Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в специальность.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
98.14 Кб
Скачать

3.Сообщество юристов и профессиональная юрид. Деятельность. Люди,

профессионально связанные с правом, также объективно и еще больше

субъективно программируют состояние юридической деятельности. Юристы,

естественно, заинтересованы в одобрении общества и, значит, в становлении и

развитии своей профессии. Они обладают собственными моральными

стремлениями, хотят иметь профессиональные качества, навыки, умения, делать

что-то для людей, делать это так, как требуется. Им необходимо продвигаться по

службе или улучшать свою репутацию.

Вопрос №3. Социальные функции и роль юристов на разных этапах исторического развития.

Согласно академической историографии, юриспруденция появилась еще во времена античности. Уже в пантеоне богов древней Эллады присутствовала богиня правосудия Темис (Фемида), богиня правды и справедливости Дике, богиня благозакония Эвномия, богиня мщения Немезис (Немезида).

Предшественниками юристов были софисты Древней Греции. Однако их нельзя назвать юристами в полном смысле слова: софисты, владевшие искусством красноречия, лишь помогали гражданам подготовиться к выступлению в суде при защите своих интересов. Право Древней Греции не знало института представительства, поэтому в суде каждый должен был отстаивать свои интересы лично. Исходя из этого, софисты давали "юридическую консультацию" - что и как следует говорить в суде, каким образом можно отстоять свою правоту, выстроив логическую цепочку из доказательств.

Первых профессиональных юристов (специалистов, обеспечивающих функционирование правовой системы) далДревний Рим и его Коллегия понтификов - высший жреческий институт царского и республиканского периода. В Коллегии понтификов сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования и велись записи юридических прецедентов. Кроме того, там давались компетентные юридические советы, как по отправлению религиозных культов, так и по "земным" делам различного рода. Источниками права являлись сложившиеся обычаи, а посвященными в право были исключительно патриции - высшее сословие из коренных жителей Рима.

В III в. до н.э. к праву были допущены люди простого происхождения (плебеи), а главный понтифик стал давать консультации всем желающим. Таким образом, юриспруденция ступила на новый виток развития и стала существовать как светское - отделенное от религии - знание.

Деятельность юристов имела колоссальное значение для римского государства и права, и оказала решающее влияние на развитие права в последующие эпохи. К юристам обращались за помощью при заключении сделок, при наличии каких-либо правовых сомнений, для составления исков и получения советов о том, как вести дело в суде. Тогда юристы в качестве представителей в судах практически не выступали.

Следующий этап в развитии юриспруденции в Риме произошел вследствие того, что императоры стали возводить наиболее опытных юристов в особый ранг. Их мнение становится обязательным для судьи по конкретному рассматриваемому им делу. Мнение таких юристов стало оказывать огромное влияние на практику правоприменения при рассмотрении схожих дел.

Именно в это время начинается оформление юриспруденции как науки. Было написано значительное количество комментариев на случаи из практики, кратких систематических учебников, монографических исследований. Первым в мире учебником правоведения принято считать "Институции" Гая.

Юристы, занявшие в эпоху республики видное положение в общественной жизни, в период империи приобретают еще большее значение. Карьера государственного служащего потеряла свою прежнюю привлекательность, на почетное место выдвинулись точные науки, юриспруденция и философия.

Юриспруденции стала средством достижения высших ступеней на императорской службе - юристы были необходимы императорам в качестве членов Консилиума. Так в развитии юриспруденции наступает период, который сегодня принято называть классическим.

Престиж адвоката был столь велик, что даже после падения Римской империи в V в. профессия юриста продолжала оставаться одной из самых уважаемых. На юридических факультетах средневековых университетов искусство составления судебных речей изучалось именно на примере выступлений знаменитых античных юристов.

В плане популярности профессии юриста наследницей Рима в полной мере стала Англия. Поскольку в этой стране была чрезвычайно запутанной система землевладения, то при желании можно было оспаривать в суде права владения любого человека за исключением короля. Историки полагают, что так называемые "Войны Роз", длившиеся более 30 лет (1455-1492) и стоившие жизни не одному королю, были вызваны именно бесконечными земельными спорами в среде провинциального дворянства. В XV в. каждый уважающий себя состоятельный человек пользовался услугами собственного юриста, которому платил немалые деньги.

В России юриспруденция как наука возникла в XVIII в. Быть юристом в то время означало быть практиком в полном смысле этого слова. Юристы петровского времени занимались не столько теоретической обработкой права, сколько его систематизацией, упорядочиванием разрозненных, противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.

На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г. Этот период дал России целое поколение юристов, которые заложили основания дальнейшего развития науки. За основу для русской юриспруденции они приняли германскую юриспруденцию, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление - историческую школу права.

В первые годы существования СССР юрист считался носителем важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для государственного строительства.

11 мая 1920 г. Советом народных комиссаров РСФСР было издано постановление "О регистрации лиц с высшим юридическим образованием", согласно которому указанные лица были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Однако русская юриспруденция и в советское время продолжала свое последовательное развитие.

