
- •Идея социологии
- •2 Гл. I. Разд. X, XI.
- •Социальные законы и причины
- •Природа и цель общества
- •Основная информация по «основаниям социологии» и идеям.
- •Книга вторая. Элементы и структура общества.
- •Книга третья. Историческая эволюция общества.
- •Книга четвёртая. Социальный прогресс, законы и предпосылки.
- •Эволюционно-психологическая школа в социологии
- •Франклин Гиддингс
- •Специфика социологической концепции Гиддингса
Книга вторая. Элементы и структура общества.
Первая глава этого раздела повествует о структуре населения. Так, в ней рассматриваются понятия агрегации и конгрегации (общность людей, связанных либо не связанных меж собой, появившаяся в итоге передвижения; бывает первичная и вторичная, временная и неизменная), более полно раскрывается понятие «ассоциация» («физический процесс, начинающийся в обычных видах чувства и развивающийся, путём многих отношений, в деятельность»[5]), постулируется автогенетивность социальных групп. значимая часть главы посвящена также социальным конфликтам. Как писал сам Гиддингс, «групповые дела суть вид конфликта. Всякая деятельность есть столкновение… мыслей»[6]. Через конфликты реализуются два главных мотора прогресса: разрушение (conquest) и взаимоизменение (contention); из первого проистекает второе (характерный пример – завоевание варварами Рима). В качестве факторов конфликта автор выделяет понятия удара/нападения и ответного удара/нападения. потом следует возврат к понятию ассоциации. Утверждается, что она возникает, когда индивиды убеждены в том, что «они очень подобны меж собою, чтоб пробовать покорить друг друга». Принцип подражания императивно вызывает ассимиляцию, при этом более сильнейшие примеры подавляют менее сильнейшие. Но, с другой стороны, навязывание примера ведёт к антагонизму, будит в людях инстинкт войны, а как следствие, внутри общества зарождаются союзы в целях восстановления равновесия, что создаёт новейшие ассоциации. В ходе данного процесса меняется индивидуальная природа, что со временем приводит к возникновению социальной природы, основной чертой которой является толерантность. Далее Гиддингс переходит к проблеме сущности классов. По его мнению, они появляются на базе неравенства физических, умственных и нравственных сил. Классы разделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся жизненные («возникают из композиции разных частей в наследственности и положении каждого индивида»[7]; есть классы высокой, средней и низкой жизненности, что определяется соотношением уровня рождаемости и смертности), личностные (гении и таланты, норма, уроды), социальные (определяются различиями социальной природы; по данному критерию можно выделить четыре вида классов: социальные, отличающиеся высокоразвитым сознанием рода и пользой обществу; не-социальные, характеризующиеся рвением к индивидуализму; псевдо-социальные, в которые входят бедняки с выродившимся сознанием рода, подражающие социальному классу; антисоциальные, т.Е. Преступники). Глава заканчивается определением выделением девиации как одной из главных заморочек практической социологии.
Вторая глава посвящена эволюции понятия общественного разума. Автор выделяет две главных составляющих данного явления: социальное сознание, имеющееся во всех индивидумах социума, и социальное самосознание, возникающее на базе общественного сознания путём оптимального рассуждения и проявляющееся в обмене мнениями через свободное дискуссия мнений индивидов; на последние активно влияют публичные собрания и пресса, церковь. Основной категорией общественного разума является социальная память как «та сумма переданного знания и верования, которая известна как традиция»[8]. ее можно подразделить на первичную (сюда входит память экономическая, юридическая и политическая), вторичную (характерна лишь для сложившегося общества; обхватывает личную, эстетическую и религиозную память) и третичную (характерна лишь для цивилизации; включает память теологическую, метафизическую и научную). Юридическая память фиксируется в кодексах (законах), политическая – в политике, научная – в идеалах, эстетическая – во вкусах, религиозная – в вере. Ещё одной принципиальной категорией являются ценности, возникающие как соотношение желаний, материального объекта и публичного представления. Социальные ценности «определяют социальную волю, поскольку ее действие разумно»[9], т.Е. Детерминируют социальный выбор.
Третья глава полностью посвящена эволюции общественного состава общества. тут выделяются следующие стадии: семья (полиандрия, потом полигамия и моногамия), орда (несколько семей, отсутствие власти), племя (выделение вождя) и люд, на базе которого возникает правительство с внутренней территориальной структурой.
В четвёртой главе рассматривается устройство общества; в первую очередь анализируется такое формирование, как правительство. Устройство общества определяется как «организация его личных членов в особые ассоциации для заслуги разнообразных социальных целей»[10]. правительство же объединяет в себе ассоциации политических интересов (революционные и законные), ассоциации юридических интересов (как правило, стоящие вне закона), ассоциации «физических нужд» (тресты, концерны и т.Д.) И ассоциации «мысли, чувства и поведения» (церковь, братства). Индивиды объединяются в правительство как представители следующих категорий: подданные власти, созидатели общей власти, созидатели законной власти, агенты законной власти. Первичная мысль страны состоит в усовершенствовании социальной интеграции средствами армии, дипломатии, судов, милиции.