдин В. И., премьер-министр СССР Павлов В. С., председатель КГБ СССР Крючков В. А. Каждый из них, за исключением Болдина, просил меня приехать в Кремль для того, чтобы обсудить какие-то срочные вопросы… Зная тяжелейшую ситуацию в стране, зная, что предстоит подписание Союзного договора и неоднозначную реакцию в обществе по этому поводу, приехал на эту встречу весьма встревоженным и не знал, о чём пойдет речь
— Г. Янаев, материалы уголовного дела по ГКЧП т. 48 л.д. 4-45, [[26]]