В постперестроечной России роль и значение юридической профессии коренным образом изменились, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

Правовая реформа является одним из основных направлений государственного строительства.

С инициативой учреждения в России нового профессионального праздника - Дня юриста - впервые выступила Московская областная Дума, депутаты которой обратились с этим предложением в Ассоциацию юристов России. До этого в России отмечались День работника прокуратуры и День специалиста юридической службы. Однако эти категории юристов не включают работников юридической профессии в сфере правотворчества и правореализации, и специалистов, работающих в иных сферах создания и применения норм права.

29 января 2008 г. на съезде Ассоциации юристов России идея учреждения нового профессионального праздника была поддержана первым заместителем председателя Правительства России, будущим Президентом РФ Дмитрием Медведевым.

На стадии выдвижения инициативы звучало несколько вариантов установления самой даты. Согласно одному из них, День юриста предлагалось отмечать 28 февраля - в день памяти великого князя киевского Ярослава Мудрого, положившего начало старейшему своду законов "Русская правда". В других предложениях фигурировало и 22 января - день, в который в 1724 г. Сенатом был рассмотрен проект положения об учреждении Академии наук и художеств, в составе которой был учрежден юридический факультет.

4 февраля 2008 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ "Об установлении дня юриста", согласно которому Днем юриста устанавливалось 3 декабря. В этот день - 20 ноября по старому стилю - в 1864 г. в России была принята серия судебных уставов и других законодательных актов, ставших основой судебной реформы, и именно этот день вплоть до 1917 г. считали своим профессиональным праздником российские правоведы.

Вопрос№4.Выдающиеся российские судебные деятели

Анато́лий Фёдорович Ко́ни (28 января (9 февраля) 1844 года, Санкт-Петербург — 17 сентября 1927 года, Ленинград) — русскийюрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, выдающийся судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи. Почётный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности (1900), доктор уголовного права Харьковского университета (1890), профессор Петроградского университета (1918—1922). Автор многочисленных работ, воспоминаний «На жизненном пути».

В 1878 году суд под председательством А. Ф. Кони вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич.

Начальное образование Анатолиус (как он впоследствии называл сам себя)[1] получил в доме родителей, где наукам обучали домашние учителя. Значительную роль играла атмосфера в семье: постоянные чтения вслух, беседы о прочитанных книгах, о примечательных событиях жизни. Родители не поучениями, а своим примером воспитывали сыновей честными и прямыми, прививали уважение к старшим.

Родители, посчитав, что домашнее образование Анатолия закончено, в 1855 году отдали его в Училище Святой Анны (Анненшуле) — популярную в те годы немецкую школу при церкви св. Анны. Учился он хорошо, сказывалась домашняя подготовка. Из письма Толи отцу: «экзамен … из немецкой грамматики; причем случилось великое посрамление, из 36 чел нашего класса, только двое выдержали экзамен и то русские, 1 — сын твой возлюбленный …» [4].

В 1858 году Анатолий перешёл в IV класс Второй Санкт-петербургской гимназии. К этому времени он в совершенстве владелфранцузским и немецким языками и занимался переводами литературных произведений. Но на первом году занятий в гимназииособыми успехами не отличался, правда, в последующем, способный и самолюбивый Анатолий выправил положение. По решению Совета гимназии Анатолию Кони были вручены 7 похвальных свидетельств «во внимание к благонравному поведению и весьма хорошим успехам в науках» — «Грамот первого достоинства»[5].

В гимназиях тогда было семь классов; для получения аттестата, дававшего право поступления в университет, следовало пройти полный курс обучения. Но в 1857 году разрешили тем, кто не прошёл полный курс обучения, сдавать экзамен в качестве лиц, получивших домашнее образование.

Кони и четверо его товарищей (Кобылкин, Лукин, Сигель и Штюрмер) решили из VI класса гимназии сдать экзамен и поступить в университет. В мае 1861 года Анатолий блестяще сдал экзамены для поступления в Санкт-Петербургский университет по математическому отделению[6].

После закрытия в 1862 году из-за студенческих беспорядков на неопределённый срок Санкт-Петербургского университета Анатолий Фёдорович решил переехать в Москву, где перешёл на II курс юридического факультета Московского университета.

В 1865 году юридический факультет Московского университета закончили 89 человек, на экзаменах удостоены степени кандидата 33 человека, из них «подали удовлетворительные кандидатские рассуждения 24 человека», в том числе Кони Анатолий Фёдорович[6].

К марту 1865 года Анатолий Кони закончил работу над диссертацией «О праве необходимой обороны», которую в начале мая ректор передал в Совет императорского Московского университета с одобрительной отметкой на полях «Весьма почтенный труд». По решению Совета университета диссертация была опубликована в «Московских Университетских Известиях» за 1866 год.[6]

При сдаче экзаменов в мае 1865 года ректор университета С. И. Баршев, принимавший экзамен по уголовному праву, предлагал Анатолию Фёдоровичу остаться при университете преподавателем по кафедре уголовного права. Анатолий после раздумий отказался, он считал, что ему необходима более серьёзная подготовка, чтобы уже с осени приступить к чтению лекций, как настаивал ректор. Но С. И. Баршев, не желая терять способного специалиста, пообещал включить А. Ф. Кони в список рекомендуемых для посылки на учебу за границу, вЛейпциг, к Н. И. Пирогову; министерство рекомендацию приняло, и поездка была назначена на осень 1866 года.[6]

Однако реакция на покушение на императора Александра II 4 апреля 1866 года перечеркнула эти планы: был уволен министр народного просвещения А. В. Головнин, из Лейпцига отозвали Н. И. Пирогова, и посылка за границу молодых людей была приостановлена.

