Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зар.журналистики.rtf
Скачиваний:
26
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
815.02 Кб
Скачать

3. Французская журналистика 18 в.

Почти весь 18 век французская пресса оставалась в строгих рамках ограничений, которые были наложены на нее еще в эпоху Реформации. В 1723 г. был принят цензурный кодекс, который налагал строжайший запрет на любые бесцензурные публикации. Как рукописные, так и печатные, как французские, так и заграничные. Королевский ордонанс 1757 г. под страхом смертной казни запрещал публикации, «направленные против религии, смущающие умы, покушающиеся на авторитет власти, возмущающие порядок и спокойствие». Смертная казнь за преступление печати довольно широко практиковалась во Франции в 18-м столетии. Количество цензоров росло: в 1741 г. было назначено 79 королевских цензоров, в 1751 г. – 82, в 1763 г. – 121. С 1777 г. цензура существует и в провинции. Кроме того, в 18 веке сохранялась система королевских привилегий, поэтому открыть новую газету было чрезвычайно трудно. По-прежнему нужно было получить от короля «патент».

Вместе с тем именно в 18 веке во Франции формируется общественное мнение. Огромный вклад в этот процесс внесли просветители, отстаивавшие свободу слова. В значительной степени именно под влиянием просветительских идей у французов сложилось убеждение в том, что они имеют право на свободный доступ к информации.

Рост общего интереса к новостям в сочетании с неграмотностью значительной части населения объясняют успех рукописных изданий. Они регулярно запрещались королевскими указами. Множество рукописных листков циркулировало в аллеях Люксембургского сада, в парижских кафе, на Новом мосту. Их зачастую читали там вслух, что позволяло неграмотным быть в курсе новостей.

Еще одним каналом обмена актуальной общественно значимой информацией были парижские салоны. Некоторые из них специализировались на распространении записанных новостей (новости о театре, литературе, подпольных, запрещенных публикациях, новых книгах, интересных судебных процессах, сатирические скетчи и песенки, придворные слухи). Эти записи продавались всем желающим с ними ознакомиться.

К середине 18 века центрами общения, местом бесед и обмена информацией становятся парижские кафе. Среди светской публики возникает своего рода мода на посещение кафе. Многие из них стали очагами распространения просветительских идей.

Великая французская революция (1789-1793 гг.) положила начало новому этапу в развитии французской журналистики. С началом революции во Франции практически была отменена цензура. 24 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в которой провозглашалось: «Свободный обмен идеями и мнениями есть одно из самых драгоценных прав человека. Любой гражданин может свободно говорить, писать, печатать, не злоупотребляя этой свободой и не переходя тех границ, которые установлены законом».

Французские газеты 18 века.

В начале 18 века журналистами и читателями уже осознавалась разница между «gazette» и «journal». «Газетт», как правило, «листок», выходящий еженедельно и освещающий события общественно-политической жизни и новости из разных стран. «Журналь» - обычно ежемесячное издание культурного или научного характера.

В середине столетия во Франции появляются довольно многочисленные специализированные газеты – литературные, экономические, медицинские, газеты для женщин и т.д. Всплеск специализированной периодики объясняется тем, что она не подвергалась жесткими цензурным ограничениям как издания общего характера.

Преобладание официальной прессы привело к тому, что французы в поисках новой и свежей информации обращались к иностранным газетам и французским газетам, издававшимся за границей и нелегально привозимых во Францию. Так с идеями европейских просветителей знакомила «Энциклопедическая газета», издававшаяся в Бельгии. Оппозиционной французскому абсолютизму была «Женевская газета» (выходила в Швейцарии).

После отмены цензуры в 1789 г. во Франции отмечается небывалый всплеск газетной периодики. Повышается общественный статус журналиста. Накануне революции один из ее ярких деятелей Камиль Демулен писал: «Ну вот я и журналист, и это довольно неплохая роль. Это больше не презираемая, продажная профессия, рабыня власти. Сегодня во Франции именно журналист <…> выносит свою оценку Сенату, сенаторам и самому правителю».

Революционная эпоха породила политическую прессу. Многие газеты стали трибуной той или иной партии, крупных деятелей революции. Первыми ежедневными политическими газетами во Франции были «Друг народа» Ж.-П. Марата, «Французский патриот» П. Бриссо, «Всеобщий вестник» Ш.-Ж. Панкука, «Газета споров» братьев Бертен.

Бриссо писал в первом номере «Французского патриота» в 1789 г.: «Нужно найти другой способ просвещения всех французов, непрерывный и не утомляющий их. Такой способ – политическая газета».

Первые революционные газеты представляли собой, как правило, листочки или брошюрки в несколько страниц небольшого формата, напечатанные сплошной версткой на плохой бумаге. Почти все под названием печатали эпиграфы. Газету «Революции Парижа» украшал эпиграф: «Сильные мира сего кажутся нам великими только потому, что мы стоим на коленях. Так поднимемся же».

До 1793 г. во французской прессе торжествовал политический плюрализм. Но после казни Людовика XVI были запрещены издания монархического толка.

Французские журналы 18 века.

Французская периодика в лучших своих образцах ориентировалась на английскую модель нравоописательного журнала-эссе, созданную Аддисоном и Стилом. В 1722 г. известный французский писатель, автор психологических романов Пьер Мариво (1688-1763) основал журнал «Французский зритель». Уже название журнала отсылало к аддисоновскому «Зрителю». По содержанию и структуре Мариво напоминал своего английского предшественника. Мариво печатал в журнале эссе на философские темы, сатирические нравоучительные очерки, психологические портреты. Журнал просуществовал недолго – один год.

Другой известный французский писатель аббат Прево (1697-1763), автор знаменитой повести «Манон Леско» издавал в Лондоне еженедельник «За и против» (1733-1740). Журнал представлял собой образец персонального журнализма. Большая часть материалов принадлежала перу аббата Прево. Он также за основу взял британский «Зритель». «За и против» унаследовал ровность и серьезность тона, сдержанность и корректность в оценках. Аббат Прево видел свою задачу в том, чтобы «руководить читателем, не навязывая ему своих симпатий и антипатий». Он печатал на 24 страницах информацию о литературных новинках во Франции и за рубежом, о научных открытиях, художественных выставках, обо всем, что могло заинтересовать культурную публику.

Журнал выполнял очень важную функцию посредника между английской и французской культурой. Будучи англоманом, аббат Прево считал, что именно передовая Англия должна быть образцом для французов. Он писал об английских порядках, быте и нравах англичан, но, прежде всего об английской литературе. Прево познакомил французов с Шекспиром, Мильтоном, Поупом, Свифтом, Филдингом. Журнал имел огромный успех во Франции.