Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы МГП.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
38.79 Кб
Скачать
  1. Мгп о правовом статусе участников вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, занимает особое, специфическое место в области международного права, является определенной системой юридических принципов и норм, имеет отраслевой объект, предмет и методы регулирования, а также свои функции. Такой «набор» качеств этой системы свидетельствует о наличии самостоятельной отрасли международного права.

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между воюющими, их отношения с нейтральными странами, а также устанавливающих правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны.

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, базируется на интересах, которые государства согласовывают на международном уровне с целью защиты от последствий войны, а также в условиях, когда внутренние правовые системы являются неэффективными в решении этой задачи. В таких условиях эта отрасль выполняет организационно-управленческую функцию.

  1. Некомбатанты и правовой статус во время вооруженных конфликтов.

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делятся на две группы: относящиеся к вооруженным силам и не относящиеся к вооруженным силам. В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающихся (комбатанты) и не участвующих в сражениях.

Неокомбатанты – это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это корреспонденты, духовенство, интенданты, юристы.

Неокомбатанты имеют при себе оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

  1. Мгп о запрещенных методах и средствах ведения военных действий.

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным[12].

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

использовать яды или отравленное оружие;

убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;

уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Грабеж и мародёрство запрещены.

  1. Правовой статус журналистов во время вооруженных конфликтов по международному праву.

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.)[10] и

журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.)[11]

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

являться представителями СМИ;

иметь аккредитацию в вооруженных силах;

сопровождать военные формирования;

не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, — по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.