30 сентября 1865 года Анатолий Фёдорович поступил на временную службу счётным чиновником в государственный контроль и в тот же день (согласно послужному списку) по рекомендации университета на запрос военного министра Д. А. Милютина перешёл на работу по юридической части в Военное министерство, в распоряжение дежурного генерала, будущего начальника главного штаба графа Ф. Л. Гейдена.[6]

После судебной реформы Анатолий Фёдорович по собственному желанию (так как «меня тянуло в них неудержимо») перешёл 18 апреля 1866 года в Санкт-Петербургскую судебную палату на должность помощника секретаря по уголовному департаменту с зарплатой почти вдвое меньшей, чем в Главном штабе. 23 декабря 1866 года А. Ф. Кони с повышением перевели в Москву секретарём при прокуроре Московской судебной палатыД. А. Ровинском.[6]

В августе 1867 года Анатолия Фёдоровича назначили товарищем (помощником) прокурора Сумского окружного суда; пока шли сборы в дорогу, 7 ноября 1867 года последовало новое назначение — товарищем прокурора Харьковского окружного суда. Именно здесь возникла репутация молодого товарища прокурора: «малэ́нький, белэ́нький и злэ́нький»,[7] «злэ́нький» к нарушениям закона.

Судебная реформа в первые годы своего осуществления требовала от судебных деятелей большого напряжении сил. Любовь к новому, благородному делу, явившемуся на смену застарелого неправосудия и бесправия, - у многих из этих деятелей превышала их физические силы, по временам, некоторые из них «надрывались». Надорвался в 1868 году и я. Появилась чрезвычайная слабость, упадок сил, малокровие и, после более или менее продолжительного напряжения голоса, частые горловые кровотечения.[7]

Весной 1869 года Анатолий Фёдорович тяжело заболел и по настоянию врачей уехал за границу на лечение. В Карлсбаде А. Ф. Кони встречался с министром юстиции К. И. Паленом, с которым они уже встречались по службе, когда министр юстиции приезжал в Харьков. В Карлсбаде между Анатолием Фёдоровичем и Константином Ивановичем Паленом были частые разговоры, в ходе которых у К. И. Палена сложилось благоприятное впечатление о А. Ф. Кони, и он обещал ему перевод в Санкт-Петербург.[7]

К. И. Пален своё обещание сдержал, и 18 января 1870 года Анатолия Фёдоровича Кони назначили товарищем прокурора Санкт-Петербургского окружного суда. Впоследствии 26 июня 1870 года А. Ф. Кони назначили Самарским губернским прокурором, а 16 июля 1870 года прокурором Казанского окружного суда; в этой должности он участвовал и наблюдал за проведениемсудебной реформы в казанском судебном округе.[2]

В Санкт-Петербург Анатолий Фёдорович возвратился после назначения 20 мая 1871 года прокурором Санкт-Петербургского окружного суда.

17 июля 1875 года Анатолия Фёдоровича назначили вице-директором департамента министерства юстиции — «Палену был нужен человек, прекрасно знающий русское и зарубежное законодательство и хорошо зарекомендовавший себя на практической работе»[8]. Во время продолжительного отпуска или болезни, а также после смерти директора департамента В. С. Адамова К. И. Пален назначал А. Ф. Кони исполняющим должность директора департамента. Большинство склонялось к тому, что Анатолий Фёдорович займёт должность директора департамента, однако Пален дал понять Кони, «что он, несмотря на несомненное на то право, назначен директором не будет…»[8].

24 декабря 1877 года[2] Кони назначили председателем Санкт-Петербургского окружного суда, а 24 января 1878 года, после завершения дел по министерству, Анатолий Фёдорович вступил в новую должность[9].

Параллельно с основной работой Анатолий Фёдорович в период с 1876 по 1883 годы состоял преподавателем теории и практики уголовного судопроизводства Императорского училища правоведения и членом Высочайше учреждённой комиссии под председательством графаЭ. Т. Баранова для исследования железнодорожного дела в России, в которой участвовал в составлении общего устава Российских железных дорог. В 1875 году А. Ф. Кони был назначен членом совета управления учреждений великой княжны Елены Павловны, а в 1876 году стал одним из учредителей Санкт-Петербургского юридического общества при университете, в котором неоднократно исполнял обязанности члена редакционного комитета уголовного отдела и совета.[3]

В 1877 году Анатолий Фёдорович был избран в столичные почётные мировые судьи, а в 1878 году в почётные судьи Санкт-Петербургского иПетергофского уездов[3].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]